АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26.06.2003 г. № 347-ра
О корректировке Концепции социально-экономического развития
Сахалинской области до 2010 года
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Сахалинской области от 09.06.2006 N 140-па.
____________________________________________________________________
Концептуально социально-экономическая политика администрации Сахалинской области изложена в «Основных задачах и направлениях деятельности администрации Сахалинской области по модернизации экономики и развитию социальной сферы области на 2001 - 2004 годы», утвержденных постановлением губернатора от 27 марта 2001 года № 131. Необходимость корректировки вышеуказанной концепции обусловлена тем, что целевые установки последовательно проводимой администрацией области политики по преодолению экономического спада, стабилизации уровня жизни населения, направленные на создание условий для экономического роста в отраслях экономики, во многом выполнены.
Объективно возможности оценки перспектив долгосрочного развития области затрудняет отсутствие долгосрочной стратегии развития страны, четко обозначенной федеральной региональной политики, концепции государственной социальной политики - документов, на которые администрация области могла бы опираться при выборе целевых ориентиров, разработке экономической политики, формировании приоритетов развития.
В то же время, учитывая сложившиеся предпосылки, необходимо не только пересмотреть приоритеты, обозначив как главную цель достижение достойного уровня благосостояния граждан посредством динамичного экономического роста, но и скорректировать свои действия с учетом нового импульса, который придает экономике области реализация на условиях соглашения о разделе продукции шельфовых проектов.
Концепция социально ориентированной экономики является залогом конструктивного диалога населения и власти, что позволит последовательно проводить экономические преобразования в отсутствие глубоких социально-политических конфликтов и социальной напряженности.
В целях обеспечения дальнейшего устойчивого социально-экономического развития Сахалинской области, ориентированного на повышение благосостояния населения:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2010 года (далее - Концепция).
2. Комитету экономики Сахалинской области, областным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции при разработке отраслевых программ и планов действий, прогнозов социально-экономического развития Сахалинской области.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете с «Губернские ведомости».
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого вице-губернатора области Малахова И.П.
Концепция
социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2010 года
1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ | 4-5 |
1.1. Уровень благосостояния населения | 5-7 |
1.2 Природно-ресурсный потенциал | 7-9 |
1.3. Экономическое положение | 9-11 |
2. ЦЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ 1 ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ | |
2.1. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность | 11-12 |
2.2. Топливно-энергетический комплекс | 12-13 |
2.3. Лесопромышленный комплекс | 13-14 |
2.4. Рыбопромышленный комплекс | 14-15 |
2.5. Пищевая и перерабатывающая промышленность | 15-16 |
2.6. Полиграфическая промышленность | 16-17 |
2.7. Легкая промышленность | 17-18 |
2.8. Сельскохозяйственное производство | 18-20 |
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ | |
3.1. Транспорт и связь | 20-22 |
3.2. Дорожное строительство | 22-23 |
3.3. Строительный комплекс | 23-24 |
4. РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
4.1. Малый бизнес и предпринимательство | 24-25 |
4.2. Управление областным государственным заказом | 25-26 |
4.3. Внешнеэкономическая деятельность | 26-27 |
5. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ | |
5.1. Доходы и уровень жизни | 27-28 |
5.2. Демографическая политика | 28-29 |
5.3. Трудовые отношения и занятость населения, охрана труда | 29-31 |
5.4. Образование | 31-32 |
5.5. Здравоохранение | 32-33 |
5.6. Социальная защита населения | 33-35 |
5.7. Жилищно-коммунальное хозяйство | 35-36 |
5.8. Потребительский рынок | 36-37 |
5.9. Развитие туризма | 38-38 |
5.10. Экологическая политика | 38-40 |
6. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ | |
6.1. Бюджетная политика | 40-41 |
6.2. Банковская система | 41-42 |
6.3. Развитие рынка страховых услуг | 42- |
6.4. Внебюджетные источники финансирования | 42-43 |
7. Приватизация, управление собственностью | 43-45 |
8. Управление собственностью на землю | 45-46 |
9. Региональная политика и местное самоуправление | 46-47 |
10. Инновационная политика | 47-48 |
11. Инвестиционная политика | 4S-49 |
12. Молодежная политика | 49-50 |
13.11олитика в сфере культуры | 50-52 |
14. Физическая культура и спорт | 52-53 |
15. Укрепление правопорядка и законное! и | 53-54 |
16. Кадровая политика | 54-55 |
Сахалинская область как субъект Российской Федерации разрабатывает и реализует социально-экономическую политику в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации в соответствии с конституционными полномочиями и Уставом Сахалинской области
Учитывая особое геополитическое положение области как приграничной территории администрация Сахалинской области несет дополнительную ответственность за состояние социально-экономической обстановки в регионе и в угон связи считает неприемлемым инерционный путь развития.
В отсутствие планомерной и долгосрочной политики государства в отношении реального сектора экономики региона крайне остро стоит вопрос создания механизмов формирования полноценных бюджетов развития - областного и муниципальных. Необходимо, с учетом избирательности направления, капиталовложений превратить активный инвестиционный процесс в базовый фактор экономического роста.
Концептуально социально-экономическая политика администрации Сахалинской области изложена в «Основных задачах и направлениях деятельности администрации Сахалинской области по модернизации экономики и развитию социальной сферы области на 2001 - 2004 годы», утвержденных постановлением губернатора Сахалинской области от 27 марта 2001 года № 131. Необходимость корректировки вышеуказанной концепции обусловлена тем, что целевые установки последовательно проводимой администрацией области политики но преодолению экономического спада, стабилизации уровня жизни населения, направленные на создание условий для экономического роста в отраслях экономики, во многом выполнены.
Актуальность формирования и обоснования новых стратегических целей и направлений обусловлена новым импульсом, который придает экономике области реализация на условиях соглашения о разделе продукции проектов освоения нефтегазовых месторождений Сахалина. Конкурентоспособная экономика Сахалинской области будет базироваться на развитии нефтедобывающей отрасли, которая станет точкой роста для развития, в первую очередь, отраслей, которые сегодня являются сдерживающим фактором динамичного роста региона: энергетики, транспорта и инфраструктуры. Освоение углеводородного потенциала Сахалинской области может решить ряд проблем не только экономического, но и политического, социального характера. Это, прежде всего, обеспечение энергоресурсами районов с ограниченными сроками завоза грузов (высокозатратный «северный завоз»), развитие инфраструктуры, сохранение и создание новых рабочих мест, максимальное использование рыночного и стратегического интереса стран Азиатско-тихоокеанского региона, закрепление позиций России на Дальнем Востоке. Экспортная ориентация региона сохранится и будет динамично развиваться с последовательной переориентацией экспорта на готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью: нефтепродукты, электроэнергия, высококачественный пиломатериал, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, продукция химической промышленности.
Реализация задач экономического роста позволит рассматривать социальное развитие населения не через призму показателя «уровень жизни», основанною на соотношении доходов и минимальных стандартов потребления товаров и услуг, но вывести его на новый уровень - уровень «качества жизни», подразумевая под этим уровень благосостояния людей. Стратегические задачи нанрав-;1спы не только на повышение доходов населения через широкое обеспечение ^тягости, но и через динамичный процесс расширение человеческого выбора. Решение задач социальной направленности, нацеленность на охрану окружающей среды и природопользования - все это в совокупности с экономическими приоритетами окажет позитивное влияние на человеческое развитие.
Концепция - документ долговременного действия, на основании которого разрабатываются конкретные отраслевые областные и муниципальные программы социально-экономического развития с учетом специфики их территориальною положения, поставленных целевых задач.
Концепция представляет собой совокупность стратегических целей и задач. а также конкретных мер, направленных на реализацию поставленных задач. Основным организационно-распорядительным документом по реализации Концепции являются утверждаемые губернатором Сахалинской области основные направления социально-экономической политики Сахалинской области.
1.1. Уровень благосостояния населения.
Длительное время в социально-экономической политике области наблюдалось смещение акцента в пользу интенсификации производства, вследствие чего но уровню валового регионального продукта на душу населения Сахалинская область с 1997 года переместилась с 13 на 6 место в Российской Федерации. Анализ использования валового регионального продукта показывает, что но уровню фактического конечного потребления на душу населения область занимала в 2001 году четвертое место в Дальневосточном федеральном округе (в 1997 году - седьмое место).
В то же время, заботясь о развитии экономическом, инвестиционном, инновационном, мы недостаточно уделяли внимания, имея в виду высокую экономическую отдачу в перспективе, вложению инвестиций в развитие человеческого капитала: инвестиций в образование, здравоохранение и т.д. Несмотря на динамичный рост экономических показателей, в области накапливается все больше проблем в социальной сфере, по-прежнему финансируемой по остаточному принципу. Финансирование в рамках федеральных целевых социальных программ в последние годы несколько увеличилось, но оставалось на уровне 20-25% от заявленной потребности.
Доходы населения
После 1998 года, когда доходы населения (к предыдущему году) упали до 78,9% (по России - до 84,1%), начиная с 2000 года, реальные располагаемые доходы населения устойчиво растут- от 13 до 19% ежегодно. Впервые в 2002 году превысили уровень докризисного 1997 года показатели: реальная заработная плата - на 8,1%, реальные располагаемые денежные доходы - на 12,5%.
Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума),
В 2002 году среднедушевой денежный доход обеспечивал 1,6 прожиточных минимумов против 1,4 в 1998 году. Доля товаров и услуг в расходах населения превысила 60%, возросло накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах. Среди регионов Дальневосточного федерального округа область находи т-ся по стоимости услуг на душу населения на третьем месте, но объему розничного товарооборота на душу населения - на втором месте (после Якутии).
Экономическая активность населения
Численность занятых в экономике с 1998 года возросла на 16,7 тыс. человек, численность зарегистрированных безработных сократилась в 2,4 раза (на конец 2002 года составила 7,6 тыс. человек), уровень регистрируемой безработицы снизился с 5,9 до 2,4%.
Здоровье населения
Снизился общий уровень заболеваемости (все болезни на 1000 жителей) с 1998 года на 12,5%, увеличился естественный прирост населения. Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 жителей) в 2002 году составил 9,6 против 8,3 в докризисном 1997 году.
Демография
В последние годы область переживает затяжной демографический кризис, который проявляется в сокращении численности населения, ухудшении его структуры и качественного состава, снижении средней продолжительности жизни. старении населения. К худшему меняется один из показателей развития территории региона - плотность населения на 1 кв. м: с 8,2 человек на 1 января 1992 года до 6,6 человек на 1 января 2003 года. Если численность населения стабильно росла и на начало 1992 года составляла 719,8 тыс. человек, то на начало 2003 года - 578,3 тыс. человек.