БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2003 года N 586-п
(с изменениями на 25 октября 2006 года)
_________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановления Брянского городского Совета народных депутатов от 22.02.2005 N 954-п;
Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 29.03.2006 N 368,
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.10.2006 N 561
_________________________________________________________________________
Рассмотрев представленную городскую целевую программу "Зонирование территории и установление правил застройки и использования земель в г. Брянске", Брянский городской Совет народных депутатов
постановил:
1. Принять городскую целевую программу "Зонирование территории и установление правил застройки и использования земель в г. Брянске" (приложение).
2. Финансовому управлению Брянской городской администрации (Баранова Г.А.) предусмотреть в проекте бюджета города на 2004 год средства на реализацию I этапа городской целевой программы "Зонирование территории и установление правил застройки и использования земель в г. Брянске".
3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента подписания.
Глава городского самоуправления -
Глава города Брянска
В.И.Поляков
Приложение
к Постановлению Брянского городского Совета
народных депутатов
от 11.07.2003 N 586-п
Раздел 1. Основные понятия, употребляемые в настоящей программе
Зонирование - деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.
Градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.
Правила землепользования и застройки территории городских и сельских поселений - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменение объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов и процедурных градостроительных требований по порядку застройки и землепользования.
Градостроительный регламент - совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны.
Процедурные градостроительные требования - нормативные положения, регулирующие порядок взаимоотношений субъектов градостроительной деятельности в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами РФ.
Градостроительная ценность территории - мера способности территории (недвижимости) удовлетворять необходимым общественным требованиям к ее состоянию и использованию.
Разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве - использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также сервитуты.
Сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Для собственника недвижимого имущества, в отношении которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.
Обременения (ограничения) - наличие установленных законом или уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды и др.).
Наименование программы
Городская целевая программа "Зонирование территории и установление правил застройки и использования земель в г. Брянске".
Заказчик программы
Брянская городская администрация.
Основной разработчик программы
Главное управление территориального планирования и развития г. Брянска.
Основные исполнители программы
Российский государственный институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор".
Цель программы
Во исполнение требований Земельного и Градостроительного кодексов РФ выполнить территориальное зонирование земель г. Брянска и на его основе разработать и утвердить Правила землепользования и застройки г. Брянска - нормативный акт органа местного самоуправления, устанавливающий порядок использования земель в г. Брянске, в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности граждан, ограничения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, повышения эффективности землепользования и застройки городских территорий, привлечения инвестиций в экономику города.
Этапы программных мероприятий
I этап - аналитический (сбор и анализ исходной информации, обновление отдельных фрагментов Генерального плана, касающихся схемы планировочных ограничений, функционального зонирования территории, структуры жилищного строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры и других исходных данных, создание компьютерной информационной базы);
II этап - разработка проекта зонирования территории города Брянска для осуществления градостроительной деятельности; правовое микрозонирование территории; разработка градостроительных требований и градостроительных регламентов.
III этап - согласование промежуточного варианта проекта зонирования территории, его защита и утверждение в составе Правил землепользования и застройки в г. Брянске.
Сроки реализации 2004 - 2007 годы, в том числе
программы I этап - 2004 - 2006 годы;
II этап - 2006 год;
III этап - 2006 - 2007 годы.
Объем и источники Всего на 2004 - 2007 годы средств бюджета
финансирования города Брянска - 6483800 рублей, в том
программы числе:
на I этап (2004 - 2006 годы) - 105900 рублей;
на II этап (2006 год) - 1463500 рублей;
на III этап (2006 - 2007 годы)- 3961300 рублей;
в т.ч. 2006 год - 1188390 рублей;
2007 год - 2772910 рублей (в ред. от 25.10.2006 N 561)
Прогноз ожидаемых результатов от реализации программы
Разработка Правил землепользования и застройки в г. Брянске будет способствовать:
- созданию благоприятной среды жизнедеятельности граждан;
- улучшению качества природной среды города;
- повышению эффективности землепользования и застройки городских территорий;
- улучшению инвестиционного климата и привлечению дополнительных инвестиций в экономику г. Брянска, инженерную инфраструктуру, иное обустройство территории;
- развитию городского рынка недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений);
- увеличению поступлений по налоговым и неналоговым доходам в бюджет города;
- созданию нормативно-правовой основы для урегулирования интересов граждан и хозяйствующих субъектов.
Система контроля за реализацией программы
Управление реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения осуществляет заказчик - Брянская городская администрация.
Оперативный контроль за реализацией Программы и информирование заказчика осуществляются главным управлением территориального планирования и развития (ГУТПиР) г. Брянска.
Содержание проблемы:
В современных условиях вопросы правового регулирования взаимоотношений между участниками градостроительного процесса становятся все более актуальными.
Следствием отсутствия проекта территориального зонирования и Правил землепользования и застройки в г. Брянске являются следующие основные проблемы:
1. Нарушение Земельного, Градостроительного кодексов Российской Федерации и других федеральных законов, предписывающих обязательность регламентирования застройки и землепользования на основе территориального зонирования и Правил застройки и землепользования в городе;
2. Отсутствие полноценной правовой базы, регламентирующей правомочия и порядок действий физических и юридических лиц по использованию и изменению объектов недвижимости;
3. Невозможность запрета строительства в жилых, водоохранных и природоохранных зонах объектов повышенного техногенного воздействия (АЗС и т.п.);
4. Невозможность запрета перевода квартир в жилых домах под объекты, ухудшающие условия проживания граждан (таких как банки, закусочные, бистро, салоны компьютерных игр и т.п.);
5. Загрязнение окружающей среды и ухудшение среды жизнедеятельности граждан;
6. Конфликты, порожденные отсутствием порядка использования земель, устанавливающего баланс интересов граждан и хозяйствующих субъектов;
7. Невозможность принятия судебных решений по застройке и землепользованию, опирающихся на четкие, однозначно трактуемые нормы права;
8. Неприемлемые сроки оформления разрешительных документов на строительство, использование и изменение объектов недвижимости и в связи с этим - неудовлетворительный инвестиционный климат в городе, как следствие этого - отток финансовых ресурсов в другие города, уменьшение объема хозяйственной деятельности, снижение объема сбора налоговых платежей и невозможность наполнения доходной части городского бюджета в требуемом объеме.
Правила землепользования и застройки в современных условиях приобретают ключевое значение для регулирования использования городских территорий и изменения недвижимости на них в государственных, муниципальных, общественных и частных интересах.
Правовые основы:
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" от 28.08.95 N 154-ФЗ с изм. и доп. к предметам ведения местного самоуправления относится регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований.
Градостроительный и Земельный кодексы РФ (статья 83) определили в качестве нормативного правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок использования земель поселений и порядок осуществления градостроительной деятельности на конкретной территории, Правила землепользования и застройки (ст. 39 Градостроительного кодекса; п. 1 ст. 85 Земельного кодекса).
Ст. 1 Градостроительного кодекса определила понятие Правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Это нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов.
В соответствии со ст. 23 "Предметы ведения местного самоуправления в области градостроительства" главы III Градостроительного кодекса РФ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находится принятие и изменение Правил землепользования и застройки.
Создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам и Правилам землепользования и застройки (п. 6 ст. 3 Градостроительного кодекса).
Одним из принципов земельного законодательства, установленным подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Схемы зонирования территорий определяют вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование для осуществления градостроительной деятельности (п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса).
Зонирование территорий направлено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий (п. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса).
В каждой территориальной зоне Правилами землепользования и застройки устанавливаются определенный режим градостроительной деятельности на конкретной территории, а также ограничения на ее использование, регулирующие использование и изменение объектов недвижимости.
Таким образом, Правила землепользования и застройки включают в себя проект территориального зонирования и правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса).
Правила застройки разрабатываются на основе и в развитие Генерального плана города Брянска, утвержденного Решением коллегии при главе администрации Брянской области от 25.04.94 N 3/1, в соответствии с п. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса.
Настоящая Программа разработана с учетом основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, отдельных положений Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодательства Российской Федерации об охране памятников истории и культуры и окружающей среды, Устава города Брянска, Постановления Брянского городского Совета народных депутатов "О принятии "Положения о муниципальных землях в г. Брянске" от 26.11.2001 N 154 (с изм. и доп.). При разработке Программы учтены основные положения строительных норм и правил по градостроительству, инициативные предложения по данному вопросу комитета по землепользованию, экологии и благоустройству и комитета по правовому обеспечению деятельности Брянского городского Совета народных депутатов.