Государственное управление является наименее эффективной формой менеджмента, но существует ряд объективных условий и ограничений, когда применение такой формы управления является принципиально необходимым. Поэтому вопрос о переводе бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы может рассматриваться с позиции возможности и целесообразности такого перевода. Условно можно выделить три основные группы организаций, которые:
не представляется возможным преобразовать;
можно преобразовать, но потребуется изменение законодательства;
можно преобразовать в настоящее время.
К первой группе можно отнести правоохранительные органы, органы государственной власти, выполняющие регулирующие и контролирующие функции.
Во второй группе можно обозначить учреждения, имеющие недостаточное бюджетное финансирование для выполнения ими своих основных социальных задач или имеющие другие ограничения, установленные действующим законодательством и не позволяющие организации самостоятельно развиваться.
Третья группа организаций имеет значительный потенциал развития бюджетных услуг за счет внебюджетных источников финансирования. Такие организации могут предоставлять ряд дополнительных к базовому (гарантированному бюджетом) набору услуг за счет потребителя услуги. Действующим примером таких организаций являются ряд коммерческих медицинских учреждений, включенных в систему обязательного медицинского страхования. Кроме медицинских учреждений, наиболее привлекательными для негосударственного управления могут быть образовательные, социальные и культурно-массовые услуги.