ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 05.08.2010 № 264
О концепции областной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности в Кировской области" на 2010-2020 годы
(с изменениями на 25 ноября 2010 года)
_________________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 30.12.2013 № 242/969
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 № 442
________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании решения консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области от 09.07.2010 № 4, а также в целях повышения энергетической эффективности в Кировской области:
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2010-2020 годы (далее - Концепция). Прилагается.
(п. 1 с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 № 442)
2. Департаменту энергетики и газификации Кировской области (Журавлев А.В.) разработать и представить на утверждение Правительству Кировской области проект областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2010-2020 годы (далее - Программа).
(п. 2 с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 № 442)
3. Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 656,2 млн. рублей.
(п. 3 с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 № 442)
4. Определить государственным заказчиком-координатором Программы департамент энергетики и газификации Кировской области (Журавлев А.В.).
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Горсткина А.П.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 05.08.2010 № 264
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы "Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности в Кировской
области" на 2010-2020 годы
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области
Потребность в повышении эффективности использования энергетических ресурсов (далее - ЭР) диктуется Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", а также Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года", и Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 06.12.2009 № 33/432).
Низкий уровень энергоэффективности экономики России и Кировской области отражается в следующих нижеприведенных показателях энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и валового регионального продукта (далее - ВРП).
Показатели энергоемкости,
кг нэ (нефтяного эквивалента) на 1 доллар ВВП (ВРП)
(кг условного топлива/тыс. рублей ВВП (ВРП))
Канада | Россия | Кировская область |
12 | 20 | 67". |
Данные показатели характеризуют значительный отрыв Кировской области от России и зарубежных стран в рациональном использовании энергии. Расточительное использование ЭР ведет к комплексу социально-экономических проблем, в связи с этим энергоэффективность и энергосбережение являются одними из основных приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года.
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена несовершенством системы управления энергосбережением, а также недоработанностью или отсутствием необходимых нормативно-правовых, финансово-экономических механизмов, недостаточным и некомплексным их применением. Данная ситуация не стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергоносители.
Также сказывается недостаток квалифицированных кадров в области энергосбережения. Не осуществляются целенаправленное обучение специалистов и пропаганда эффективных методов экономии ЭР на производстве и в быту. Низка роль средств массовой информации в пропаганде вопросов энергосбережения.
Повышение энергоэффективности снизит риски и затраты, связанные с высокой энергоемкостью экономики, и позволит:
обеспечить энергетическую безопасность;
стимулировать стабильное экономическое развитие, в том числе повысить конкурентоспособность отраслей экономики;
сократить нагрузку на бюджетные ресурсы;
улучшить экологическую обстановку, при этом за счёт сокращения выбросов в атмосферу вредных веществ появляется возможность получения доходов от продажи единиц сокращения выбросов углекислого газа.
(раздел 1 с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 № 442)
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов, используемых в энергообеспечении всех отраслей экономики, и оптимизацию управления средствами на всех уровнях бюджетной системы Кировской области.
Программа представляет собой взаимоувязанный комплекс организационных, правовых, экономических, технических, технологических и иных мероприятий, направленных на повышение эффективности от потребления (использования) энергетических ресурсов. Программа имеет инвестиционный характер и системно решает жизненно важные социально-экономические проблемы области.
Реализация Программы невозможна в пределах одного финансового года и требует формирования комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. Это обеспечивается применением программно-целевого метода, поскольку мероприятия охватывают все основные направления деятельности в сфере использования ЭР. Целесообразно установить срок реализации Программы до 2020 года. В последний год реализации Программы планируется снижение энергоемкости ВРП Кировской области по отношению к 2007 году на 40%.
Многообразие и масштабность направлений деятельности в данной сфере делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения и всех субъектов энергопотребления, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения.
Только программно-целевой метод обеспечит решение существующих в сфере энергосбережения проблем, создаст условия для эффективной деятельности в основных направлениях энергосбережения. К данным направлениям относятся:
реализация организационных и малозатратных мероприятий (совершенствование энергетического менеджмента, оснащение приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов), что сэкономит до 20% энергии;
внедрение капиталоемких мероприятий среднего срока окупаемости (замена котлов, внедрение новых высокоэффективных технологических процессов, модернизация систем освещения), что снизит потребности в энергоресурсах на 20% - 30%;
реализация мероприятий длительной окупаемости (замена энергооборудования на оборудование с большим коэффициентом полезного действия), а также структурная перестройка экономики, связанная с увеличением доли малоэнергоемких отраслей в производстве ВРП. Экономия энергоресурсов от данных мероприятий колеблется от 10% до 50%;
развитие малой энергетики на основе утилизации органических отходов и переработки ресурсов сельского и лесного хозяйства. Доля использования альтернативной электроэнергетики может быть доведена до 5,1% от общего объема.
Программно-целевой метод в сфере энергосбережения создаст необходимые предпосылки для вывода экономики области на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
В противном случае затрудняется перевод экономики на энергоэффективный путь развития и значительно снижается энергетическая безопасность Кировской области.
3. Характеристика и прогноз развития сложившихся проблемных ситуаций в сфере энергосбережения без использования программно-целевого метода
Кировская область с точки зрения потребления ЭР является энергодефицитной. 40% потребляемой электроэнергии поступает перетоками из других регионов, все первичные энергоресурсы, кроме торфа и древесины, являются завозными.
Почти полное обеспечение первичными энергоносителями от внешних поставщиков ставит экономику Кировской области в зависимость от условий поставки и цен на ЭР, диктуемых поставщиками, и снижает энергетическую безопасность региона.
Одной из основных причин напряженного состояния в топливно-энергетическом комплексе Кировской области является низкая энергетическая эффективность экономики. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу ВРП значительно больше, чем у стран с развитой экономикой, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляют финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления. Кроме того, реализация мероприятий по энергоэффективности является альтернативой обеспечения экономики региона в энергомощностях, поскольку инвестиции в энергосберегающие проекты до 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей.
В Кировской области недостаточно внедряется энергосберегающая техника и материалы, приборы учета и регулирования расхода энергоресурсов, слабо внедряются передовые энергосберегающие технологии. Такому положению дел способствуют отсутствие надлежащей информационной базы, рынка энергосберегающей техники и технологий, финансовых средств у потенциальных производителей и потребителей продукции, значительные сложности получения кредитов, слабое стимулирование в энергосбережении потребителей и производителей ЭР.
Энергозатратность производств определяется большой долей устаревших производственных фондов. Промышленные потребители энергии несут энергозатраты на содержание неиспользуемых и неэффективно загруженных производственных мощностей, это, естественно, отражается на энергоемкости ВРП.
Без решения проблемы энергозатратности программно-целевым методом энергоемкость экономики Кировской области будет увеличиваться за счет старения основных фондов и, соответственно, ВРП снижаться.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Реализация Программы возможна по трем вариантам:
оптимистическому - реализация организационных и малозатратных мероприятий, внедрение капиталоемких мероприятий среднего срока окупаемости, а также реализация части мероприятий длительной окупаемости;
умеренному - реализация организационных и малозатратных мероприятий, а также внедрение капиталоемких мероприятий среднего срока окупаемости;
пессимистическому - реализация организационных и малозатратных мероприятий.
Характеристика вариантов реализации
Программы в части достижения интегрального
индикаторного показателя (энергоемкость ВРП)
Наименование вариантов реализации | Необходимый объем средств областного бюджета на реализацию Программы на весь период | Энергоемкость ВРП в 2020 году | Процент снижения энергоемкости ВРП в 2020 году по отношению к 2007 году |
Оптимистический | 1018,8 | 36,8 | 60 |
Умеренный | 393,1 | 40,2 | 40 |
Пессимистический | 263 | 73,6 | 20 |
Примечание. Энергоемкость ВРП в 2007 году составила 67 кг условного топлива/тыс. рублей ВВП (ВРП).
Оптимистический вариант не может быть принят по причине дефицита областного бюджета, недостаточного объема средств у потребителей в силу существующей экономической ситуации.
Пессимистический вариант не может быть принят по причине не достижения снижения энергоемкости ВРП до 40%, установленного Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".
Кроме того, развитие по пессимистическому варианту приведет к серьезным рискам:
сохранению высоких затрат областного и местных бюджетов, внебюджетных источников на приобретение ЭР;
уменьшению прибыли предприятий и организаций за счет увеличения себестоимости продукции и услуг;
снижению конкурентоспособности продукции, услуг и сокращению рабочих мест;
снижению энергетической безопасности;
уменьшению пропаганды вопросов энергосбережения;
увеличению загрязнения окружающей среды.
Предлагается умеренный вариант реализации Программы, как единственно возможный в сложившейся экономической ситуации и отвечающий установленным требованиям снижения энергоемкости.
(раздел 4 с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 № 442)