АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2008 года N 352
(с изменениями на 15 сентября 2010 года)
____________________________
Документ с имзменениями, внесенными:
Постановлением администрации Брянской области от 04.03.2009 N 190,
Постановлением администрации Брянской области от 01.02.2010 N 80,
Постановлением администрации Брянской области от 15.09.2010 N 947.
____________________________
В соответствии с Законом Брянской области от 11 апреля 2003 года N 20-З "О разработке и реализации областных целевых программ", постановлением Брянской областной Думы от 31 июля 2007 года N 4-1416 "О согласовании программных мероприятий и размеров их финансирования областной целевой программы "Молодежь Брянщины" (2009 - 2014 годы)"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Молодежь Брянщины" (2009 - 2014 годы).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора Брянской области Касацкого А.И.
Временно исполняющи обязанности Губернатор
И.П. Тимохин
Утверждена
постановлением администрации Брянской области
от 15 апреля 2008 г. N 352
Наименование | - долгосрочная целевая программа «Молодежь Брянщины» (2009 - 2014 годы) |
Основание для | - каталог территориальных проблем, требующих решения программно-целевым методом |
Государственный заказчик | - администрация Брянской области |
Заказчик программы | - администрация Брянской области |
Основной разработчик | - комитет по молодёжной политике, физической |
программы | культуре и спорту Брянской области |
Цель программы | - реализация государственной молодёжной политики на территории Брянской области |
Задачи программы | - содействие социальному, культурному, духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и физическому развитию молодёжи, создание и обеспечение экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности молодёжных и детских общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию молодёжи |
Сроки реализации | -2009-2014 годы |
Основной исполнитель | - комитет по молодёжной политике, физической культуре и спорту Брянской области |
Перечень основных | - формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовнонравственного воспитания молодёжи, пропаганда отечественной истории и культуры; |
Объёмы и источники | - всего 109038,6 тыс. руб., в т.ч. по годам: |
Ожидаемые конечные | - реализация мероприятий программы позволит сохранить и развить систему реализации государственной молодёжной политики в Брянской области, в том числе: формирование |
гражданско-патриотического отношения к Родине, уважения к её истории, культуре, традициям, воспитание у молодёжи гражданско-патриотической позиции; нормативно-методическое обеспечение органов местного самоуправления, общественных молодёжных объединений; информирование молодёжи о потенциальных возможностях развития в России и вовлечение её в социальную практику; развитие инновационной активности молодёжи; интеграция молодых людей, оказавшихся в | |
Система организации | - контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации |
Заказчик программы - администрация Брянской области.
Настоящая программа разработана во исполнение законов Брянской области «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области», «О разработке и реализации областных целевых программ и региональных программ развития местного самоуправления».
Основной разработчик программы - комитет по молодёжной политике, физической культуре и спорту Брянской области.
Молодёжь является стратегическим и трудовым ресурсом развития общества, который необходимо учитывать, сберегать и разумно использовать.
Основной задачей является создание условий для включения молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития государства и гражданского общества в Брянской области.
В результате анализа проблем молодежи и молодежной политики на территории Брянской области была выявлена проблема недостаточного участия молодежи в жизни общества.
Проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи, росте ее социальной апатии, криминализации молодежной среды и ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации.
В настоящее время особенно остро стоит проблема нормативно-правового обеспечения государственной молодёжной политики.
Ряд федеральных законов содержит отдельные нормы по вопросам молодёжной политики и в большинстве субъектов Российской Федерации приняты соответствующие законы, однако в связи с проведением бюджетной реформы и разграничением полномочий между различными уровнями власти складывается ситуация, при которой в муниципальных образованиях ликвидируются органы по делам молодежи, прекращается финансирование программ молодежной политики и, как следствие, исчезает сама система работы с молодежью.
Но наряду с негативными тенденциями немаловажным является тот факт, что как с органов местного самоуправления, так и с исполнительных органов субъектов Российской Федерации не снимается задача по реализации многих направлений государственной молодежной политики, в связи с чем органам местного самоуправления придется решать данные задачи.
Немаловажная роль в организации системы молодежной политики в Брянской области будет отведена областным органам исполнительной власти.
Областная целевая программа «Молодежь Брянщины» (2009 -2011 годы) является продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики на территории Брянской области, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений.
В сфере нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", федеральные целевые программы «Молодежь России на 2006 - 2010 годы» и «Военно-патриотическое воспитание на 2006 - 2010 годы», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, законы Брянской области «Об образовании», «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области», Концепция патриотического воспитания молодежи.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10-25-летним повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения), по прогнозу Росстата, возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20 проц. и составит 709 человек.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть и развитие политической ситуации в стране. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33 проц. молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40 проц., а среди тех, кто старше 55 лет — 45 процентов. Только 2,7 проц. молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.
В качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом встанет вопрос о жилищном обеспечении. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда, неразвитость форм найма жилья провоцируют рост цен на жилье и его аренду в Брянской области. Даже после принятия нового Жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. Такие результаты не могут оказать существенного влияния ни на изменение положения молодых людей, ни на изменение демографической ситуации.
Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, которая выгодно отличает ее от других групп населения и в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения.
Вместе с тем в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде. В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет (6,4 проц.). Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллиона молодых людей в год.
За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек, 93 проц. - это социальные сироты, сироты при живых родителях.
Ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в области лишь 10 процентов выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 процентов имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии, размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти, сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде, распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 процентов лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.
В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 19 проц., молодые женщины в аналогичном возрасте — 80 процентов.
Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.
Программа будет реализована в период 2009 - 2014 годов. Последовательно, в течение каждого финансового года, в три этапа.
В начале каждого этапа происходит уточнение и изменение как финансовых показателей, так и программных мероприятий.
Реализация программы позволяет осуществить:
воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции;
нормативно-методическое обеспечение органов местного самоуправления, общественных молодежных объединений;
информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику;
развитие временной занятости молодежи;
интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
дальнейшее развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов, поддержку деятельности детских и молодежных общественных объединений;
разработку современных технологий работы социальных служб органов по делам молодежи, улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи;
развитие системы дополнительного образования (поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи), укрепление ее материальной базы;
создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи;
работу со студенческой молодежью;
подготовку молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;
создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.
Анализ достигнутых в ходе реализации областной целевой программы "Молодежь Брянщины" (2009 - 2014 годы) результатов и реального положения молодежи позволит определить приоритетные направления развития государственной молодежной политики в области в последующие годы и скорректировать направления деятельности и финансирование при разработке последующей программы.
Основными целями программы являются создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.
Для достижения основных целей требуется решение следующих задач:
создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни области;
реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;
формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан;