Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие транспортной системы Брянской области» (2011 - 2015 годы) (с изменениями на 29 августа 2011 года)


2. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения
и необходимость ее решения на региональном уровне
программно-целевым методом


2.1 Анализ современного состояния дорожной сети

Сеть автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения общего пользования - один из важнейших элементов транспортно-коммуникационной системы Брянской области, оказывающих огромное влияние на развитие экономики государства и бизнеса, социальной инфраструктуры и повышение уровня жизнедеятельности населения.

Между тем состояние сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения вызывает особое беспокойство, так как не соответствует экономическим и социальным потребностям общества.

Общая протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Брянской области на 1 января 2011 года составляет 5982,48 км, из них 5638,3 км с твердым покрытием. (в ред. постановления администрации Брянской области от 07.04.2011 N 306)

Абзац исключен постановлением администрации Брянской области от 07.04.2011 N 306.

Одним из основных показателей развития дорожной сети является плотность автомобильных дорог, составляющая по Брянской области 162,3 км/1000 кв. км.

Плотность сети автомобильных дорог общего пользования по районам колеблется в значительных пределах - от 249,3 км/1000 кв. м до 102,9 км/1000 кв. м. Наиболее высокая плотность дорог в Погарском районе, наиболее низкая - в Брянском районе.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно отмечалось, что изношенность и низкая плотность сети автомобильных дорог накладывают серьезное ограничение на развитие всей экономики.

Развитие сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Брянской области в 2004 - 2010 годах осуществлялось а рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация транспортной системы Брянской области» (2004 - 2010 годы), утвержденной постановлением администрации области от 12 января 2009 года N 3. (в ред. постановления администрации Брянской области от 07.04.2011 N 306)

Темпы дорожного строительства сегодня отстают от темпов роста автомобильного парка. Рост парка автотранспортных средств оказывает влияние на интенсивность движения автотранспортных потоков, что приводит к росту затрат на автомобильные перевозки по сравнению с нормальными условиями движения.

Обозначенные проблемы отставания в развитии автомобильных дорог создают угрозу ограничения экономического роста и социального развития региона в целом. При сохранении существующих объемов дорожного строительства решение приоритетной задачи реконструкции и модернизации автомобильных дорог в составе транспортных коридоров будет осуществлено в минимальном объеме.

В 2011 - 2015 годах ежегодно планируется ремонтировать около 15,5 км автомобильных дорог, что составляет 1 % от нормативной потребности. Это означает, что не обеспечивается восстановление ежегодного износа автомобильных дорог и начинается необратимый процесс разрушения государственного имущества. Ремонт и восстановление автомобильных дорог в таких условиях обойдется в 2,5 - 3 раза дороже, чем ремонт и модернизация с соблюдением межремонтных сроков и реальных потребностей. (в ред. постановления администрации Брянской области от 07.04.2011 N 306)

Сложившаяся тенденция привела к тому, что сеть автомобильных дорог Брянской области регионального и межмуниципального значения перестала отвечать потребностям экономики. Более того, 70 % автомобильных дорог не отвечают нормативным требованиям.

В создавшейся ситуации необходимо принимать неотложные меры по качественному изменению состояния сети автомобильных дорог, но в рамках представленной программы данная задача не решается.

В настоящее время около 1063 населенных пунктов не имеют связи дорогами с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, то есть дополнительно для приведения сельских дорог к нормативам дорог общего пользования требуются значительные финансовые средства. (в ред. постановления администрации Брянской области от 07.04.2011 N 306)

Основная функция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения состоит в обеспечении автотранспортных связей между населенными пунктами.

На автомобильных дорогах регионального значения эксплуатируется 290 мостовых сооружений общей протяженностью 12,96 км. Проблема состояния мостов остается актуальной. (в ред. постановления администрации Брянской области от 07.04.2011 N 306)

Требуют капитального ремонта 25 мостовых сооружений, планово-предупредительного ремонта— 167.

Абзац исключен постановлением администрации Брянской области от 07.04.2011 N 306.

В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения были выше темпов их восстановления.

Указанные тенденции привели к тому, что ряд автомобильных дорог требует перевода из категории с усовершенствованным покрытием в категорию с переходным типом покрытия.

Увеличение количества автотранспортных средств у населения и увеличение интенсивности их эксплуатации будут обострять проблему безопасности дорожного движения и в реальных условиях увеличивать человеческие и экономические потери, а также негативно влиять на окружающую среду.

2.2. Оценка влияния дорожной сети на социально-экономическое развитие

Основные показатели развития экономики - валовой региональный продукт, уровень цен, доходы бюджета, уровень жизни населения — находятся в прямой зависимости от плотности и состояния дорожной сети.

Технические параметры и уровень инженерного оснащения большинства автомобильных дорог не отвечают современным требованиям и не соответствуют достигнутым размерам интенсивности движения транспортных средств. Это приводит к снижению их пропускной способности, увеличению затрат от потери времени следования в пути пользователей дорогами, высокой себестоимости перевозок и др.

Исследования, проведенные Воронежским филиалом ГипродорНИИ, показали, что строительство новых и улучшение эксплуатационных качеств построенных дорог ведет к значительному увеличению объемов перевозок в связи с возможностью использования автомобилей большей грузоподъемности и ликвидацией перепробега вследствие формирования новых транспортных связей.

Неудовлетворительное состояние дорожной сети, особенно в сельской местности, сдерживает освоение территорий и замедляет темпы социально-экономического развития. Транспортные затраты в «бездорожных» хозяйствах значительно превосходят расходы хозяйств, обеспеченных дорогами с твердым покрытием.

Состояние автодорожной сети области оказывает значительное влияние и на социальную сферу агропромышленного комплекса. Неудовлетворительная транспортная доступность значительного числа населенных пунктов и низкое качество дорог влекут за собой целый ряд негативных социальных явлений. Сдерживается развитие культуры и образования, торговли и службы быта, трудности в доставке товаров влекут за собой снижение их качества и увеличение стоимости.