Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2009 года N 186


Об утверждении программы Брянской области
"Новая семья" (2009-2010 годы)



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года N 404, в целях создания благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в новой семье

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую программу Брянской области "Новая семья" (2009-2010 годы).

2. Контроль за исполнением постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области -председателя комитета по экономической политике Брянской области Ковалевского В.В.

Губернатор
Н.В. Денин



Утверждена
постановлением
 администрации Брянской области
от 4 марта 2009 г. N 186


Программа
Брянской области «Новая семья»
 (2009-2010 годы)

Паспорт
программы Брянской области
 «Новая семья» (2009-2010 годы)

Наименование программы

-«Новая семья» (2009-2010 годы)

Основание для разработки программы

- Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Государственный заказчик программы

- администрация Брянской области

Заказчик программы

- администрация Брянской области

Основной разработчик программы

- комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации Брянской области

Цель программы

- создание благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в новой семье

Задачи программы

- эффективное использование средств, направленных на развитие всех форм устройства ребенка, оставшегося без попечения   родителей, в новую семью;

создание системы механизмов по улучшению положения новых семей и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в них;

создание информационных, методических, организационных и финансовых условий для осознанного приема детей в семью

Основные мероприятия программы

- формирование и пропаганда семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

подготовка граждан, желающих принять в семью детей, и сопровождение новых семей;

мониторинг и оценка процесса развития института новых семей

Целевая группа, на которую направлена деятельность по программе

- граждане, способные и желающие принять детей на воспитание;

семьи, принявшие детей на воспитание (новая семья)

Количественные и качественные показатели

- достичь к концу 2010 года: сокращения числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, до 1000 детей;

сокращения числа детей, оставшихся без попечения родителей и направленных в государственные учреждения, до 130 детей;

увеличения числа граждан, желающих принять ребенка в семью, прошедших психолого-социальное тестирование, до 250 человек;

уменьшения процента отказов новых родителей от воспитания приемных детей до 2,5 процента

Исполнители программы

- комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации области, Брянский городской центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (по согласованию)

Срок реализации программы

-2009-2010 годы

Объем и источники финансирования программы

- общий объем финансирования программных мероприятий -20842,8 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 17782,8 тыс. рублей;

федеральный бюджет - 3060 тыс. рублей*

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- создание новых семей - около 600 семей;

устройство в новые семьи до 79 процентов детей, впервые оставшихся без попечения родителей

Контроль за ходом выполнения программы

- контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472


* При условии выделения средств.

1. Содержание проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, отказов от детей среди усыновителей, опекунов, приемных родителей и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

В Брянской области ведется целенаправленная работа по совершенствованию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике отказов замещающих родителей от детей и стабильности жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 1 января 2009 года всего в семьях граждан в Брянской области воспитывается 4830 детей, оставшихся без попечения родителей, из них: 768 усыновленных, 599 приемных и 3463 ребенка, находящихся под опекой (попечительством).

За последние 3 года значительно усовершенствована нормативно-правовая база региона, регламентирующая жизнедеятельность семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

С целью стимулирования граждан, принимающих ребенка в семью, в области приняты законы, согласно которым с 2006 года дважды увеличены размеры денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание подопечного ребенка, а также размер оплаты труда приемных родителей.

С целью усиления мер социальной подщвришн семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 году администрацией области приняты постановления, в которых впервые предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки замещающих семей за счет средств областного бюджета: гражданам, усыновившим в 2008 году ребенка, оставшегося без попечения родителей, назначается единовременное пособие в размере 15000 рублей, гражданам, взявшим на воспитание в 2008 году ребенка-инвалида (усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям), - в размере 10000 рублей, при усыновлении ребенка-инвалида гражданину назначаются два пособия (15000 рублей и 10000 рублей), семьям усыновителей, опекунов (попечителей), приемным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается разовая материальная помощь в размере до 12000 рублей.

В 2008 году объем финансирования из консолидированного бюджета области на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей и выплат)" разовой материальной помощи составил 223683,7 тыс. рублей, что более чем в 100 раз больше объема финансирования в 2006 году.

Принят закон Брянской области, в соответствии с которым впервые за счет областного бюджета предусмотрена компенсация за проезд детей в общественном транспорте.

Принимаемые меры позволили увеличить число устраиваемых в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

По итогам работы 2007 года Брянская область среди 18 регионов Центрального федерального округа заняла первое место по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и 12 место в Российской Федерации.

В 2008 году из 879 выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, 681 ребенок устроен на воспитание в семьи граждан в течение первого месяца своего сиротства (под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью), что составляет 77,5 % (сравнимо с 2007 годом, на 4,1 % больше, чем за 2006 год, и на 17 % больше, чем за 2005 год).

За 2008 год на территории Брянской области выявлен 861 ребенок, оставшийся без попечения родителей, что на 2 % меньше, чем в 2007 году. В семьи граждан устроено 863 ребенка (усыновлено - 83, передано под опеку - 576, в приемную семью - 219) и 8 детей возвращены родителям.

О приоритете семейного устройства детей говорит и тот факт, что в 2008 году по сравнению с предыдущими годами на 36 % уменьшилось число детей, направленных в сиротские учреждения, а число воспитанников данных учреждений - в 1,3 раза. За период 2006 - 2008 годов реорганизовано 6 учреждений интернатного типа.

В 1,2 раза уменьшилось число детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 год - 1546 чел., 2007 год - 1257 чел., 2008 год - 1055 чел.). До 2005 года этот показатель стоял на отметке 1900 человек.

С 2006 года в области активно развивается новая форма устройства детей в семью - приемная семья. Если в июне 2006 года в области 3 приемные семьи воспитывали 12 приемных детей, то по состоянию на 1 января 2009 года в 388 приемных семьях воспитывается 599 приемных детей.

Некоторые приемные родители не имели ранее постоянного заработка из-за отсутствия возможности трудоустройства по месту жительства.

С учетом социальной значимости вопросов, связанных с адаптацией детей в семьях граждан, в области организовано ежегодное проведение мониторинга адаптации детей, переданных на воспитание в приемные семьи, по результатам которого в районах области проводятся "круглые столы" с приемными родителями с участием соответствующих специалистов.

Разработана и внедрена программа подготовки граждан, желающих взять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, которая реализуется на базе муниципальных центров психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, расположенных в 26 районах области.

Используются всевозможные формы и методы работы со СМИ по данному направлению деятельности (видео-, аудиоролики, видеооткрытки, бегущая строка, плакаты, буклеты и др. виды социальной рекламы).

В настоящее время в области выстраивается система подготовки и сопровождения замещающих семей.

В уставные документы центров психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков вносятся дополнения, которые позволят обеспечивать подготовку, оценку и сопровождение замещающих семей, что должно позитивно сказаться на стабильности института замещающих семей в области.

В области принята и действует с 2008 года областная целевая программа «Демографическое развитие Брянской области» (2008 -2010 годы) с объемом финансирования 500 млн. руб., в которой предусмотрены меры поддержки и развития института замещающих семей и которая легла в основу данной программы.

Несмотря на принимаемые меры, остаются нерешенными ряд проблем, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, и жизнеспособностью замещающих семей.

На сегодняшний день велика доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных от 14 лет и старше. Она составляет 56 %, что затрудняет их устройство в семью, усложняет период адаптации.

Проблемным является устройство и воспитание в семье детей, имеющих отклонения в развитии.

Граждане не готовы взять на себя ответственность за воспитание данной категории детей.

В соответствии с действующим законодательством усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей.

Однако фактически в области усыновление (удочерение) детей составляет не более 4,7 - 7 % от числа устраиваемых в семью детей, в 2005 - 2007 годах доля усыновления детей сократилась с 7 % в 2005 году до 4,2 % в 2007 году. Финансовая поддержка семей усыновителей в 2008 году позволила увеличить данный процент до 6 %.

Недостаточен уровень подготовленности граждан, желающих принять ребенка в семью, практически на стадии зарождения находится система сопровождения замещающих семей (отсутствует опыт работы по данному направлению, нет программ, обеспечивающих решение данной проблемы и т.д.).

Вызывают озабоченность отдельные случаи отказов приемных родителей от воспитания приемных детей.

В сложившейся ситуации решение указанных проблем требует системного, программно-целевого подхода. Мероприятия предлагаемой программы будут способствовать позитивному сдвигу в решении указанных проблем.

2. Цель, задачи, сроки реализации программы

Основной целью программы является создание благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в новой семье.

Достижение указанной цели будет осуществляться в ходе реализации следующих задач:

эффективное использование средств, направленных на развитие всех форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новую семью;

создание системы механизмов по улучшению положения новых семей и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в них;

создание информационных, методических, организационных и финансовых условий для осознанного приема детей в семью.

Срок реализации программы - 2009-2010 годы.

3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Система мероприятий программы направлена на обеспечение в области совершенствования форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики отказов замещающих родителей от детей, улучшение их благосостояния, развитие института новой семьи, обеспечение приоритетных форм устройства детей в семью и стабильность функционирования создаваемых новых семей и представлена разделами:

"Формирование и пропаганда семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей";

"Подготовка граждан, желающих принять в семью ребенка, и сопровождение замещающих семей";

"Мониторинг и оценка процесса развития института замещающей семьи".

Перечень программных мероприятий приведен в приложении к программе.

В первом разделе "Формирование и пропаганда семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривается изготовление, размещение рекламы, пропагандирующей семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, формирование здорового образа жизни, техническая и информационная поддержка интернет-сайта регионального оператора государственного банка данных о детях Брянской области, подготовка, транслирование еженедельной телепередачи «Наши дети».

Второй раздел предусматривает предоставление социальных гарантий многодетным, малообеспеченным семьям (в том числе новым семьям), выплату дополнительного единовременного пособия при устройстве ребенка, лишенного родительского попечения, на усыновление и гражданам, взявшим на воспитание детей-инвалидов, организацию отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в новых семьях, организацию и проведение мероприятий для новых семей и детей, воспитывающихся в них (выставки прикладного творчества, праздники, встречи), оказание материальной помощи семьям усыновителей, опекунов (попечителей), приемным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в этом разделе предусмотрена разработка проектно-сметной документации, проведение капитального ремонта зданий ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Володарского района г. Брянска» для размещения центра помощи семье и детям с кризисным отделением, приобретение сертифицированного диагностического инструментария оценки готовности граждан к роли новых родителей и сертифицированных компьютерных программ, профессиональная подготовка (обучение) специалистов центра по использованию сертифицированного диагностического инструментария оценки готовности граждан к роли замещающих родителей, разработка и апробирование программы сопровождения новых семей и реализация программы сопровождения новых семей, организация и проведение обучающих и практических семинаров по внедрению и реализации программы подготовки новых родителей и использованию сертифицированного диагностического инструментария оценки готовности граждан к роли новых родителей, повышение квалификации специалистов, занимающихся семейной и демографической политикой, участие и проведение областных, межрегиональных, всероссийских, международных конференций, курсов, семинаров, форумов-выставок, обеспечение ежемесячных выплат на содержание подопечных детей и детей, воспитывающихся в приемных семьях, оплату труда приемных родителей и ежегодную материальную помощь. Помимо этого, проведение мероприятий, пропагандирующих семейные ценности (в том числе приобретение новогодних подарков для детей, воспитывающихся в новых семьях).

В третьем разделе программных мероприятий предусматривается разработка и издание методических пособий для специалистов по вопросам семьи и демографии, специалистов органов опеки и попечительства, обеспечение выпуска информационно-методических бюллетеней по вопросам демографической политики, справочных и информационно-аналитических материалов, организация и осуществление комплексной системы мониторинга адаптации детей, воспитывающихся в новых семьях.

Реализация программных мероприятий позволит создать около 600 стабильных новых семей и устроить в стабильные новые семьи до 79 процентов детей, впервые оставшихся без попечения родителей.

Параллельно будет решаться задача трудоустройства граждан, потерявших или не имеющих возможности по месту своего жительства найти работу.

4. Ресурсное обеспечение программы