АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2008 года N 1272
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления администрации Брянской области от 30.12.2011 N 1308
____________________________________________________________________
В целях приведения в соответствие с целевыми показателями, установленными Соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрацией Брянской области о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, заключенным 20 февраля 2008 года N 103/17,
постановляю:
1. Утвердить в новой редакции программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области на 2008 - 2012 годы (прилагается).
2. Постановление администрации области от 26 октября 2007 года N 864 "Об утверждении программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области на 2008 - 2012 годы" признать утратившим силу.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области -председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.
Губернатор
Н.В.Денин
Утверждена
постановлением
администрации Брянской области
от 30 декабря 2008 г. N 1272
Наименование программы | - программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской -области на 2008 - 2012 годы |
Дата принятия решения о разработке программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", постановление администрации области от 30 декабря 2008 года N 1272 |
Государственный заказчик программы | - администрация Брянской области |
Основные исполнители программы | - комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, государственные учреждения - районные управления сельского хозяйства |
Основной разработчик программы | - комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
Цели программы | - целями программы являются: |
Задачи программы | - основными задачами программы являются: |
Сроки реализации программы | -2008-2012 годы |
Объемы и источники финансирования | - объем финансирования программы в 2008 - 2012 годах составляет: |
за счет средств областного бюджета -4021,7354 млн. рублей; | |
(2008 год - 771,759 млн. рублей, | |
2009 год - 745,1717 млн. рублей; | |
2010 год - 789,3793 млн. рублей; | |
2011 год - 835,1633 млн. рублей; | |
2012 год -880,2621 млн. рублей). | |
Средства на реализацию программы предусматриваются законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, соответствующими областными целевыми программами, целевыми программами ведомства и мероприятиями | |
Ожидаемые результаты реализации программы | - улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 1,4 раза по отношению к 2006 году); |
Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения | - реализация программы координируется комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области. Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области ежеквартально представляет отчет о ходе и результатах реализации программы в комитет по экономической политике Брянской области и финансовое управление Брянской области |
Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области на 2008 — 2012 годы (далее - программа) разработана в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы".
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в Брянской области постепенно выходит на устойчивые темпы развития. В '2006 и 2007 годах зафиксирован рост объемов производства сельхозпродукции.
Рост объемов сельскохозяйственной продукции в сельхозпредприятиях области наблюдается с 2000 по 2007 год (кроме 2003 года).
В сельском хозяйстве области функционируют организации различных форм собственности. Основными производителями продукции сельского хозяйства с середины 90-х годов являются хозяйства населения (в 2006 году - 68,5 процента от общего объема валового производства сельскохозяйственной продукции области). Ими производится около 90 процентов картофеля и овощей, более половины мяса и молока. Но, несмотря на то, что в хозяйствах населения производится большая часть главнейших сельскохозяйственных продуктов, решающего значения на насыщение продовольственного рынка области они не оказывают в силу низкой товарности производства, производство в них носит натуральный характер.
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме сельскохозяйственной продукции по итогам 2006 года составляет 2,9 процента, наблюдается ежегодное ее увеличение на 0,1-0,2 процентных пункта.
В последние годы цены на энергоносители и прочие материальные затраты опережают цены на сельскохозяйственную продукцию. В результате затраты на производство превышают выручку от реализованной продукции. Увеличивается сумма кредиторской задолженности.
Требует решения проблема износа материально-технической базы АПК, играющей решающую роль в обеспечении высокого уровня сельскохозяйственного производства. Острый недостаток техники приводит к несоблюдению оптимальных агротехнических сроков выполнения сельскохозяйственных работ.
Одним из основных лимитирующих факторов, снижающих эффективность всех производственных ресурсов агропромышленного производства, препятствующих освоению прогрессивных технологий и затрудняющих проведение назревших структурных преобразований в АПК, стало снижение почвенного плодородия сельскохозяйственных земель. Для сохранения плодородия почв необходимы значительные затраты, а снижение уровня доходности сельскохозяйственных организаций не позволяет приобретать необходимое количество минеральных удобрений и вывозить на поля органические удобрения, что ведет к потере урожая, снижению объемов производства продукции растениеводства.
Актуальными остаются проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций квалифицированными работниками, повышения престижа труда на селе.
Решение кадровых проблем, расширение рынка труда в сельской местности невозможно без решения вопросов социального развития села. Необходимо сокращать разрыв в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создавать основу для повышения престижности проживания в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Целями программы на 2008 - 2012 годы являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной в Брянской области, на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 1,4 раза по отношению к 2006 году);
повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 93 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 68,9 процента за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем:
сохранения и поддержания почвенного плодородия;
сглаживания влияния роста тарифов на электроэнергию, цен на дизельное топливо и стоимости проведения землеустроительных работ;
кадрового обеспечения агропромышленного комплекса;
привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
обеспечения ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 16,8 процента, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева до 12 процентов;
повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер но расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 7 процентов;
совершенствования механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание колебаний цен на хлеб.
В результате реализации программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении 1 к программе.
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 14,1 процента. В 2008-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.
Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 3 процентов.
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства в области и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008- 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.
В первые годы реализации программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации программы будет , приобретено более 1000 тракторов и более 500 зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 10 процентов, в отношении зерноуборочных комбайнов -12 процентов (к уровню 2006 года).
Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,7 раза.
Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:
развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных программой;
развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;
ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся:
макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;