3.1. Транспорт и связь.
Несмотря на положительную динамику объемов грузовых и пассажирских перевозок всеми видами транспорта (начиная с 1998 года - 15-20%), достижение финансовой устойчивости предприятий отрасли, рост налоговых поступлений в областной бюджет (второе место после нефтедобывающей промышленности), область все острее ощущает несоответствие пропускной способности морских портов, железной дороги, существующих возможностей воздушного сообщения структуре и объемам грузопотоков. Неразвитость транспортной инфраструктуры является сдерживающим фактором для максимально эффективного использования преимуществ геополитического положения области, выхода сахалинских производителей на региональные и внешний рынки с конкурентоспособной продукций, обеспечения транспортной доступности регионов России для всего населения области.
Проблемная ситуация.
1. Воздушный транспорт:
- техническое состояние аэропортов не соответствует прогнозируемому объему перевозок в связи с реализацией шельфовых проектов. Федеральные целевые программы предусматривают финансирование только федеральной собственности: взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки, места стоянок), что не превышает 15% от потребности;
- отсутствие механизма привлечения внебюджетных инвестиций в развитие приватизируемых основных фондов аэропортов;
- отсутствие сертифицированных аэропортов на Курильских островах;
- отсутствие среднемагистральных воздушных судов российского производства.
2. Морской транспорт:
- отсутствие глубоководного причала под погрузку судов грузоподъемностью до 20 тыс. тонн резко снижает эффективность экспорта;
- высокий (свыше 20 лет) износ флота основного перевозчика ОАО «Сахалинское морское пароходство, высокий (свыше 50%) износ гидротехнических сооружений практически всех портов ограничивает наращивание грузооборота;
- необходимость обновления паромов и реконструкции причалов паромной переправы Ванино-Холмск.
3. Автомобильный транспорт:
- парк грузовых автомобилей и пассажирских автобусов ни по количественному составу, ни по техническому уровню (износ более 60%) не соответствует во врастающим потребностям экономики в грузоперевозках;
- крайне неудовлетворительное состояние автодорог не позволяет эксплуатировать автомобили большой грузоподъемности, увеличивает издержки.
4. Железнодорожный транспорт
- ограниченная пропускная способность искусственных сооружений (тоннелей, мостов), высокие эксплуатационные расходы (издержки в 8-10 раз превышают среднесетевые), высокие железнодорожные тарифы.
5. Трубопроводный транспорт:
Существующая длина магистрального нефтепровода (в пределах области 291.6 км) не соответствует прогнозируемым потребностям экономики.
6. Связь:
- высокий износ оборудования, в том числе средств радио- и телевещания является сдерживающим фактором развития современной связи;
- неудовлетворенный спрос на услуги местной телефонной связи:
- слабое развитие сетей сотовой связи;
- недостаточный охват населения средствами областного телерадиовещания:
- ведомственная разобщенность использования технических средств телерадиовещания.
Цель
- обеспечить развитие транспортного комплекса и средств связи, адекватное стратегии развития экономики области. Расширение возможностей реализации конституционных прав граждан на производство, распространение и получение информации.
Задачи: