В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года высказана надежда, что модернизация научной отрасли не будет формальной, а принесет реальные результаты, даст отечественной экономике перспективные научные разработки. В Законе Брянской области от 9 июня 2006 года N 39-З "О науке, научной и научно-технической деятельности в Брянской области" отмечается, что государственная региональная политика в сфере научной и научно-технической деятельности основывается на признании науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития человеческого, социально-экономического и культурного потенциала Брянской области, а также на стимулировании научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот.
Вместе с тем состояние региональной науки не соответствует задаче превращения экономики Брянщины в экономику инновационного типа. К 2005 году число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, сократилось по сравнению с началом 1995 года до 51,6% (с 31 до 16). Численность работников научно-технических и конструкторских подразделений промышленных предприятий, выполнявших научные исследования, сократилась за тот же период до 38,8% (с 3320 до 1123).
Немаловажным является и факт старения высококвалифицированных специалистов. На начало 2005 года в организациях области, выполняющих научные исследования и разработки, лишь каждый четырнадцатый специалист был моложе 29 лет, в то время как более 35% численности исследователей достигли предпенсионного и пенсионного возраста (50 лет и старше).
Небольшая положительная динамика этих показателей за 2005 - 2006 годы (к примеру, число научных организаций возросло до 20) не позволит максимизировать эффект от научно-исследовательской деятельности в достаточно сжатые сроки.
Развитие научной деятельности в Брянской области предполагает решение ряда взаимосвязанных проблем:
совершенствования правовых основ научной деятельности в Брянской области;
формирования и мониторинга системы кадрового обеспечения научной и научно-технической деятельности;
анализа потребностей региональной экономики и определения перспективных, научных и научно-технических направлений, программ и проектов;
интеграции науки и высшего образования;
организации международного сотрудничества в сфере науки;
реализации мер по материальному и моральному стимулированию научной деятельности, повышению социального статуса ученых и престижа их труда.
Решение этих и других проблем по отдельности невозможно, требуется системный комплексный подход на основе программно-целевого планирования.
Основные критерии определения приоритетов областной целевой программы "Развитие научной деятельности в Брянской области" (2008 - 2010 годы) заключаются в следующем.
Во-первых, научные исследования и разработки должны способствовать реструктуризации экономики Брянской области, инновационному развитию ее приоритетных отраслей.
Во-вторых, определение приоритетов в области научной деятельности Брянской области предполагает учет мирового опыта, общероссийских приоритетов и региональной специфики.
В-третьих, научные исследования и разработки, включаемые в программу, должны обладать высоким инновационным потенциалом.
В-четвертых, обязательным условием включения проектов в программу является множественность источников финансирования.
В-пятых, формирование программы должно способствовать координации усилий регионального научного сообщества, исключению параллелизма и дублирования в их деятельности.
Эффективность механизма реализации программы позволяет выполнить ее с минимальными рисками за счет:
определения критериев оценки эффективности мер государственной поддержки научной деятельности;
создания совета по науке и научной деятельности при Губернаторе Брянской области;
наличия уполномоченного органа исполнительной власти и назначения ответственных должностных лиц;
комиссионного принятия НИР и ОКР, включенных в программу.
Таким образом, сложность и взаимосвязанность проблем развития научной деятельности требуют программно-целевого подхода в управлении, межведомственной координации и согласованного по времени и объемам выделения средств.