БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О защите населения и территории Брянской области от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера
(с изменениями на 5 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
Закона Брянской области от 30.12.2005 N 122-З
____________________________________________________________________
_________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Брянской области от 09.04.2001 N 18-З;
Законом Брянской области от 08.11.2001 N 76-З;
Законом Брянской области от 05.08.2002 N 47-З.
_________________________________________
Принят
Брянской областной Думой
23 марта 2000 года
Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Брянской области (далее по тексту именуются - население), в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления, а также предприятии, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее по тексту именуются - организации) и населения по вопросам защиты населения к территории от чрезвычайных ситуации.
Чрезвычайная ситуация (далее по тексту именуется - ЧС) - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству у окружающей природной среде. Различают ЧС по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам.
Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.
Техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также причинившая серьезный ущерб здоровью людей и окружающей природной среде.
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.
Гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения ЧС.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проведение в зоне ЧС и прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации ЧС всех видов разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий единой государственной систем предупреждения и ликвидации ЧС (далее по тексту именуется - РСЧС), направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожароопасные, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.
Оценка - анализ соответствия потенциально опасного объекта предъявляемым к нему требованиям по готовности к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС, результатом которой является заключение.
Заключение - документ, содержащий обоснованные выводы о готовности или неготовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации ЧС, достаточности или недостаточности мер по защите населения и территорий от ЧС.
Законодательство в области защиты населения и территории от ЧС состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, а также законов и иных нормативных правовых актов Брянской области по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития ЧС;
- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- определение полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления по возмещению гражданам ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
- защита жизни, здоровья, прав и личного имущества граждан, пострадавших вследствие ЧС;
- защита населения и территории в ЧС, его жизнеобеспечение;
- определение ответственности за нарушения законодательства в области защиты населения и территории от ЧС.
Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате ЧС, настоящим Законом не регулируются.
Для осуществления на территории Брянской области единой государственной политики по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей от последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, предупреждения ЧС и организации работ по их ликвидации создается областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее по тексту именуется - областная подсистема).
Областная подсистема состоит из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению области. Она объединяет органы управления, силы и средства органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, что соответствует территориальному, местному и объектовому уровню единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Принципы построения, организационная структура, состав сил и средств, порядок взаимодействия основных элементов в различных ситуациях и иные вопросы функционирования областной подсистемы определяются действующим законодательством.
Границы зон ЧС определяются назначенными руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации, установленной Правительством Российской Федерации, по согласованию с исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления: (в ред. от 08.11.2001 N 76-З)
при локальных ЧС - председателем объектовой комиссии по ЧС;
при местных ЧС - председателем комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
при территориальных ЧС - председателем комиссии по ЧС области.
Сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, бактериологической, медицинской, взрывной, пожарной, экологической медикобиологической безопасности на территории Брянской области составляют информацию в области защиты населения и территории от ЧС. (в ред. от 08.11.2001 N 76-З)
Информация в области защиты населения и территории от ЧС, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территории от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты от них.
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территории от ЧС устанавливается законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Брянской области.
Защита населения и территории предполагает заблаговременное осуществление комплекса социально - экономических, инженерно - технических и иных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, предотвращение или максимально возможное снижение потерь и ущерба при их возникновении.
Мероприятия по защите населения и территории планируются и осуществляются на всей территории области с учетом экономических, природных и иных характеристик, местных особенностей и степеней реальной опасности возникновения ЧС. (в ред. от 08.11.2001 N 76-З)
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территории от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти области, на территории которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством координирующего органа - соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее по тексту именуется - КЧС): (в ред. от 08.11.2001 N 76-З)
на объектовом уровне - объектовые КЧС;
на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;
на территориальном уровне - КЧС области.
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям области, органов местного самоуправления, об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. от 08.11.2001 N 76-З)
Реализация основных принципов защиты населения и территории достигается путем разработки и осуществления специальных целевых программ, разработке типовых планов защиты персонала потенциально опасных объектов и населения, проживающего вокруг потенциально опасных объектов, создание системы нормативной правовой документации по вопросам защиты населения и территории, подготовки и обучения всех категорий населения, органов управления и сил способам защиты и действиям в ЧС.
Брянская областная Дума:
- принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от ЧС, а также по возмещению ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие ЧС;
- утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
- осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия по предупреждению, ликвидации ЧС и их последствий;
- проводит слушания по вопросам защиты населения и территории области от ЧС.
Администрация области:
- осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от ЧС;
- определяет порядок обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и обеспечивает их проведение;