5.1. Доходы и уровень жизни.
Формирование денежных доходов населения в 90-е годы складывалось под влиянием проводимых экономических реформ, а также таких негативных факторов, как продолжительные задержки по выплате заработной платы, наличие теневых форм оплаты труда, вследствие чего в 1998 году уровень доходов упал (к предыдущему году) до 78,9%. Фактический отказ предприятий и государства от адекватной индексации заработной платы, всегда занимавшей доминирующее положение в доходах населения, обусловил ее сжатие в реальном выражении (в 1998 году на 7,6% и уже в 1999 году - на 17%). Начиная с 2000 года, реальные располагаемые доходы населения устойчиво растут - от 13 до 19%, что вызнало рост покупательной способности (соотношение среднего душевого дохода и прожиточного минимума) от 139,6% в 1998 году до 162,4% в 2002 году.
Впервые в 2002 году превысили уровень докризисного 1997 года показа гели: реальная заработная плата - на 8,1%, реальные располагаемые денежные доходы - на 12.5%.
Проблемная ситуация:
- отсутствие эффективного механизма регулирования доходов в отраслях внебюджетной сферы и низкий уровень оплаты труда в бюджетных отраслях явились следствием расслоения населения по уровню доходов. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к доходам 10% наименее обеспеченного населения составило в 2002 году 12,2 раза против 7,2 раза в 1998 году;
- высокий уровень бедности: доля населения, живущего за чертой бедности, т.е. имеющего доходы ниже прожиточного минимума. В 2002 году черта бедности (прожиточный минимум) поднялась относительно 1997 года в 4,2 раза (в среднем по России - 4,4 раза);
- низкий уровень пенсий - ниже уровня докризисного 1997 года на 17,3%;
- неэффективная методика расчета показателя «прожиточный минимум» приводит к искаженному его содержанию: не граница бедности, а граница физиологического выживания.
Цель
- рассматривать понятие жизненного уровня населения как совокупность ею доходов и возможность повышения благосостояния, т.е. улучшения качества жизни.
Задачи:
- создание условий для роста заработной платы и восстановления ее роли как основного источника денежных доходов;
- увеличение денежных доходов населения посредством легализации всех видов трудовых доходов, поддержание их реального содержания и платежеспособного спроса;
- сокращение расслоения населения но доходам посредством реализации активной политики занятости и эффективной системы социальной защиты населения:
- увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ежегодно в пределах 8-10%;
- снижение доли населения с денежными доходами ниже прожиточною минимума уже к 2006 году до 23% . Меры:
- применение более совершенных методик расчета показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения;
- создание новых возможностей занятости в целях повышения уровня жизни низкодоходных групп населения;
- контроль за ценообразованием в целях выдерживания превышения темпов роста доходов населения над ростом цен па товары и услуги в пределах 15-20%
5.2. Демографическая политика.
Но предварительным данным в области проживает 578,3 тыс. человек постоянного населения (предварительные данные переписи населения - 546,5 тыс. человек). Доля городского населения в общей численности составляет 86,8%. На рубеже 90-х годов демографическая обстановка в области характеризовалась следующими показателями: уровень рождаемости (14,1 на 1000 населения) превышал среднероссийский показатель на 5,2%, уровень смертности был ниже рождаемости в 1,7 раза. В последние годы область переживает затяжной демографический кризис, который проявляется в сокращении численности населения, ухудшении его структуры и качественного состава, снижении средней продолжительности жизни, старении населения. К худшему меняется один из показателей развития территории региона - плотность населения на 1 кв. м: с 8,2 человек на 1 января 1992 года до 6,6 человек на 1 января 2003 года. Проблемная ситуация:
- естественная убыль населения под влиянием устойчивой динамики превышения смертности над рождаемостью: в последние пять лет число умерших 1s. 1.3-1,5 раза превышало число родившихся;
- миграционный отток. До 1992 года численность населения области сга-6n.ii.no росла и на начало 1992 года составляла 719,8 тыс. человек, на начало 2003 года численность сократилась до 578,3 тыс. человек или на 141,5 тыс. человек (на 19,6%), при этом доля миграционной убыли составила 78,7%. В 2002 году отток сохранился примерно на уровне предшествующего года, но по-прежнему является основным фактором снижения численности. Причины:
трудности социально-экономического характера, безработица в проблемных населенных пунктах, события техногенного характера, жилищно-бытовые проблемы:
- отток трудоспособного населения, в том числе квалифицированных кадров: за последние пять лет доля лиц трудоспособного возраста в численности выехавших колеблется в пределах 65 - 67%, что серьезно снижает трудовой потенциал области.
Цель
- формирование системы воспроизводства населения, отвечающей долгосрочным интересам общества и способствующей всестороннему и гармоничному развитию человека.
Задачи:
- улучшение охраны материнства и детства;