Недействующий


БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


О защите населения и территории Брянской области от чрезвычайных
 ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 5 августа 2002 года)

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
Закона Брянской области от 30.12.2005 N 122-З
____________________________________________________________________

_________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Брянской области от  09.04.2001 N 18-З;

Законом Брянской области от 08.11.2001 N 76-З;

Законом Брянской области от 05.08.2002 N 47-З.          

_________________________________________     

          

Принят
 Брянской областной Думой
23 марта 2000 года

Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Брянской области (далее по тексту именуются - население), в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области.

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления, а также предприятии, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее по тексту именуются - организации) и населения по вопросам защиты населения к территории от чрезвычайных ситуации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия


Чрезвычайная ситуация (далее по тексту именуется - ЧС) - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству у окружающей природной среде. Различают ЧС по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Техногенная чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Промышленная катастрофа - крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также причинившая серьезный ущерб здоровью людей и окружающей природной среде.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Гидродинамическая авария - авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - проведение в зоне ЧС и прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации ЧС всех видов разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий единой государственной систем предупреждения и ликвидации ЧС (далее по тексту именуется - РСЧС), направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожароопасные, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Оценка - анализ соответствия потенциально опасного объекта предъявляемым к нему требованиям по готовности к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС, результатом которой является заключение.

Заключение - документ, содержащий обоснованные выводы о готовности или неготовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации ЧС, достаточности или недостаточности мер по защите населения и территорий от ЧС.

Статья 2. Законодательство в области защиты населения
 и территории от чрезвычайных ситуаций


Законодательство в области защиты населения и территории от ЧС состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, а также законов и иных нормативных правовых актов Брянской области по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.

Статья 3. Цели настоящего Закона


Целями настоящего Закона являются:

- предупреждение возникновения и развития ЧС;

- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

- ликвидация ЧС;

- определение полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления по возмещению гражданам ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

- защита жизни, здоровья, прав и личного имущества граждан, пострадавших вследствие ЧС;

- защита населения и территории в ЧС, его жизнеобеспечение;

- определение ответственности за нарушения законодательства в области защиты населения и территории от ЧС.

Отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате ЧС, настоящим Законом не регулируются.

Статья 4. Областная подсистема единой государственной системы
 предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


Для осуществления на территории Брянской области единой государственной политики по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей от последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, предупреждения ЧС и организации работ по их ликвидации создается областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее по тексту именуется - областная подсистема).

Областная подсистема состоит из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению области. Она объединяет органы управления, силы и средства органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, что соответствует территориальному, местному и объектовому уровню единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Принципы построения, организационная структура, состав сил и средств, порядок взаимодействия основных элементов в различных ситуациях и иные вопросы функционирования областной подсистемы определяются действующим законодательством.

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций


Границы зон ЧС определяются назначенными руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации, установленной Правительством Российской Федерации, по согласованию с исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления: (в ред.  от 08.11.2001 N 76-З)

при локальных ЧС - председателем объектовой комиссии по ЧС;

при местных ЧС - председателем комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

при территориальных ЧС - председателем комиссии по ЧС области.

Статья 6. Гласность и информация в области защиты
населения и территории от чрезвычайных ситуаций


Сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, бактериологической, медицинской, взрывной, пожарной, экологической медикобиологической безопасности на территории Брянской области составляют информацию в области защиты населения и территории от ЧС. (в ред. от 08.11.2001 N 76-З)

Информация в области защиты населения и территории от ЧС, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территории от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты от них.

Порядок обеспечения населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территории от ЧС устанавливается законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Брянской области.

Глава II. Основные принципы защиты населения и
 территории от чрезвычайных ситуации

Статья 7. Основные принципы защиты населения
и территории от чрезвычайных ситуаций


Защита населения и территории предполагает заблаговременное осуществление комплекса социально - экономических, инженерно - технических и иных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, предотвращение или максимально возможное снижение потерь и ущерба при их возникновении.

Мероприятия по защите населения и территории планируются и осуществляются на всей территории области с учетом экономических, природных и иных характеристик, местных особенностей и степеней реальной опасности возникновения ЧС. (в ред.  от 08.11.2001 N 76-З)

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территории от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти области, на территории которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством координирующего органа - соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям (далее по тексту именуется - КЧС): (в ред.  от 08.11.2001 N 76-З)

на объектовом уровне - объектовые КЧС;

на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;

на территориальном уровне - КЧС области.

Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям области, органов местного самоуправления, об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. от 08.11.2001 N 76-З)

Статья 8. Порядок реализации принципов
защиты населения и территории


Реализация основных принципов защиты населения и территории достигается путем разработки и осуществления специальных целевых программ, разработке типовых планов защиты персонала потенциально опасных объектов и населения, проживающего вокруг потенциально опасных объектов, создание системы нормативной правовой документации по вопросам защиты населения и территории, подготовки и обучения всех категорий населения, органов управления и сил способам защиты и действиям в ЧС.


Глава III. Полномочия органов государственной власти Брянской области и
 органов местного самоуправления, обязанности организации, права
 общественных объединении по вопросам защиты населения
и территории от чрезвычайных ситуаций

   

Статья 9. Полномочия Брянской областной Думы


Брянская областная Дума:

- принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от ЧС, а также по возмещению ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие ЧС;

- утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;

- осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия по предупреждению, ликвидации ЧС и их последствий;

- проводит слушания по вопросам защиты населения и территории области от ЧС.

Статья 10. Полномочия администрации Брянской области

   Администрация области:


- осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от ЧС;

- определяет порядок обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

- принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и обеспечивает их проведение;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»