ГУБЕРНАТОР САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 1998 г. N 188
О правомерности применения цен за платные услуги,
оказываемые государственными органами
(с изменениями на 27.07.2000 г.)
__________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением губернатора области от 27 июля 2000 г. № 309
__________________________________________________________
Распоряжением губернатора области от 23 февраля 1998 года N 71-р создана комиссия по проверке работы государственных органов по правомерности применения расценок, тарифов за оказываемые услуги, правильности оформления документации и обоснованности начисления заработной платы работникам государственных органов.
За истекший период проведены проверки, а также проанализированы материалы ревизий, проведенных аппаратом главного контролера - ревизора КРУ МФ РФ по Сахалинской области и управлением цен администрации Сахалинской области. В общей сложности проверке подвергнуты 14 предприятий и организаций, осуществляющих лицензирование либо оказывающих платные услуги юридическим и физическим лицам.
В ходе проверок выявлено, что только лицензированием в области занимаются 34 государственных органа федерального подчинения, 8 областных и 18 районных организаций. Так, 34 федеральных органа производят выдачу лицензий на 64 вида деятельности.
В ходе проверок выявлено, что:
- в Центре государственного санитарного эпидемиологического надзора Сахалинской области применяется коэффициент удорожания 8000 к прейскуранту N У-13-01-ЮЖ, утвержденному распоряжением облисполкома от 04.05.89 N 223 и отмененному распоряжением Сахоблисполкома от 14.05.91 N 274. По данным Сахалинского областного комитета государственной статистики, индекс роста потребительских цен на 1971 - 1997 годы составил 6666;
- в Сахалинском центре стандартизации, метрологии и сертификации тарифы на поверку средств измерений рассчитываются на основе трудоемкости конкретной услуги и стоимости одного нормативного часа работы в соответствии с методикой разработки тарифов на поверку средств измерений, утвержденной приказом Госстандарта России от 15.06.94 N 105, но по предельным нормативам трудоемкости работ;
- в Сахалинском комитете водных ресурсов установлены факты завышения сборов за выдачу лицензии на использование водных объектов и распорядительной лицензии в нарушение постановления губернатора Сахалинской области от 27.06.97 N 284 за счет увеличения количества минимальных заработных плат (с НДС);
- в управлении государственной противопожарной службы УВД Сахалинской области применялись расценки на оказание платных услуг, не утвержденные начальником УВД области;
- в нарушение постановления губернатора Сахалинской области от 07.05.96 N 226 "О внесении дополнения в постановление губернатора области от 13.06.95 N 162 "О лицензировании отдельных видов деятельности на территории области" в части согласования с управлением цен администрации области департамент здравоохранения администрации области не соблюдает порядок ценообразования за выдачу лицензий на выдачу лицензий на фармацевтическую деятельность, сбор и реализацию сырья и дикоросов, медицинскую деятельность;
- в областной стоматологической поликлинике выявлены факты завышения цен и применения неутвержденных цен за оказание платных услуг населению в нарушение Сводного прейскуранта, утвержденного департаментом здравоохранения администрации области по согласованию с управлением цен администрации области и введенного в действие с 1 января 1996 года;
- в Южно-Сахалинском педагогическом институте выявлены факты завышения себестоимости планы за обучение студентов в части применения затрат, не связанных с учебным процессом.
В ходе ревизий и проверок также выявлены нарушения в областной больнице, Госсельхозслужбе, Госторгинспекции, Сахалинском отделении транспортной инспекции.
Анализ работы организаций и предприятий федерального и областного подчинения и выявленных нарушений позволяют сделать следующие выводы:
- комитет экономики администрации Сахалинской области самоустранился от работы по координации деятельности организаций и предприятий как федерального, так и областного подчинения, предусмотренной постановлением правительства РФ от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением губернатора Сахалинской области от 13.06.95 N 162 "О лицензировании отдельных видов деятельности на территории области". В результате отсутствия координации и жесткого контроля со стороны управления цен администрации Сахалинской области организации и предприятия применяют на территории области максимально предельные нормативы как за лицензирование видов деятельности, так и за оказание платных услуг юридическим и физическим лицам;
- нормативы за лицензирование видов деятельности и тарифы по оказанию платных услуг, рекомендованные министерствами и ведомствами РФ в виде инструкций и приказов, не проходят юридическую экспертизу в Министерстве юстиции РФ. Такое положение нельзя признать правомерным, поскольку данные ведомственные нормативные правовые акты затрагивают интересы большой части населения;
- максимальные нормативы за лицензирование видов деятельности и оказание платных услуг организациями федерального, областного и муниципального подчинения оказывают существенное влияние на формирование розничных цен в сторону их увеличения;
- особое влияние на формирование розничных цен товаров и услуг оказывает тенденция увеличения количества государственных органов федерального подчинения, применяющих платные услуги к хозяйствующим субъектам. Такие услуги, как сертификация продукции товаров, гигиенические сертификаты, оплата за лицензии и прочие взимания за выдачи любых справок, приняли в области повсеместный характер;
- создавшееся положение вызывает крайне негативную реакцию населения. Подобная практика получила определение - "государственный рэкет". Критическая ситуация породила массовые жалобы и обращения в администрацию области.
Принимая по внимание изложенное и учитывая, что процессы ценообразования в части лицензирования видов деятельности и тарифов за оказываемые платные услуги юридическим и физическим лицам практически вышли из-под контроля, постановляю:
1. Комитету экономики администрации Сахалинской области (Дегтярев С.Г.) в месячный срок сформировать единый орган по осуществлению лицензионной деятельности на территории области и внести на утверждение.
2. Управлению юстиции (Гультяева Н.И.) в месячный срок подготовить запрос в правительство Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации о законности применения на территории Сахалинской области актов министерств и ведомств Российской Федерации, носящих рекомендательный характер и не прошедших государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
3. Управлению цен администрации области (Бойко Р.П.) совместно с комитетом экономики администрации области (Дегтерев С.Г.) и государственно-правовым отделом администрации области (Белова Л.В.) в месячный срок подготовить проект закона Сахалинской области "О порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней".
4. Вице-губернатору Ягубову В.П., начальнику департамента потребительского рынка, торговли и услуг администрации области Воробьевой Н.И., начальнику управления цен администрации области Бойкой Р.П. в месячный срок внести необходимые дополнения в состав и в Положение о межведомственной комиссии по проблемам потребительского рынка Сахалинской области, утвержденные постановлением губернатора области от 26.02.97 N 88, предусмотрев вопросы и задачи регулирования торговли, услуг и меры по ограничению роста цен на товары народного потребления и услуги.
5. Всем органам государственного управления федерального подчинения при утверждении цен на платные услуги исходить из индексов роста потребительских цен, оптовых цен промышленников и материального производства в зависимости от состава затрат, согласовывать с отраслевыми управлениями, управлением цен администрации области, территориальным антимонопольным управлением, комитетом экономики администрации области. (В редакции постановления губернатора области от 27 июля 2000 г. № 309)
6. Обратить внимание руководителей государственных органов управления федерального и областного подчинения на неправомерность заключения договоров о делегировании функций государственного органа управления по оказанию платных услуг организациям и предприятиям разных форм собственности.
7. Указать руководителям государственных органов управления федерального подчинения на недопустимость в случаях реорганизации государственных органов управления повторного взимания платы в течение года с хозяйствующего субъекта за оказанные платные услуги.
8. Принять к сведению, что по результатам проверок Центр государственного санитарного эпидемиологического надзора Сахалинской области (Папиренко Е.В.) в настоящее время цены на платные медицинские услуги привел в соответствие с приказами Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
9. Департаменту здравоохранения администрации области (Сибиркин В.А.) усилить контроль за выдачей лицензий и предоставлением платных медицинских услуг населению области, оказываемых лечебными учреждениями, находящимися в областной собственности.
10. Ректору Южно-Сахалинского государственного педагогического института Мисикову Б.Р. привести плату за обучение студентов в соответствие с нормативно-правовыми актами РФ.
Департаменту образования, культуры и спорта администрации области (Фридман Е.М.) в месячный срок устранить отмеченные недостатки и представить в контрольное управление информацию о принятых мерах.
11. Управление государственной противопожарной службы УВД Сахалинской области (Оноприенко Н.А.) в месячный срок представить расценки на оказание платных услуг на утверждение начальнику УВД Сахалинской области.
12. Рекомендовать:
12.1. Комитету природных ресурсов по Сахалинской области (Садовник П.В.) в месячный срок устранить отмеченные недостатки. Сборы за выдачу лицензий на использование водных объектов и распорядительных лицензий привести в соответствие с постановлением губернатора области от 27.06.97 N 284.
12.2. Руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти опубликовать акты министерств и ведомств Российской Федерации, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, в газете "Губернские ведомости".
13. Признать утратившим силу постановление губернатора области от 24.08.94 N 241 и п. 4 постановления губернатора области от 21.03.96 N 162.
__________________________________________________________________________________________
Пункт 13 фактически утратил силу в части, касающейся признания утратившим силу пункта 4 Постановления Губернатора Сахалинской области от 21.03.1996 N 162, в связи с изданием Постановления Губернатора Сахалинской области от 20.08.1999 N 323, признавшего утратившим силу Постановление Губернатора Сахалинской области от 21.03.1996 N 162.
__________________________________________________________________________________________
14. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на контрольное управление администрации области.
Губернатор области
И.П.Фархутдинов