АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2006 года N 567
(с изменениями на 31 декабря 2008 года)
________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением администрации Брянской области от 02.01.2007 N 5,
Постановлением администрации Брянской области от 18.01.2007 N 19
Постановлением администрации Брянской области от 10.10.2007 N 795,
Постановлением администрации Брянской области от 20.11.2007 N 925,
Постановлением администрации Брянской области от 30.06.2008 N 651,
Постановлением администрации Брянской области от 11.11.2008 N 1037,
Постановлением администрации Брянской области от 31.12.2008 N 1305.
________________________________________
В соответствии с Законом Брянской области от 11 апреля 2003 года N 20-З "О разработке и реализации областных целевых программ", постановлением Брянской областной Думы от 29.06.2006 N 4-745 "О согласовании программных мероприятий и размеров их финансирования областной целевой программы "Развитие образования Брянской области на 2007-2010 годы"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие образования Брянской области на 2007 - 2010 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Старченко Т.А.
Губернатор
Н.В. Денин
Утверждена
постановлением администрации Брянской области
от 18 сентября 2006 г.N 567
Паспорт программы
(с изменениями на 2 января 2007 года)
Наименование программы | - областная целевая программа «Развитие образования Брянской области на 2007 - |
Основание для разработки программы | - постановление администрации области от 12.09.2005 N 500 «О каталоге территориальных проблем, требующих решения программно-целевым методом в 2006 - 2009 годах», распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 N 1340-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы», Закон Брянской области от 11.08.2005 N 59-З «О начальном и среднем профессиональном образовании в Брянской области», Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" |
Государственный заказчик программы | - администрация Брянской области |
Заказчик | - департамент общего и профессионального образования Брянской области |
Разработчик программы | - департамент общего и профессионального образования Брянской области |
Цели программы | - обеспечение устойчивого развития системы образования в области, доступности, качества и эффективности образования; |
учреждений и организаций региона в профессионально-мобильных кадрах | |
Задачи программы | - обеспечение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов; повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования; |
Важнейшие целевые | - удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах; удельный вес численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки, индивидуальным учебным |
планам и программам профильного обучения; | |
Перечень основных | - материально-техническое обеспечение образовательных учреждений; |
Исполнители программы | - департамент общего и профессионального образования Брянской области, органы исполнительной власти муниципальных образований (по согласованию), департамент по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Брянской области |
Сроки реализации | -2007-2010 годы |
Объемы и источники финансирования | общая сумма затрат - 363297,94 тыс. источник финансирования: областной бюджет - 363297,94 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные | - сохранение потенциала системы образования области и обеспечение ее развития: |
Система организации | - координацию работы по реализации программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет департамент общего и профессионального образования Брянской области. Исполнитель представляет в финансовое управление Брянской области и комитет по экономической политике Брянской области отчеты о ходе выполнения программных мероприятий и финансировании |
В области организационно и структурно сложилась система образовательных учреждений, позволяющая удовлетворить потребности населения в образовательных услугах различной направленности и содержания.
Дошкольное образование в области осуществляют:
393 дошкольных образовательных учреждения. Контингент воспитанников в 2005-2006 годах составил 37,5 тыс.детей в возрасте от 1,5 до 6 лет;
13 образовательных учреждений «начальная школа - детский сад», функционирующих в сельской местности и райцентрах (809 детей);
138 общеобразовательных учреждений основного и среднего образования, на базе которых открыто 186 групп для детей дошкольного возраста (2,5 тыс.детей).
Из общего количества дошкольных учреждений 377 (36,1 тыс. детей) -муниципальные.
Определяющими направлениями в работе органов власти, педагогических коллективов по реализации задач в области дошкольного образования являются:
сохранение сети учреждений, обеспечение их функционирования;
удовлетворение запросов населения в образовательных услугах, ориентированных на развитие личности ребенка, охрану и укрепление здоровья, коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии.
В связи с ростом потребности в специальных образовательных услугах усилено внимание к обеспечению условий для коррекционной работы с детьми.
В дошкольных учреждениях области организована работа групп для детей, имеющих нарушения в физическом и психическом развитии, с контингентом 3,2 тыс. детей.
На территории области функционируют 777 общеобразовательных учреждений, в которых обучается 139769 школьников. Из них учреждений:
начального общего образования - 96;
основного общего образования - 213;
среднего общего образования - 468.
В сельской местности расположено 599 школ, что составляет 77 проц. от общего количества общеобразовательных учреждений области, с контингентом учащихся 42 тыс., что составляет 30 проц. от общего количества учащихся.
В 2005/06 учебном году все общеобразовательные учреждения области принимали участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена.
В системе образования области функционируют 69 учреждений дополнительного образования детей. Практически в каждом районе области работают дворцы, дома, центры детского и юношеского творчества по разноплановым образовательным программам.
В настоящее время в учреждениях дополнительного образования более 40 тысяч детей постоянно занимаются любимым делом - художественным и техническим творчеством, экологической и природоохранной деятельностью, физической культурой и спортом, туризмом, краеведением.
В настоящее время на территории Брянской области действуют:
11 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитывается и обучается 1160 детей;
12 специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с отклонениями в психическом и физическом развитии, в которых воспитывается и обучается 1177 детей;
2 школы-интерната для детей из малообеспеченных семей в гг. Дятьково, Клинцы (306 воспитанников);
специальная общеобразовательная школа для детей с девиантным поведением (52 воспитанника).
Начиная с 1998 года содержание воспитанников детских домов и школ-интернатов всех типов и видов финансируется их областного бюджета.
В результате принятых организационных и практических мер сложилась определенная система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, социальной адаптации детей и подростков. Во всех районах, кроме Погарского, Рогнединского, Почепского, Гордеевкого, организована работа центров психолого-медико-социального сопровождения детей. С учетом чернобыльского фактора ведется работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, созданию «школ здоровья». По состоянию на 01.01.2006 в режиме «школа здоровья» работают 15 общеобразовательных учреждений.
Обучение и воспитание учащихся в общеобразовательных школах области обеспечивают 15592 педагога. В целом по области растет образовательный уровень учителей. В настоящее время 82 проц. педагогов имеют высшее образование. Подготовка кадров для образовательных учреждений области осуществляется в Брянском государственном университете, его филиале в г.Новозыбкове, в трех профессионально-педагогических колледжах и двух педагогических училищах.
В области сформирована и функционирует подведомственная департаменту общего и профессионального образования Брянской области сеть учреждений начального профессионального образования, включающая в себя 8 профессиональных лицеев и 28 профессиональных училищ, 4 учреждения среднего профессионального образования педагогического профиля и Клинцовский текстильный техникум.
Материально-учебная база учреждений начального профессионального образования включает в себя 16830 ученических мест. Коэффициент загруженности профессиональных училищ и лицеев составляет 0,9 процента.
В системе начального профессионального образования осуществляется подготовка по 57 профессиям и 118 специальностям из 13 основных видов экономической деятельности.
Ежегодный выпуск учащихся училищ и лицеев - около 6 тыс. человек.
В общей структуре выпуска рабочих кадров:
31 проц. составляют выпускники промышленных профессий,
12,1 проц. - сельского хозяйства,
16,4 проц. - сферы обслуживания, торговли и общественного питания.
Доля строительных профессий составляет 21,4 проц.,
транспорта - 19,1 проц., в том числе по военно-техническим специальностям для Вооруженных Сил Армии 5,8 процента.
10,1 проц. учащихся от общего контингента приобретают навыки предпринимательской деятельности.
На 01.01.2006 численность обучающихся в профессиональных училищах и лицеях составляет 15140 человек; в том числе:
обучающихся на базе основного общего образования - 12386 человек (81,8 проц.);
на базе среднего (полного) общего образования — 2360 человек (15,6 проц.);
без получения среднего полного образования - 394 человека (2,6 проц.). - 96,4 проц. воспитанников учреждений начального профессионального образования составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Увеличивается количество детей-сирот (5,7 проц. от общего количества В направлении развития информатизации системы образования одной из основных задач является создание электронных образовательных ресурсов - содержательной составляющей информатизации системы образования.
В школах области формируются мультимедийные библиотеки, насчитывающие более 35 тыс. лицензионных электронных CD-дисков, содержащих электронные учебники, энциклопедии. Мероприятия областной программы «Создание и развитие региональной системы дистанционного образования в Брянской области на 2001 - 2004 годы» позволили создать электронные учебники регионального компонента по истории, географии, культуре, градостроению и архитектуре, промышленности и истории крестьянства Брянской области, региональный курс по безопасности жизнедеятельности.
За счет средств программы «Развитие единой образовательной информационной среды Брянской области на 2002 - 2006 годы» для школ области приобретены принципиально новые мультимедийные методические пособия, записанные на материале открытых уроков победителей конкурса «Учитель года», пособия по литературе «XX век - глазами российских поэтов», «XX век - глазами российских писателей», а также новые пособия по экологии «Сбережем природу своего края». Сформированы мультимедийные библиотеки в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Библиотеки с электронными изданиями на CD-дисках создаются при городских и районных методических кабинетах, в муниципальных органах управления образованием.
С целью предоставления равных образовательных возможностей и повышения качественного уровня образования за счет использования лидирующих образовательных потенциалов в сотрудничестве с ведущими вузами области реализуются проекты по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс.
Для внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс в области реализована система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, осуществляемая на базе кабинетов информатики общеобразовательных учреждений, на семинарах методических объединений учителей, в Брянском институте повышения квалификации. Около 30 проц. педагогов сегодня владеют навыками использования новых технологий.
Прошедший в 2005 году первый областной профессиональный конкурс среди педагогов «Использование информационных технологий в образовательном процессе» показал значительно возросший уровень педагогического мастерства.
В целях повышения информационной культуры учащихся и педагогов разработан и реализуется комплекс мероприятий. Проводимые соревнования среди .школьных команд по информационным и телекоммуникационным технологиям, конкурсы Интернет-газет, Интернет-сайтов, конкурсы мультимедийных презентаций, Интернет-фестивали активизируют процесс освоения новых технологий, повышают эффективность обучения.
С каждым годом совершенствуется проектная деятельность учащихся с применением информационных технологий. Большинство выполняемых работ - это интегрированные творческие проекты, в которых значительно расширен информационный поиск с использованием возможностей глобальной сети "Интернет", а цифровые аудио-, видеопредставления работ заслуживают высоких оценок.
Организация доступа к информационным образовательным ресурсам идет в нескольких направлениях. По наземным каналам связи, то есть по телефонным линиям, имеют возможность работать в глобальном информационном пространстве Интернет около 30 проц. общеобразовательных учреждений. Дальнейшее подключение школ по этому каналу связи может быть осуществлено лишь при улучшении состояния телекоммуникационных линий.