АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 1997 года N 8


О первоочередных мерах по реализации программы
 жилищного строительства "Свой дом"

(с изменениями на 24 ноября 1997 года)

____________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

Постановлением администрации Брянской области от 24.11.1997 N 451.

____________________________________________________________

На основании постановлений Правительства Российской Федерации от 15 июня 1994 г. N 664 "Об утверждении Примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства" и Брянской областной Думы от 31 октября 1996 г. N 457 "О Положении о внебюджетном фонде развития жилищного строительства в Брянской области" и в целях наиболее эффективного решения жилищной проблемы в области

постановляю:

1. Одобрить прилагаемую концепцию территориальной программы жилищного строительства "Свой дом".

2. Считать администрацию Брянской области соучредителем фонда развития жилищного строительства (далее - фонд), выступающим единым заказчиком по реализации региональной программы "Свой дом.(в ред. от 24.11.1997 N 451)

4. Возложить на государственное предприятие "Брянскоблстройзаказчик" (Лучин) функции исполнительной дирекции фонда, поручив ему в месячный срок сформировать первоначальный состав учредителей фонда и попечительского совета, разработать учредительные и иные документы, необходимые для осуществления деятельности фонда.

Разрешить предприятию "Брянскоблстройзаказчик" сформировать для этой цели рабочую группу, установив на первый квартал текущего года ранее согласованный расчетный размер средств на содержание по стройкам областного бюджета, увеличенный на 0,5 процента, согласно приложению.

5. Финансовому управлению администрации области (Тюлягина) совместно с комитетом по экономической политике (Изотенков) в месячный срок внести предложения о предоставлении фонду беспроцентного кредита в соответствии с п.З постановления администрации области от 28.11.96 N 255 и привлечении дополнительных источников финансирования программы жилищного строительства "Свой дом" с использованием опыта Белгородской области.

6. При формировании состава учредителей обеспечить широкую гласность принимаемых решений, настоящее постановление опубликовать в печати в изложении.

7. Настоящее постановление согласовать с Брянской областной Думой.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Забровского В.В.

Глава администрации Брянской области
Ю.Е.Лодкин

Одобрена
постановлением администрации
Брянской области

от 15.01.97 N 8

Концепция территориальной программы
"Свой дом"

1. Общая часть


1.1. Существующее положение в жилищном секторе.


Жилищная проблема в Брянской области наряду с проблемой занятости и соответственно материальной обеспеченности населения продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем.

Свертывание производственной деятельности предприятиями из-за разбалансирования государственной системы обеспеченности сырьевыми ресурсами, взаимосвязи, системы реализации продукции при условиях углубления кризиса взаимонеплатежей привело к безработице, недоимке налоговых платежей в бюджеты всех уровней, отсутствию средств для реализации социальных программ и неплатежеспособности населения.

Нерегулярная и неполная государственная финансовая поддержка жилищного строительства в этих условиях заключалась в финансировании федеральных программ по следующим направлениям:

обеспечение жильем в первую очередь наиболее нуждающихся групп населения, к которым относятся военнослужащие и к ним приравненные, а также лица, уволенные в запас с военной службы или в отставку в связи с расформированием и выводом российских войск из стран Европы, Азии, Балтии и СНГ;

беженцы и вынужденные переселенцы, пострадавшие в результате конфликтов в регионах бывшего СССР, аварии на Чернобыльской АЭС, других аварий и стихийных бедствий;

северяне;

некоторые другие категории граждан, в том числе малоимущие.

Из местного бюджета финансировалось строительство жилых домов для пополнения жилищного фонда социального использования, коммунальное строительство, включая инженерную подготовку территорий для нового жилищного строительства, развитие и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, из бюджетных источников выделялись средства на компенсацию банкам льготного кредитования индивидуального строительства и льгот жилищно - строительным кооперативам, кредиты для развития производственной базы малоэтажного жилищного строительства, средства на развитие инфраструктуры городов и других поселений.

Ввод в эксплуатацию жилых домов (квартир) за 1993-1995гг. за счет консолидируемых средств составил 1272.8 тыс. кв.метров. На эти цели использовано 754,5 млрд.рублей капитальных вложений.

Из года в год сокращается финансирование строительства за счет средств федерального бюджета. Так, в 1993 году было выделено области 66 процентов средств федерального бюджета от предусмотренных , в 1994 году - только 52 процента.

За 1995 год освоено капитальных вложений в строительство жилья в объеме 1132,6 млрд.рублей и только 30 процентов инвестиций составил федеральный бюджет, выделяемый Правительством Российской Федерации на реализацию целевых федеральных программ: "Государственная программа по защите населения от воздействия чернобыльской катастрофы на период до 2000 года", "Дети Чернобыля", "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей", других федеральных программ, принятых в развитие Государственной целевой программы "Жилище".

Основными источниками финансирования капитальных вложений на строительство являлись собственные средства предприятий, на долю которых в 1995 году приходилось 42% всего объема инвестиций в жилищное строительство.

Уменьшилась доля вводимого жилья в государственном, муниципальном секторе области.

Выделяемые инвестиционные ресурсы в последние годы в основном направлялись на завершение ранее начатых объектов, что привело к снижению объемов нового строительства и ввода жилья в последующие годы.

Темпы жилищного строительства, одновременно с ростом его стоимости, опережающим в 5,8 раза рост доходов населения, снизились по сравнению с 1992 годом на 37% и продолжают снижаться.

Если в 1995 году введено 362.2 тыс.кв.метров общей площади жилья, то за 9 месяцев 1996 года в эксплуатацию его введено всего 115.8 тыс.кв.м, или около 1500 квартир.

Сметная стоимость одного кв. метра общей площади возросла:

в многоквартирном кирпичном жилом доме - с 250 рублей в 1991 году до 2.0 млн.рублей в июне 1996 г.;

в крупнопанельном - с 280 рублей до 2.5 млн.рублей;

в индивидуальном частном доме - с 420 рублей до 3.0 млн.рублей.

Продажная стоимость квадратного метра общей площади жилья в домах применяемых серий в 1996 году в городе Брянске достигла 2.5 -2.7 млн.рублей, в городах, поселках области - 2.0 - 2.2 млн.рублей.

Рыночная стоимость новой однокомнатной типовой квартиры достигла в городах области 75 млн.рублей, двухкомнатной - 110 млн.рублей, трехкомнатной - 125 млн.рублей.

В то же время средний месячный доход на душу населения по области на 01.07.96 составил 335 тыс.рублей и темпы роста доходов падают. На указанную дату доходы ниже среднего уровня имели 62 % населения, а у 36.1% населения доходы были ниже прожиточного минимума, установленного в области (277,4 тыс.руб.).

Средняя заработная плата с социальными выплатами составила всего 1,4 размера прожиточного минимума.

Значительное сокращение в 1995-1996гг. объема государственных инвестиций, полный провал политики поддержания инвестиционной активности граждан в жилищном строительстве за счет предоставления из федерального бюджета субсидий, жилищных и ипотечных кредитов, создания фондов жилищного строительства, выпуска жилищных сертификатов и т.п. в условиях снижения доходов населения, наличия инфляционных процессов, роста цен на строительную технику, материалы, продукцию, услуги, действующей прессовой налоговой политики, отсутствия четких законодательных решений земельного вопроса привело к тому, что органы исполнительной власти на местах остались один на один с массой нерешенных проблем в жилищной сфере.

В то же время необходимо отметить возросшую в 1993-1996гг. инвестиционную активность населения в индивидуальном жилищном строительстве.

Доля индивидуального жилья, возводимого гражданами за счет собственных средств и кредитов банков, в общем объеме вводимого жилья возросла по сравнению с 1990 годом на 17 процентов.

При этом в области просматривается широко выраженная тенденция строительства жилых домов улучшенной планировки в 2-3 этажа и повышенный интерес населения к государственному, муниципальному жилью малой этажности.

То есть концепция, заложенная в Государственную программу "Жилище", в которой приоритетным направлением развития жилищного строительства в Российской Федерации признано малоэтажное и индивидуальное жилье, является обоснованной.

1.2. Потребность в структуре жилья и требования к его качеству.


Структура жилищных потребностей населения может рассматриваться только в тесной связи с доступностью жилья и платежеспособностью населения. В этом плане немаловажное значение имеет сложившаяся структура жилищного фонда в поселениях области, его состояние, качество, местоположение и т.п., а также имеющаяся индустриально производственная база жилищного строительства и возможность ее реконструкции и перестройки в кратчайшие сроки на потребности рынка жилья.

Для определения потребности можно рассматривать следующие типы жилья:

малогабаритная квартира или жилье для небольшой семьи;

квартира улучшенной планировки в многоэтажной застройке как потребительский стандарт, рассчитанный на все категории населения;

квартира с удобствами в малоэтажном доме на две и более семей как перспективный вид малоэтажной застройки;

одноквартирный жилой дом на одну семью или сложные семьи, находящийся в их собственности с правом владения и распоряжения приусадебным земельным участком.

В многоквартирных домах граждане хотят иметь для каждого члена семьи по комнате, в одноквартирных домах потребности увеличиваются комната на каждого члена семьи плюс одна или две общие комнаты.

Интересы населения области в этом плане учтены введенной в 1995 году социальной нормой площади жилья - 21 кв.м общей площади на члена семьи.

Но сложившаяся структура жилищного фонда области значительно расходится с потребностью населения. Типовое многоквартирное жилье в многоэтажной застройке, существующее и строящееся, не полностью отвечает запросам граждан по своим потребительским качествам.

От 20 до 40 процентов семей изъявляют желание жить в односемейных домах, которых в жилищном фонде недостаточно. Показатель качества жилья, который всегда присутствовал в представлении граждан, до настоящего времени вытесняемый безальтернативным, типовым кирпичным и крупнопанельным жилищным строительством, постепенно занимает подобающее место в потребительском спросе населения.

1.3. Потребность в объемах жилищного строительства.


Существующий жилищный фонд Брянской области к началу 1996 года состоял из жилых помещений (квартир, домов) 28.2 млн. кв.метров общей площади, в том числе в городах - 17.7 млн. кв.метров, в сельских поселениях - 10.5 млн.кв.метров.

При этом 68.3 % всего жилья находится в частной собственности, 8.2 % - в государственной, 16.8 %- в муниципальной, 6.7 % - в совместной (коллективной) собственности.

Численность населения на 01.01.96 в области составила 1475 тысяч человек,

     в том числе в городах       - 1005.8 тысячи человек
     и в сельских поселениях     - 469.2 тысячи человек,
     или расчетно                - 445 тысяч семей.

Зарегистрировано нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на жилищном учете в администрациях разных уровней на 01.01.96 83346 семей.

Коэффициент семейности составил 3.3.

На жилищном учете состоят категории граждан, которые имеют законодательные жилищные льготы (инвалиды, участники ВОВ, ветераны афганской войны, участники чеченских событий, участники ликвидации аварии, переселенцы из радиоактивных зараженных зон в результате аварии на ЧАЭС, военнослужащие и уволенные в запас, беженцы, малоимущие и молодые семьи, иные льготники).

Необходимо отметить, что число семей, состоящих на жилищном учете в администрациях городов, поселков, сел, по данным ежегодной регистрации, не уменьшается.

На 01.01.93 число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете, составило 86581,

     на январь 1994 года            - 86336 семей,
     на начало 1995 года            - 93160 семей,
     на 01.01.96                    - 83346 семей.

При этом надо учитывать, что в среднем за 1992-1995гг. в области вводилось за счет средств государственного и муниципальных бюджетов примерно 250 тыс.кв.м общей площади жилья и 130 тыс.кв.м жилья за счет частных инвестиций.

Прирост очереди на улучшение жилищных условий происходит в основном за счет прибытия в область военнослужащих, в том числе уволенных в запас, беженцев, переселенцев из чернобыльских зон и районов Крайнего Севера, образования молодых семей, предоставления жилищных льгот, вводимых в действие новыми законодательными актами некоторым категориям граждан, а также за счет отселения семей, проживающих в ветхом и приспособленном жилищном фонде, ежегодное убытие которого составляет 300 тыс.кв.метров (город - 50 тыс.кв.м, село - 250 тыс.кв.м.).

Прогнозная потребность в объемах жилищного строительства должна рассчитываться на основании:

определения количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом демографических, миграционных, климатических и прочих условий в районах области;

определения потребностей этих семей в типах жилья и его качестве;

оценки платежеспособности семей, с учетом их финансовых ресурсов;

оценки возможной поддержки семей, нуждающихся в жилье, со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, территориальных фондов жилищного строительства, предприятий, организаций (субсидии, налоговые льготы, погашение кредитов, безвозмездное выделение земельных территорий, в том числе в собственность, льготы на пользование инженерной инфраструктурой , на оплату коммунальных услуг и т.п.);

оценки возможностей банков в обеспечении семей жилищными кредитами, в том числе на условиях ипотеки, с учетом предоставления им налоговых льгот;

оценки возможности снижения стоимости жилья за счет эффективных планировочных решений и применения эффективных и дешевых материалов, изделий, конструкций и автономных инженерных систем;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»