Недействующий

Об утверждении программы "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010 - 2012 годы) (с изменениями на 8 февраля 2012 года)


Таблица 1

Динамика отдельных показателей розничной торговли

В 2003 - 2008 годах

(%)

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Темп роста оборота розничной торговли к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах

114,2

114,2

113,5

115,6

115,3

Удельный вес продажи в общем
товарообороте:
продовольственных товаров
непродовольственных товаров



49,6
50,4



48,0
52,0



46,9
53,1



46,8
53,2



48,8
51,2


Рис. 1. Формирование оборота розничной торговли

Рисунок не приводится.

Сфера торговли является инвестиционно привлекательной. В 2008 году инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям торговли составили более 693 млн. рублей. Основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства инвесторов.

Привлечение инвесторов дает возможность осваивать новые прогрессивные формы торгового обслуживания, развивать сетевые торговые структуры. В настоящее время на продовольственном рынке области работает 8 крупных сетевых структур. Среди них крупные российские сетевые компании: ООО "Евролот-Запад" ("Свенская ярмарка"), ЗАО "Корпорация "ГРИНН" (гипермаркет "Линия"), ЗАО "Тандер" (сеть магазинов "Магнит"), ООО "Копейка-Москва", региональные сетевые компании эконом-класса: "Ритейл" (сеть магазинов "Кенгуру", "Калита" и др. - всего более 10 предприятий), ООО "Меркурий", ООО "Самохвал". В июне 2009 года на рынок пришел иностранный инвестор ООО "МЕТРО "Кэш энд Керри".

Сеть магазинов самообслуживания насчитывает 155 предприятий, в том числе 98 открыто в районных центрах.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок услуг розничной торговли на территории Брянской области относится к рынку с развитой конкурентной средой или низкоконцентрированному типу.

Несмотря на достаточно высокий уровень развития розничной торговли, в секторе имеются проблемы ценовой и территориальной доступности.

Процесс развития торговых сетей изменил систему взаимоотношений участников потребительского рынка. Для покупателей развитие предприятий современного формата несомненно является положительным фактором. Однако доминирование сетевой торговли, как правило, влечет за собой дискриминационные условия, предусмотренные в заключаемых контрактах на поставку продукции (высокие входные бонусы, плата за полку "горячей линии" (уровень глаз), обязательное удешевление товара при росте объема поставок и др.), что приводит к ограничению доступа товаропроизводителей.

Также значительные трудности в условиях монополизации рынка торговыми сетями испытывают мелкорозничные предприятия. Нехватка оборотного капитала, диспаритет поставщиков в отпускных ценах ставят их в неравные условия функционирования на потребительском рынке. Такая ситуация для магазинов "шаговой доступности" оборачивается падением оборота и угрозой прекращения деятельности.

Существуют и определенные проблемы торгового обслуживания жителей труднодоступных и малочисленных населенных пунктов.

На 1 января 2009 года в области имелось 2360 сельских населенных пунктов, из них 1260 (53 процента) - труднодоступных и малочисленных, не имеющих стационарной торговой сети. Численность жителей в этих поселениях более 36 тыс. человек. Торговое обслуживание населения в этих пунктах осуществляется посредством выездной торговли, так как содержание стационарных предприятий торговли в малочисленных населенных пунктах с числом жителей от 2 до 100 человек убыточно.

На Брянщине разработан комплекс мероприятий, направленных на улучшение торгового обслуживания жителей населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети. В каждом районе утверждены графики выездной торговли, за населенными пунктами закреплены конкретные торговые предприятия и индивидуальные предприниматели.

Исходя из анализа рынка розничной торговли можно предложить следующие меры развития конкурентной среды:

предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

формирование, совершенствование и развитие инфраструктуры розничной торговли, в том числе логистической инфраструктуры;

создание условий для реализации сельхозпродукции и товаров местных производителей;

абзац исключен Постановлением администрации Брянской области от 10.09.2010 N 937;

абзац исключен Постановлением администрации Брянской области от 10.09.2010 N 937.

2. Анализ и оценка конкурентной среды в агропродовольственном комплексе

Развитие конкуренции во всех сферах рынка агропродовольственных товаров - от производства сырья до конечной реализации в розничной торговле - является важной задачей в кризисных экономических условиях.

Товарная насыщенность продовольственного рынка носит устойчивый характер и соответствует платежеспособному спросу населения с разным уровнем достатка на социально значимые продукты питания.

В 2008 году агропромышленным комплексом Брянской области произведено продукции сельского хозяйства на сумму 21,2 млрд. рублей (рост на 7,6 процента к уровню прошлого года в сопоставимых ценах).

Производство продукции сельского хозяйства в 2008 году осуществляли 442 сельскохозяйственные организации (СО), 873 крестьянских (фермерских) хозяйства (КФХ), 243809 личных подсобных хозяйств (ЛПХ).