АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2009 года N 1225
В соответствии с п. 17 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315, п. 3 ст. 4 Закона Брянской области от 8 февраля 2006 года N 11-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Брянской области"
постановляю:
1. Утвердить проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории г. Новозыбкова, согласно приложениям 1 – 5.
2. Данное постановление опубликовать в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Теребунова А.Н.
Губернатор
Н.В.Денин
Историческая справка
Местность, занимаемая ныне г. Новозыбковым, была заселена издревле, о чем свидетельствуют древние летописи. В этих местах жило славянское племя радимичей. Материальными памятниками средневековья являются курганы Х - ХIII веков, сохранившиеся на территории Новозыбкова (расположены за пределами границ проектирования настоящего проекта).
На территории современного г. Новозыбкова находится также бывшее село Людковщина (ранее - городок Людков), принадлежавшее древним черниговским дворянам Зенченко еще до 1560 года. Как пишет один из первых историков новозыбковского края, оно "населено было едва ли не до татарщины". Род Зенченко владел также и богатыми соседними селами Старая Тростань, Замышево (Замишево), ему принадлежали "ловы рыбные и гоны бобровые" на речке Корма (позднее это название преобразовалось в топоним Корна, ныне - Карна).
С середины ХVII в. ввиду жестоких преследований беглые приверженцы старого обряда (раскольники) укрывались в стародубских лесах. Они же образовали слободу Зыбкую, которая известна с 1686 года. Возможно фактически она появилась несколько раньше (начало раскола - 1653 г., массовые репрессии начались после 1667 г.). Это предположение косвенно подтверждает известный факт - в соседнем селе Замышево старообрядцы поселились в 1668 г.
Название слободы Зыбкой известно и в форме Зыпков, этимология топонима точно не известна. Существуют предположения, что название происходит от слова "зыбь" - топь, зыбкое место. Вероятно, первичен топоним река Зыбка (зыбкие берега, а может быть, и зыбь на воде). Не исключены и другие варианты объяснения происхождения названия - например, по личному имени.
Известными основателями слободы считаются крестьяне - старообрядцы Перфилий и Еремей Карпович Карповы, крепостные помещика Рыльского уезда Курской губернии А.Г. Спесивцева. Беглые старообрядцы чувствовали себя более защищенными на территории гетманской Украины, достаточно автономной от царя Московского. Надежным заслоном им служили и огромные массивы стародубских и брянских лесов.
Слобода на территории Топальской сотни Стародубского полка была легализована стародубским полковником М.А. Миклашевским, который выдал осадный лист 12 (23) сентября 1701 г.: "Пану обозному судии, асаулам, сотникови, полковым стародубским, а особливо сотникови Топальскому, чиним известно, иже мы к помочи меской хотячи в сотни Топальской на урочищи Зыбкой, межи Тростаною и иными селцами помежними найдучимися над речкою Корною у вершине, на дуброве, вновь слободку, до ласки войсковой, осадити людми, зсылалисмо от боку нашего певних особ для отведения и ограниченья на тую слободку грунту, аби тоей слободке поселение было без обиды людской и помежних селец. Выслание от нас, узявше собе старинних людей з селец: Тростани Федора атамана, Тимоха Васильковича Борща, со Внукович войта Михайла Сердюка, Семена Козина - с Старой Тростани и иных з товарищества войскового, як и тяглих людей немало отвели и ограничивши грунт на слободку так нам подали: почавши от урочища Зыбкой, по речке Корне правым берегом в вышину идучи ку Тростани (Новой), чрез лес до убеди дубровы, а убеди дубровы шляхом деменским (что из Тростани в Деменку), по оба (около) шляху дуброва волная (по другому акту: к раздроблению обопол Волная) по раскопаный курган, оттоль через речку Глубочку в Старое Хуторище, от того хуторища еловым логом в Дуброву, которая межи Зыбкою и Людковщины начался от речки Корны, копцами тую Дубровку пределяючи мы вполь до тоей же речки Корны. Як теди чрез старинных людей и посланных наших на поселение помененной слободки есть объехан и определен грунт, тах аби нехто помежних с товариства войсковаго и посполитых людей не важился слободце той в грунтах ограниченных ей жадного чинити преначебонья и наименьшей перешкоди; тоже и слобожане аби, чрез определенный собе грунт, в помежних селец не втручалися грунта, а особливе Апанасови Зенченкови, якож и он сам Апанас з сынами своими, не важился на грунта определенныя находити и наименьшой слобожанам чинити кривды и перешкоды, под виною до шкатулки войсковой тысяча золотых, сим нашим, под печатью данным, писанием даруем".
Вскоре гетман И.С. Мазепа подтвердил своим универсалом права, дарованные новой слободке стародубским полковником.
Известна стала слобода и царю Петру I, прежде всего, партизанскими успехами 1708 г. против шведского отряда. "...в слободу Зыбкую бурмистру Ереме", например, адресован указ Петра I от 13 июня 1724 года.
В 1716 г. старообрядцы были переданы в ведение Раскольничьей конторы;
тогда в слободе насчитывалось уже 70 дворов, что, опираясь на многолетние новозыбковские статистические данные и незыблемость уклада и традиций его жителей позволяет считать, что в слободе обитало около 600 жителей. Раскольничья контора явилась инструментом большего притеснения староверов, но на территории Стародубского полка они пользовались значительными льготами по сравнению с единоверцами великоросских губерний, что способствовало устойчивости благосостояния слободы Зыбкой и её жителей.
Очень скоро слобода Зыбкая стала крупным религиозным центром старообрядчества в Стародубье (после двух разгромов центра старообрядчества в близкорасположенной Ветке, особенно после 1764 г.). Здесь подвизались видные деятели старообрядчества - о.Киприан, о.Леонтий (Иоанн Лукьянов, 1723 - 1724), Михаил Калмык (Матвей Васильев, 1763 - 1765), о.Патрикий (1739 - 1758) и др. В слободе поддерживалось каноническое искусство иконописи и церковной живописи. Как писал известный исследователь искусства и старины края, "старообрядчество как бы законсервировало искусство, как оно законсервировало обрядность".
Гонимые жители слободы Зыбкой почувствовали себя более уверенно при новом генерал-губернаторе Малороссии генерал-фельдмаршале графе П.А. Румянцове, который благосклонно относился к староверцам. К тому же, одно из крупных имений графа (Великая Топаль) находилось неподалеку от слободы Зыбкой.
Приободрившиеся старообрядцы построили в слободе сразу два больших деревянных храма: Христо-Рождественская церковь была основана в 1771 г. (не сохранилась), а Никольская церковь - в 1772 г.
В 1781 г. в Зыбкой было уже более двух с половиной тысяч жителей, занимавшихся торговлей, кустарным производством, ремеслами, поэтому вскоре (в 1782 г.) слобода была преобразована в посад Зыбков (Зыпковский посад).
Рост значения посада Зыбкова в масштабах края продолжался, и указом императора Александра I от 30 января 1809 г. посад Зыбков был преобразован в город Новозыбков. Одновременно особо приближенный к царю архитектор Вильям Иванович Гесте приступил к проектированию генерального плана новообразованного города. В. Гесте был крупнейшим градостроителем того времени;
император поручил ему одному рассматривать проекты генеральных планов всех городов России и, в случае необходимости, переделывать их или разрабатывать самому. Гесте побывал на месте и разработал несколько вариантов генплана (в 1810 и 1818 гг.), но утвержден был уже новым царем Николаем I вариант генерального плана 1826 года.
Анализ разработанных архитектором В.И. Гесте при участии царя Александра I (уделявшего исключительное внимание архитектуре и имевшего хорошую архитектурную подготовку и безупречный вкус) генпланов показывает, что в планах императора было сделать Новозыбков губернским городом. В пользу этого предположения может служить сравнительный анализ генпланов Новозыбкова, выполненных Гесте, с генпланами, выполненными им для других городов. Площадь новообразованного г. Новозыбкова, количество и размеры кварталов почти на порядок превышают параметры стандартного уездного города той поры и сопоставимы, например, с генеральными планами среднего губернского города (например, с Уфой, проектированной В. Гесте почти одновременно с Новозыбковым). Для уездного города были бы невозможны и три центральные площади, замысленные Гесте. Косвенным подтверждением данной гипотезы является личный приезд Гесте в Новозыбков - как правило, этот архитектор выезжал на место только в очень сложных случаях или в губернские города. Разумеется, новообразованный город Новозыбков не представлял бы сложностей для проектирования, если бы ему была уготована судьба уездного, а не губернского города. За неимением точных документальных подтверждений можно предположить, что Новозыбков задумывался как центр Стародубовской губернии, которую предполагалось образовать из местностей, населенных преимущественно старообрядцами, так как подобно своему отцу Павлу I царь Александр поначалу благоприятствовал старообрядцам и в начале царствования был привержен идеалистическим замыслам.
Стать губернским городом Новозыбкову не удалось, но "скроенный на вырост" генплан не нуждался в изменениях вплоть до середины ХХ в., при этом с большим трудом город освоил огромную территорию добротной застройкой только к рубежу ХIХ - ХХ вв., и этому способствовали предприимчивость и трудолюбие жителей (к 1861 г. - более 80% жителей города были старообрядцами). В результате отставания формирования каменной застройки от создания планировки город приобрел оригинальный облик, выражающийся в сочетании классицистической планировки и зданий постройки рубежа ХIХ - начала ХХ вв., выполненных в так называемом кирпичном стиле, причем в старообрядческом Новозыбкове эти постройки ориентировались преимущественно на образцы зодчества Московской Руси ХVII в.
После отмены крепостного права (в 1861 г.) начался значительный рост города, продолжавшийся до 1914 года. Достаточно сказать, что население города за этот срок выросло почти в 5 раз.
Новозыбковцы использовали все возможности уезда - лес, выращивание конопли (как сырье для производства пеньки, из которой делали корабельные канаты; кроме того, из конопли производили масло, которое шло для масляных уличных фонарей), животноводство;
на базе ограниченных сырьевых ресурсов, тем не менее, создалась нешуточная промышленность. В 1897 г. в городе действовало 35 заводов и фабрик с веревочно-канатным, парусиновым, кожевенным, мыловаренным, маслобойным, сыродельным, медоварным, мукомольным, кирпичным, гончарным, уксусным, прядильным, свечным производствами;
в 1864 г. была основана первая спичечная фабрика ("М.Волков и сыновья"). К 1913 г. Новозыбков уже был крупнейшим в России центром производства спичек (работали 8 фабрик, производили около 300 миллионов коробков спичек в год).
Город стал крупным торговым центром. В 1897 г. было 165 торговых лавок и 9 гостиниц и постоялых дворов. Происходили ярмарки (4 раза в год), базары (дважды в неделю), где проходила торговля скотом, кожами, говяжьим салом, солониной, сапогами, пенькой, льном, мехами, пряниками, красками, сукном. Были развиты кустарные производства:
бондарные, кузницы, мыловарни, бойни, гончарные мастерские и многие другие.
Способствовал развитию города приток в него деятельного еврейского населения (этот процесс происходил еще до включения города в так называемую черту оседлости), подобно старообрядцам, гонимые евреи укрылись в Новозыбкове. Благодаря этому миграционному процессу город украсился рядом значительных каменных построек с оригинальными орнаментальными мотивами.
Особенно возросла роль города после проведения через Новозыбков Полесской железной дороги (1885 - 1887 гг., от Брянска до Брест-Литовска), а затем после устройства ветки на Новгород-Северский (1899 г.). Раньше многих других городов царской России в Новозыбкове появились телеграф, электричество, мощеные улицы, кинематограф.
К 1897 г. в городе было 119 каменных зданий и 1692 деревянных строения (включая имевшие кирпичные лицевые фасады).
Новозыбков стал также и значительным учебным, научным и культурным центром губернии. Здесь были:
женская гимназия (основана как прогимназия), реальное училище (открыто в 1875 г.), сельскохозяйственное техническое училище (основано в 1892 г.), опытная научная сельскохозяйственная станция (основана в 1916 г.) и другие учебные заведения. Всего к 1913 г. в городе было 12 учебных заведений.
После Октябрьской революции и гражданской войны в городе несколько упала численность населения, но вскоре город возродился. В Новозыбкове появилось первое высшее учебное заведение - агропединститут (основан в 1930 г., с 1934 г. - пединститут).
Огромный урон Новозыбкову нанесла гитлеровская оккупация (16 августа 1941 г. - 25 сентября 1943 г.), в числе разрушенных зданий был самый значительный памятник новозыбковской архитектуры - Гостиный двор.
Но эти же годы принесли краю славу партизанской земли. В лесах близ Новозыбкова в марте 1943 г. началось формирование знаменитого партизанского соединения А.Ф. Федорова.
В возродившемся после войны городе началось массовое жилищное строительство, выполнялось благоустройство и озеленение. Значительную роль в развитии современной инфраструктуры города, его жилищного фонда и промышленной базы сыграл генеральный план Новозыбкова, разработанный в 1981 - 1983 гг. институтом "Гипрогор", по которому все необходимые городу объекты были размещены за пределами исторической части или на её периферии.
В Новозыбкове ныне расположены филиал Брянского государственного университета, сельскохозяйственный техникум, педагогическое и медицинское училища, высшее духовное училище Русской древлеправославной церкви (осн. в 1990 г.), музыкальная и художественная школы, 5 домов культуры, 5 библиотек, краеведческий музей, народный театр... Имеются в городе и промышленные предприятия: мясоптицекомбинат, маслосырзавод, пивосолодовенный завод, швейные и трикотажные фабрики, станкостроительный завод). В 1970-х по производству шерстяных изделий Новозыбков был на втором месте в СССР.
С 1957 г. город стал центром епископии Русской древлеправославной церкви, с 1963 - резиденцией первоиерарха Русской древлеправославной церкви - архипископа Новозыбковского, Московского и всея Руси.
Исторические особенности формирования объемно-планировочной структуры центральной части г. Новозыбкова
Формирование объемно-планировочной структуры центральной части г. Новозыбкова происходило на основании проектных и фиксационных планов: 1808 г. - фиксация слободы Зыбкой на генплане 1826 года, 1810 г. - проект генплана, 1818 г. - проект генплана, 1826 г. - генплан, 1840 г. - генплан, 1919 г. - план, 1974 г. - топосъемка, 2003 г. - дежурный план. Сводные результаты этой работы представлены на историко-архитектурном опорном плане.
Главной исторической особенностью формирования планировочной структуры дореволюционного Новозыбкова была одностадийность её формирования. Планировочная структура была создана в 1810 - 1840 годах, но неуклонно осуществлялась по идеям, объявленным в 1810 и последующих годах. В последующие годы ХIХ - первой половины ХХ вв. происходило, в основном, доформирование границ кварталов, их незначительная корректировка "по факту". Территориальный рост Новозыбкова в послевоенный период существенно дополнил планировочную структуру города, но все эти изменения произведены за пределами границ проектирования настоящего проекта.
При проектировании города Новозыбкова архитектор В. Гесте довольно механистически наложил жесткую сетку кварталов на привольно и живописно раскинувшуюся слободу Зыбкую. Старая слобода Зыбкая читается по участкам, чьи межевые границы идут вкось по отношению к уличной сети (в районе Красной ул., ул. Рокоссовского, ул. Ленина и других). Гесте не стал (или не смог) значительно нарушать права собственности владельцев уже отмежеванных участков и проектировал границы домовладений в соответствии с геометрией созданного им генерального плана города только на территориях, свободных от частного домовладения.
Такие кварталы подлежали упорядоченной застройке. Жилые дома располагались по красным линиям, при угловом расположении угол обязательно закреплялся зданием.
У Гесте только два лобовых замыкания улиц специально размещенными зданиями. Эта особенность сохранилась в Старом Новозыбкове и поныне (не учитываются случайные, архитектурно не организованные замыкания улиц). Исключениями стали построенные на рубеже ХIХ и ХХ вв. Чудо-Михайловский собор и Вонифатьевская церковь, на которые замкнуты по три улицы.
Значительное влияние на застройку города оказал сильный пожар 1853 г. - после него от обывателей стали требовать выполнения каменной застройки (также и для формирования впечатляющего фронта улиц). Ответом жителей стало новозыбковское изобретение - весьма часто осуществлялась постройка из кирпича только лицевой стены, за которой размещался традиционный сруб, в котором продолжали жить по старинке.
Архитектурный облик Новозыбкова производит и поныне весьма сильное и довольно цельное впечатление, благодаря сочетанию оригинальной планировки и высокому уровню архитектурных решений значительной части сохранившейся исторической застройки.
В большой мере способствовало сохранению облика исторического центра Новозыбкова и прилегающих к центру посадских территорий то обстоятельство, что рост населения города происходил достаточно равномерно, без резких скачков. Отмечавшиеся в городской статистике скачки роста населения - в первой трети ХIХ в. (вызван приданием посаду Зыбкову статуса уездного города), в 1860-х гг. (вызван отменой крепостного права) и в начале ХХ в. (вызван превращением Новозыбкова в железнодорожный узел, что привело к росту промышленности и торговли) - происходили в рамках возможностей новозыбковского территориального и планировочного ресурса и послужили на пользу городу. Послевоенный скачкообразный прирост населения Новозыбкова происходил, в основном, за счет освоения новых территорий, а также кварталов рыхлой застройки на периферии центра.
Значительная архитектурная ценность сохранившейся исторической застройки пока ещё недооценена даже самими горожанами, что в немалой степени связано с её почти полной безымянностью. Ведь одно дело, когда автор здания неизвестен, и другое, когда автор здания - выдающийся архитектор.
Работа по обследованию и выявлению ценной застройки и объектов культурного наследия должна быть продолжена и в дальнейшем.
Необходимо выделить наиболее выдающиеся архитектурные события в центральной части города. Это деревянный Никольский храм (1717 г.) с уникальной 40-метровой колокольней из сложенных венцов (1818 г.), изящные Чудо-Михайловский (1861 - 1898 гг., арх. Э.И. Жибер) и Троицкий (1905 - 1914 гг.) храмы. Важен для городской панорамы силуэт Спасо-Преображенского собора (1910 - 1914 гг.). Сделали бы честь любому губернскому городу здания Общественного собрания (1893 г.), филиала Орловского банка (1902 г.), женской гимназии (1879 г., 1880-е гг., арх. Е.К. Торлин), дом Певзнера (1884 г.) и др. Высокого уровня достигло в Новозыбкове искусство древодельцев. Среди выдающихся построек деревянного зодчества - дома Абросимовых, Волковых, Осипова и др.
Пообъектовое формирование улично-дорожной сети
Ниже приведены данные о формировании сети ныне существующих улиц, переулков, площадей и набережных в пределах центральной части города с указанием их прежних названий и этимологии топонимов, что дает дополнительный материал для изучения развития города.
Ул. Бульварная. Проложена в соответствии с генпланами 1810, 1818 и 1826 гг. Названа по имени бульвара, который хотели устроить здесь в 1845 г.
Ул. Воровского (севернее ручья). Проложена в соответствии с генпланами 1810, 1818 и 1826 гг. Часть улицы севернее р. Зыбка - бывшая Рождественская ул. (прежнее наименование улицы - по несохранившемуся Рождественскому старообрядческому храму, основанному в 1771 г.). Современное название - с начала 1920-х гг.