АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2009 года N 267
(с изменениями на 1 февраля 2012 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением администрации Брянской области от 21.01.2011 N 24,
Постановлением администрации Брянской области от 18.05.2011 N 447,
Постановлением администрации Брянской области от 05.08.2011 N 713,
Постановлением администрации Брянской области от 18.11.2011 N 1042,
Постановлением администрации Брянской области от 01.02.2012 N 77.
________________________________
В соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации", в целях охраны и сохранения историко-культурного наследия Брянской области
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2011 – 2015 годы).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Теребунова А.Н.
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
А.Н.Теребунов
Долгосрочная целевая программа
"Охрана и сохранение историко-культурного наследия
Брянской области" (2011 - 2015 годы)
Наименование программы | "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2011 - 2015 годы) |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | постановление администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" |
Государственный заказчик | администрация Брянской области |
Заказчик | комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области |
Основные разработчики программы | комитет по охране и сохранению историко- культурного наследия Брянской области, органы местного самоуправления Брянской области |
Цель и задачи программы | цель: |
Сроки и этапы реализации программы | 2011 - 2015 годы |
Основные мероприятия программы | охрана, сохранение, популяризация и ресурсное обеспечение сферы историко-культурного наследия |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области; органы исполнительной власти Брянской области; |
Объемы и источники финансирования (в ред. постановления администрации Брянской области от 01.02.2012 N 77) | общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета - 190012,8 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 58470,4 тыс. рублей; 2012 год - 32991,6 тыс. рублей; 2013 год - 32856,8 тыс. рублей; 2014 год - 32847,0 тыс. рублей; 2015 год - 32847,0 тыс. рублей; объемы средств по программе подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного бюджета
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы (в ред. постановления администрации Брянской области от 01.02.2012 N 77) | - количество объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по инвентаризации и мониторингу, - 346; количество объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны предметы охраны, установлены границы и разработаны ограничения по пользованию, - 149; количество исторических поселений и отдельных объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по разработке, корректировке зон охраны, установлены необходимые ограничения и обременения в отношении хозяйственной деятельности, - 8; количество объектов культурного наследия, в отношении которых разработаны проекты предстоящих ремонтно-реставрационных работ, - 31; количество объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены работы по реставрации, ремонту и выводу из аварийного состояния, - 87; количество изданных научно-исследовательских, историко-культурных и краеведческих материалов об объектах культурного наследия - 4
|
Система организации контроля за исполнением программы | контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" |
Брянщина с ее древней самобытной историей обладает весомым потенциалом культурного наследия России как материального, так и тесно связанного с ним духовного. Значительные исторические события прошлого дошли до нас в архитектуре, археологических памятниках, достопримечательных местах, искусстве, литературе, музыке, фольклоре и являются хранилищем культурного наследия.
Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры Брянской области известные архитектурные творения в Ляличах, Овстуге, Красном Роге, Брянске, Севске, Карачеве, Стародубе и многих других поселениях. Трудно переоценить притягательность Брянщины, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями и жизнью замечательных людей.
Памятники истории и культуры Брянской области составляют весомую долю в культурном наследии России, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей области и Российской Федерации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность населения и органов государственной власти за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе и связанным с объектами культурного наследия.
Брянская область является неотъемлемой частью Российской Федерации и, выполняя Закон Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", стремится к обеспечению более эффективной охраны и сохранения, и активной популяризации культурного наследия, расположенного на ее территории, для чего, исполняя данную программу, берет на себя обязательства:
a) проводить общую политику, направленную на придание культурному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в областные целевые социальные программы;
б) развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие памятникам;
в) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;
г) содействовать развитию системы переподготовки, подготовки и повышения квалификации кадров.
Каждый объект культурного наследия:
1) представляет собой уникальную ценность для Брянщины и является неотъемлемой частью культурного наследия Российской Федерации;
2) обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению;
3) является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;
4) представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;
5) ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
6) влияет на решение вопросов в отношении инфраструктуры, непосредственно связанной с объектами культурного наследия, в том числе в части отношений, регулируемых гражданским, градостроительным, земельным, лесным, водным, природоохранным и иным законодательством Российской Федерации и Брянской области.
Согласно требованиям законодательства Российской Федерации и Брянской области основной задачей в сфере культурного наследия является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия всех видов и категорий и обеспечение их сохранности в интересах настоящего и будущего поколений Брянщины и Российской Федерации. Вместе с этим объекты наследия могут и должны рационально использоваться, приносить практическую пользу не только морально-воспитательного, но и экономического характера. Для этого объекты культурного наследия предлагается активно включать в процесс социально-экономического развития населения с использованием самых разнообразных экономических, правовых, и нравственных регуляторов.
При реализации государственной политики по вовлечению объектов культурного наследия в процесс социально-экономического развития нашей области скоординированная работа региональных органов государственной власти должна проводиться при постоянном участии и поддержке органов местного самоуправления и широкой общественности, научных организаций, краеведов, религиозных объединений, различных обществ любителей старины, локальных культурных обществ и иных организаций гражданского общества.
Проблема рационального использования объектов культурного наследия в условиях современных социально-экономических отношений является одной из сложнейших. Однако ее решение играет ключевую роль в осознании населением области реальной ценности культурного наследия Брянщины, обеспечит необходимые условия для развития современной идеи возрождения Брянской области и в результате позволит создать современную систему сохранности объектов культурного наследия.
В этом контексте разработана долгосрочная целевая программа "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области" (2011 - 2015 годы).
На территории нашей области сконцентрировано большое количество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов уникальны и могут быть отнесены к выдающимся сокровищам культуры. По состоянию на конец 2008 года в списке памятников истории и культуры насчитывается 3262 объекта культурного наследия, из них 63 имеют статус объектов федерального значения (включая комплексы и ансамбли) и дополнительно 490 объектов археологического наследия отнесены к категории федерального значения статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", 1941 - регионального значения.
2.1. Исторические поселения
Особую роль с точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические поселения. Список исторических поселений был утвержден в 1990 году постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников природы и культуры (ВООПиК). В Брянской области к историческим относятся 13 поселений. В исторических поселениях должны охраняться не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.
Статус исторического поселения должен явиться отражением и закреплением специфики социально-культурного и хозяйственного развития исторического города или села и обеспечить содержание двух основных составляющих.
Первая из них связана с признанием ценности историко-культурного наследия в данном поселении и, соответственно, созданием условий для функционирования системы конкретных мер по его охране (выявление, постановка на учет, зонирование территории и режимы использования земель, осуществление охранных и реставрационных работ, контроль и т.д.). Вторая составляющая предполагает создание экономических условий сохранения и использования наследия, обеспечивающих по мере необходимости замещение бюджетного финансирования работ по сохранению и восстановлению объектов наследия негосударственными инвестициями в реализацию государственной программы развития каждого исторического поселения.
2.2. Музеи-заповедники и достопримечательные места
В Брянской области должны быть поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (достопримечательные места). В настоящее время в области существует лишь один музей-заповедник. Он организован на базе музея-усадьбы выдающегося поэта и дипломата Ф.И. Тютчева.
Благодаря статусу музея-заповедника удалось воссоздать и в перспективе обеспечить сохранность объекта культурного наследия как целостного историко-культурного комплекса.
Новые музеи-заповедники должны быть сформированы на базе исторических поселений, связанных с освоением нынешней территории Брянской области, - территории с уникальными археологическими памятниками, объектами военного наследия, производственного наследия и др. Именно через музеи-заповедники может происходить культурное и туристское освоение регионов.
Дворянские усадьбы в свое время сформировали удивительный пласт культуры, который получил яркое отражение в национальном наследии. На базе Овстуга и Красного Рога были созданы музеи-усадьбы Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Однако подавляющая часть старинных усадеб либо уже погибла, либо находится в катастрофическом состоянии из-за недостаточного внимания к этим архитектурным и ландшафтным памятникам. Сохранить оставшиеся крупицы усадебной культуры от полного уничтожения - задача, поставленная в данной программе.
Основные проблемы оптимизации режима охраны на особо охраняемых территориях и в музеях-заповедниках локализуются в сферах землепользования и градостроительства. Приватизация и оборот земель, проводимые зачастую без должного учета их специфики, как входящих в состав земель историко-культурных или граничащих с такими землями, весьма негативно отразились на состоянии многих культурных ландшафтов. В результате в очень опасном положении оказываются многие археологические памятники, угрозу которым представляют как непродуманные земельные работы, так и прямое разрушение в результате нового незаконного строительства. К этой проблеме следует отнести освоение земель памятника археологии Вщиж.
К сожалению, к настоящему времени значительная часть памятников истории и культуры Брянского края находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разруши-тельных воздействий природных процессов.
Острота этой ситуации во многом обусловлена резко снизившимися в последнее десятилетие ХХ века объемами работ по поддержанию памятников (ремонт, реставрация, консервация и т.д.), а также заметным снижением общей эффективности государственного и общественного контроля в этой сфере. Несмотря на то, что с реализацией областной целевой программы "Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006 - 2010 годы" ситуация в сфере охраны и сохранения культурного наследия области несколько улучшилась, техническое состояние памятников истории и культуры почти на 75 % характеризуется как неудовлетворительное. Около 60 % от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов. К ним относятся такие широко известные в России архитектурные комплексы, как усадьбы графа Завадовского в селе Ляличи Суражского района, Безбородко в селе Гринево Погарского района, Гулевича в селе Мирковы Уты Выгоничского района, Миклашевского в селе Понуровка Стародубского района и многие другие. Необходимо выполнить вторую очередь реставрационных и восстановительных работ музея-усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге Почепского района.
Чрезвычайно остро стоит проблема сохранения памятников деревянного зодчества. Их осталось единицы. Среди них объекты культурного наследия в селах Елионка и Понуровка Стародубского района, Красный Рог Почепского района, Душатино Суражского района и храмовые объекты в ряде других районов.
Состояние исторических поселений близкое к критическому. Ведется необоснованный и во многих случаях незаконный снос исторической застройки и новое строительство на исторических территориях. Примером может служить интенсивное освоение исторической среды в последние десятилетия в Брянске, Стародубе, Трубчевске и других городах области.
Резко снизилась культура исполнения реставрационных работ. Часто это не реставрация, а непрофессиональный ремонт. Требования Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" о необходимости проведения по объектам культурного наследия научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов зачастую игнорируются, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия. При этом игнорируются требования сохранения окружающей среды объектов наследия, нарушается режим застройки на территории памятника и в зонах охраны. Необходимо поставить запрет такой реставрации. Нельзя подменять подлинные памятники истории и культуры путём замены их на копии из современных строительных материалов.
Современное положение в сфере сохранения объектов наследия характеризуется полномасштабным проявлением сформировавшихся в предшествующие годы тенденций негативного воздействия техногенных и экологических факторов на памятники истории и культуры. Все более явно дают знать о себе последствия накопления многолетнего груза экологических воздействий и их кумулятивного эффекта для памятников, демонстрируя, таким образом, переход количественных изменений в качественные. Особое внимание обращают ученые на то обстоятельство, что большинство потерь в сфере культурного наследия практически невосполнимо.