Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26.06.2003 г. № 347-ра


О корректировке Концепции социально-экономического развития
Сахалинской области до 2010 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Сахалинской области от 09.06.2006 N 140-па.
____________________________________________________________________


Концептуально социально-экономическая политика администрации Сахалинской области изложена в «Основных задачах и направлениях деятельности администрации Сахалинской области по модернизации экономики и развитию социальной сферы области на 2001 - 2004 годы», утвержденных постановлением губернатора от 27 марта 2001 года № 131. Необходимость корректировки вышеуказанной концепции обусловлена тем, что целевые установки последовательно проводимой администрацией области политики по преодолению экономического спада, стабилизации уровня жизни населения, направленные на создание условий для экономического роста в отраслях экономики, во многом выполнены.

Объективно возможности оценки перспектив долгосрочного развития области затрудняет отсутствие долгосрочной стратегии развития страны, четко обозначенной федеральной региональной политики, концепции государственной социальной политики - документов, на которые администрация области могла бы опираться при выборе целевых ориентиров, разработке экономической политики, формировании приоритетов развития.

В то же время, учитывая сложившиеся предпосылки, необходимо не только пересмотреть приоритеты, обозначив как главную цель достижение достойного уровня благосостояния граждан посредством динамичного экономического роста, но и скорректировать свои действия с учетом нового импульса, который придает экономике области реализация на условиях соглашения о разделе продукции шельфовых проектов.

Концепция социально ориентированной экономики является залогом конструктивного диалога населения и власти, что позволит последовательно проводить экономические преобразования в отсутствие глубоких социально-политических конфликтов и социальной напряженности.

В целях обеспечения дальнейшего  устойчивого социально-экономического развития Сахалинской области, ориентированного на повышение благосостояния населения:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2010 года (далее - Концепция).

2. Комитету экономики Сахалинской области, областным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции при разработке отраслевых программ и планов действий, прогнозов социально-экономического развития Сахалинской области.

3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете с «Губернские ведомости».

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого вице-губернатора области Малахова И.П.

    
Губернатор области
И.П.Фархутдинов

Утверждена распоряжением администрации области
     от 26.06.2003 г. № 374-ра



Концепция
социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2010 года

Содержание

1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

4-5

1.1. Уровень благосостояния населения

5-7

1.2 Природно-ресурсный потенциал

7-9

1.3. Экономическое положение

9-11

2. ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ 1 ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ



2.1. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность

11-12

2.2. Топливно-энергетический комплекс

12-13

2.3. Лесопромышленный комплекс

13-14

2.4. Рыбопромышленный комплекс

14-15

2.5. Пищевая и перерабатывающая промышленность

15-16

2.6. Полиграфическая промышленность

16-17

2.7. Легкая промышленность

17-18

2.8. Сельскохозяйственное производство

18-20

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ



3.1. Транспорт и связь

20-22

3.2. Дорожное строительство

22-23

3.3. Строительный комплекс

23-24

4. РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



4.1. Малый бизнес и предпринимательство

24-25

4.2. Управление областным государственным заказом

25-26

4.3. Внешнеэкономическая деятельность

26-27

5. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ



5.1. Доходы и уровень жизни

27-28

5.2. Демографическая политика

28-29

5.3. Трудовые отношения и занятость населения, охрана труда

29-31

5.4. Образование

31-32

5.5. Здравоохранение

32-33

5.6. Социальная защита населения

33-35

5.7. Жилищно-коммунальное хозяйство

35-36

5.8. Потребительский рынок

36-37

5.9. Развитие туризма

38-38

5.10. Экологическая политика

38-40

6. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ



6.1. Бюджетная политика

40-41

6.2. Банковская система

41-42

6.3. Развитие рынка страховых услуг

42-

6.4. Внебюджетные источники финансирования

42-43

7. Приватизация, управление собственностью

43-45

8. Управление собственностью на землю

45-46

9. Региональная политика и местное самоуправление

46-47

10. Инновационная политика

47-48

11. Инвестиционная политика

4S-49

12. Молодежная политика

49-50

13.11олитика в сфере культуры

50-52

14. Физическая культура и спорт

52-53

15. Укрепление правопорядка и законное! и

53-54

16. Кадровая политика

54-55



 Введение

Сахалинская область как субъект Российской Федерации разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации в соответствии с конституционными полномочиями и Уставом Сахалинской области

Учитывая особое геополитическое положение области как приграничной территории администрация Сахалинской области несет дополнительную ответственность за состояние социально-экономической обстановки в регионе и в угон связи считает неприемлемым инерционный путь развития.

В отсутствие планомерной и долгосрочной политики государства в отношении реального сектора экономики региона крайне остро стоит вопрос создания механизмов формирования полноценных бюджетов развития - областного и муниципальных. Необходимо, с учетом избирательности направления, капиталовложений превратить активный инвестиционный процесс в базовый фактор экономического роста.

Концептуально социально-экономическая политика администрации Сахалинской области изложена в «Основных задачах и направлениях деятельности администрации Сахалинской области по модернизации экономики и развитию социальной сферы области на 2001 - 2004 годы», утвержденных постановлением губернатора Сахалинской области от 27 марта 2001 года № 131. Необходимость корректировки вышеуказанной концепции обусловлена тем, что целевые установки последовательно проводимой администрацией области политики но преодолению экономического спада, стабилизации уровня жизни населения, направленные на создание условий для экономического роста в отраслях экономики, во многом выполнены.

Актуальность формирования и обоснования новых стратегических целей и направлений обусловлена новым импульсом, который придает экономике области реализация на условиях соглашения о разделе продукции проектов освоения нефтегазовых месторождений Сахалина. Конкурентоспособная экономика Сахалинской области будет базироваться на развитии нефтедобывающей отрасли, которая станет точкой роста для развития, в первую очередь, отраслей, которые сегодня являются сдерживающим фактором динамичного роста региона: энергетики, транспорта и инфраструктуры. Освоение углеводородного потенциала Сахалинской области может решить ряд проблем не только экономического, но и политического, социального характера. Это, прежде всего, обеспечение энергоресурсами районов с ограниченными сроками завоза грузов (высокозатратный «северный завоз»), развитие инфраструктуры, сохранение и создание новых рабочих мест, максимальное использование рыночного и стратегического интереса стран Азиатско-тихоокеанского региона, закрепление позиций России на Дальнем Востоке. Экспортная ориентация региона сохранится и будет динамично развиваться с последовательной переориентацией экспорта на готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью: нефтепродукты, электроэнергия, высококачественный пиломатериал, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, продукция химической промышленности.

Реализация задач экономического роста позволит рассматривать социальное развитие населения не через призму показателя «уровень жизни», основанною на соотношении доходов и минимальных стандартов потребления товаров и услуг, но вывести его на новый уровень - уровень «качества жизни», подразумевая под этим уровень благосостояния людей. Стратегические задачи нанрав-;1спы не только на повышение доходов населения через широкое обеспечение ^тягости, но и через динамичный процесс расширение человеческого выбора. Решение задач социальной направленности, нацеленность на охрану окружающей среды и природопользования - все это в совокупности с экономическими приоритетами окажет позитивное влияние на человеческое развитие.

Концепция - документ долговременного действия, на основании которого разрабатываются конкретные отраслевые областные и муниципальные программы социально-экономического развития с учетом специфики их территориальною положения, поставленных целевых задач.

Концепция представляет собой совокупность стратегических целей и задач. а также конкретных мер, направленных на реализацию поставленных задач. Основным организационно-распорядительным документом по реализации Концепции являются утверждаемые губернатором Сахалинской области основные направления социально-экономической политики Сахалинской области.

   1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

     1.1. Уровень благосостояния населения.

Длительное время в социально-экономической политике области наблюдалось смещение акцента в пользу интенсификации производства, вследствие чего но уровню валового регионального продукта на душу населения Сахалинская область с 1997 года переместилась с 13 на 6 место в Российской Федерации. Анализ использования валового регионального продукта показывает, что но уровню фактического конечного потребления на душу населения область занимала в 2001 году четвертое место в Дальневосточном федеральном округе (в 1997 году - седьмое место).

В то же время, заботясь о развитии экономическом, инвестиционном, инновационном, мы недостаточно уделяли внимания, имея в виду высокую экономическую отдачу в перспективе, вложению инвестиций в развитие человеческого капитала: инвестиций в образование, здравоохранение и т.д. Несмотря на динамичный рост экономических показателей, в области накапливается все больше проблем в социальной сфере, по-прежнему финансируемой по остаточному принципу. Финансирование в рамках федеральных целевых социальных программ в последние годы несколько увеличилось, но оставалось на уровне 20-25% от заявленной потребности.

Доходы населения

После 1998 года, когда доходы населения (к предыдущему году) упали до 78,9% (по России - до 84,1%), начиная с 2000 года, реальные располагаемые доходы населения устойчиво растут- от 13 до 19% ежегодно. Впервые в 2002 году превысили уровень докризисного 1997 года показатели: реальная заработная плата - на 8,1%, реальные располагаемые денежные доходы - на 12,5%.

   Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума),

В 2002 году среднедушевой денежный доход обеспечивал 1,6 прожиточных минимумов против 1,4 в 1998 году. Доля товаров и услуг в расходах населения превысила 60%, возросло накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах. Среди регионов Дальневосточного федерального округа область находи т-ся по стоимости услуг на душу населения на третьем месте, но объему розничного товарооборота на душу населения - на втором месте (после Якутии).

    Экономическая активность населения

Численность занятых в экономике с 1998 года возросла на 16,7 тыс. человек, численность зарегистрированных безработных сократилась в 2,4 раза (на конец 2002 года составила 7,6 тыс. человек), уровень регистрируемой безработицы снизился с 5,9 до 2,4%.

Здоровье населения

Снизился общий уровень заболеваемости (все болезни на 1000 жителей) с 1998 года на 12,5%, увеличился естественный прирост населения. Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 жителей) в 2002 году составил 9,6 против 8,3 в докризисном 1997 году.

   Демография

В последние годы область переживает затяжной демографический кризис, который проявляется в сокращении численности населения, ухудшении его структуры и качественного состава, снижении средней продолжительности жизни. старении населения. К худшему меняется один из показателей развития территории региона - плотность населения на 1 кв. м: с 8,2 человек на 1 января 1992 года до 6,6 человек на 1 января 2003 года. Если численность населения стабильно росла и на начало 1992 года составляла 719,8 тыс. человек, то на начало 2003 года - 578,3 тыс. человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»