2.1. Необходимость реформирования
системы общественных финансов
Брянской области
Принимая во внимание относительно невысокий уровень ряда ключевых показателей социально-экономического развития региона, необходимо отметить то обстоятельство, что Брянская область в настоящее время находится в более жестких бюджетных ограничениях по сравнению с большинством других субъектов Российской Федерации:
относительно невысокий уровень собственных доходов консолидированного бюджета области приводит к необходимости более эффективного использования бюджетных средств с целью достижения необходимого результата при минимально возможных затратах;
невысокий уровень доходов населения требует предоставления качественных бюджетных услуг.
Действующая система управления общественными финансами региона имеет значительные резервы повышения эффективности использования средств, обусловленные следующими факторами:
отсутствует четкая система установления целей и определения задач, для решения которых расходуются средства бюджета;
основным принципом финансирования в настоящее время является поддержание функционирования сложившейся сети бюджетных учреждений и органов власти, однако целесообразность деятельности этих учреждений и органов государственной власти области в том виде, в котором она осуществляется, не анализируется;
отсутствует анализ потребностей и предпочтений потребителей бюджетных услуг.
Обозначенные выше факторы свидетельствуют о том, что бюджетные услуги населению предоставляются так, как это сложилось за предшествовавшие годы. При этом ни анализ потребностей потребителей бюджетных услуг, ни анализ их качества и удовлетворенности потребителей этих услуг не проводятся. Поэтому вполне вероятна ситуация, когда ресурсы расходуются неэффективно и при сохранении существующего объема финансирования можно было бы добиться более высокой степени удовлетворенности потребителей.
Кроме того, нет эффективной системы стимулирования субъектов бюджетного процесса.
Практически субъекты бюджетного процесса не заинтересованы и не могут планировать собственную деятельность на достаточно длительный период времени и повышать эффективность своего функционирования. В случае снижения затрат на выполнение какой-либо функции снижается и общее финансирование, хотя в ряде случаев более эффективно было бы сохранить эти средства в распоряжении этого субъекта бюджетного процесса.
Таким образом, существующее устройство бюджетного процесса в регионе не оказывает стимулирующее воздействие на его участников.
Кроме того, отсутствует налаженная система взаимодействия между различными уровнями бюджетной системы. До последнего времени полномочия и ответственность между уровнями бюджетной системы были распределены недостаточно четко. Вследствие этого решения, принимаемые на одном уровне, должны были выполняться усилиями органов власти нижестоящего уровня, у которых зачастую отсутствовала как соответствующая информация, так и необходимые ресурсы для реализации этих решений.
Реформа системы межбюджетных отношений, реализуемая на федеральном уровне, положила начало упорядочению процесса взаимодействия между уровнями бюджетной системы. В то же время необходимо проделать значительный объем работы с тем, чтобы эти нововведения начали работать на региональном и местном уровнях. Старая (неэффективная, но работавшая) система межбюджетных отношений постепенно становится нелегитимной, а для создания новой (эффективной и работающей) системы требуются значительные усилия.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создаваемый новый уровень муниципальных образований (поселения) не обеспечен персоналом, нормативной базой, информационными, техническими и методическими средствами.
Фактическое формирование дополнительного количества муниципальных образований и их бюджетов при отсутствии необходимых технологий и персонала, их реализующего, создаст существенную угрозу ухудшения общей эффективности функционирования бюджетной системы области, поскольку формальная передача отдельных функций и полномочий не будет подкреплена реальной возможностью их осуществления. Поэтому необходимо проделать большую работу на областном и муниципальном уровне с целью сглаживания и минимизации последствий реализации реформы местного самоуправления.