ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 07.10.2013 № 230/643
О внесении изменений в постановление
Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838
_____________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 30.12.2019 № 753-П
_____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 постановления Правительства Кировской области от 26.07.2013 № 219/448 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Кировской области" Правительство Кировской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие строительства и архитектуры Кировской области" на 2013 - 2015 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 29.04.2013 № 207/243) следующие изменения:
1.1. В наименовании постановления, пункте 1, заголовке прилагаемой государственной программы Кировской области "Развитие строительства и архитектуры" на 2013 - 2015 годы, утвержденной вышеуказанным постановлением, слова "на 2013 - 2015 годы" заменить словами "на 2013 - 2020 годы".
1.2. Утвердить государственную программу Кировской области "Развитие строительства и архитектуры" на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа) в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 07.10.2013 № 230/643
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"Развитие строительства и архитектуры" на 2013 - 2020 годы
ПАСПОРТ
государственной программы Кировской области
"Развитие строительства и архитектуры"
на 2013 - 2020 годы
Ответственный исполнитель Государственной программы | департамент строительства и архитектуры Кировской области |
Соисполнители Государственной программы | управление по делам молодежи Кировской области |
Наименование подпрограмм | отсутствуют |
Программно-целевые инструменты | областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Кировской области"; областная целевая программа "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Кировской области"; ведомственная целевая программа "Осуществление функций управления в области архитектуры, градостроительства и строительства объектов производственного и непроизводственного назначения в Кировской области"; ведомственная целевая программа "Подготовка документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, создание автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Кировской области"; ведомственная целевая программа "Осуществление функций заказчика- застройщика в области проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства для нужд Кировской области"; ведомственная целевая программа "Осуществление функций проведения государственной политики ценообразования в строительстве объектов производственного и непроизводственного назначения в Кировской области" |
Цели Государственной программы | увеличение объемов жилищного строительства, формирование рынка доступного и комфортного жилья, обеспечение комфортных условий проживания граждан Российской Федерации |
Задачи Государственной программы | стимулирование развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного; вовлечение в оборот новых земельных участков в целях строительства жилья экономкласса; содействие реализации инвестиционных проектов по комплексному ос-воению и развитию территорий в целях жилищного строительства; стимулирование спроса на рынке жилищного строительства; обеспечение создания для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; обеспечение снижения стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса обеспечение предоставления доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия; обеспечение градостроительной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации муниципальных образований Кировской области; переселение граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, пре-доставленных семьям, имеющим трех и более детей |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы | общий объем ввода жилья; объем ввода малоэтажного жилья; объем ввода жилья экономического класса; обеспеченность населения жильем; соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек; доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств; объем выданных ипотечных кредитов; количество семей, получивших социальные выплаты в рамках Закона Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования" (далее - Закон Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО); доля городских округов, городских и сельских поселений, утвердивших генеральные планы, без учета принятых решений представительных органов местного самоуправления сельских поселений об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения; доля городских округов, городских и сельских поселений, утвердивших генеральные планы, с учетом принятых решений представительных органов местного самоуправления сельских поселений об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения; количество разработанных проектов планировки с проектами межевания (наличие актуальной схемы территориального планирования Кировской области); количество установленных автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (далее - АИС ОГД) в муниципальных образованиях (наличие актов выполненных работ); количество оцифрованных планшетов инженерных сетей г. Кирова; количество граждан переселенных из аварийного жилищного фонда; доля земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, обеспеченных инженерной инфраструктурой |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | 2013 - 2020 годы, разделение на этапы не предусмотрено |
Объемы ассигнований Государственной программы | общий объем финансирования - 8138332,17 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 2188911,65 тыс. рублей; средства государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1473220,61 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 408799,91 тыс. рублей (привлекаются по соглашению); внебюджетные средства - 4067400 тыс. рублей (привлекаются по соглашению) |
Ожидаемые конечные результаты | к концу 2020 года ожидается: увеличение общего объема ввода жилья до 1250 тыс. кв. метров в год; увеличение объема ввода малоэтажного жилья до 750 тыс. кв. метров в год; увеличение объема ввода жилья экономического класса до 1000 тыс. кв. метров в год; обеспеченность населения жильем в Кировской области составит 35 кв. метров на человека; снижение показателя по соотношению средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек, до 1,8 года; увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, до 50%; увеличения объема ипотечного жилищного кредитования до 12000 млн. рублей в год; количество семей, получивших социальные выплаты в рамках Закона Кировской области от 27.03.2007 № 96-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования", за время реализации Программы составит 4650; увеличение доли городских округов, городских и сельских поселений, утвердивших генеральные планы до 90 %, без учета принятых решений представительных органов местного самоуправления сельских поселений об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения; увеличение доли городских округов, городских и сельских поселений, ут-вердивших генеральные планы до 100 %, с учётом принятых решений представительных органов местного самоуправления сельских поселений об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения; наличие разработанных проектов планировки с проектами межевания (наличие актуализированной схемы территориального планирования Кировской области, отображающей объекты регионального значения, планируемые к строительству); обеспечение 30 муниципальных районов Кировской области АИС ОГД; обеспечение 7367 оцифрованными планшетами инженерных сетей г. Кирова; увеличение количества переселенных граждан из аварийного жилищного фонда до 6064 человек; увеличение доли земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, обеспеченных инженерной инфраструктурой, до 100% от общего количества предос-тавленных участков |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз её развития
В последние годы в области удалось достигнуть определенных положительных результатов в сфере жилищного строительства. Количественные показатели приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя | Годы | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Ввод жилья в Кировской | 425,8 | 335,9 | 378,3 | 405,3 | 406,6 |
Введено в действие индивидуальными застройщиками (тыс. кв. метров) | 198,5 | 173,9 | 131,2 | 119,4 | 130,9 |
Удельный вес от общего ввода жилья индивидуальными застройщиками | 46,6% | 52% | 34,7% | 29,4% | 32,2% |
Рисунок. Динамика ввода жилья в Кировской области за последние 20 лет.
В 2012 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 18 млрд. рублей, что на 11,6% превышает уровень 2011 года в сопоставимой оценке.
В Кировской области в 2012 году введено в эксплуатацию 406,6 тыс. кв. метров жилья, или 100,3 % к уровню 2011 года, в том числе 130,9 тыс. кв. метров индивидуального жилищного строительства, или 109,7% к уровню прошлого года. Установленный показатель Минрегиона России на 2012 год в размере 390 тыс. кв. метров выполнен. Ввод жилья экономического класса в Кировской области составляет 39,9% от общего ввода жилья. Коэффициент доступности жилья в Кировской области составляет 3,63 года (средний по ПФО 3,61 года).
При этом на 1 жителя Кировской области по итогам 2012 года введено 0,31 кв. метров жилья, что не превышает уровень 2011 года.
Несмотря на определённые успехи, достигнутые в жилищном строительстве, существующих темпов строительства жилья в настоящее время недостаточно для улучшения качества жилищного фонда Кировской области. Так, в 2012 году 78,0% площади жилых помещений приходилось на период возведения жилья до 1991 года включительно, износ более 31% имеет 56,7% площади, в том числе на ветхое и аварийное приходилось 4,6%. В области планомерно решается проблема переселения граждан из непригодного жилья: в 2012 году из аварийного жилья переселено 1070 человек, снесено 44 аварийных дома.
Для Кировской области является актуальной проблема развития малоэтажного домостроения. В последнее время малоэтажное жилье строится преимущественно в районах области индивидуальными застройщиками.
В 2012 году доля малоэтажного жилья в общем объеме ввода составила 41,7%. Для увеличения доли малоэтажного жилья в общем объеме вводимого жилья акцент необходимо сделать на развитии комплексной малоэтажной жилой застройки экономкласса.
Отсутствие проектов комплексной малоэтажной застройки экономкласса обуславливается значительной долей затрат в себестоимости квадратного метра на развитие коммунальной и дорожной инфраструктуры во вновь строящихся малоэтажных поселках, затрат по приобретению земельного участка под строительство, в результате чего проект выходит из категории экономкласса.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разработка документов территориального планирования в регионе должна быть завершена до 2013 года. На сегодняшний день разработаны и утверждены схема территориального планирования Кировской области, схемы территориального планирования 38 муниципальных районов. Схема территориального планирования Свечинского муниципального района находится в стадии согласования. Разработаны и утверждены генеральные планы 5 городских округов, а также 48 городских поселений. Оставшиеся генеральные планы городских поселений находятся в стадии разработки. В 2013 году будут заключены муниципальные контракты на подготовку генерального плана городского округа закрытое административно-территориальное образование "Первомайский" и 16 генеральных планов сельских поселений.
На данном этапе стоит задача обеспечения муниципальных образований Кировской области документами территориального планирования, включая генеральные планы сельских поселений, так как в соответствии с частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутст-вии генерального плана городского округа или поселения.
В районах, где еще существует нехватка сформированных земельных участков под жилищное и иное строительство, необходимо продолжить выполнение работы по подготовке документации по планировке территории с целью резервирования земель для строительства жилых домов для переселения из ветхого аварийного жилья, обеспечения заявок граждан земельными участками под индивидуальное жилищное строительство, комплексного освоения территории, а также для строительства объектов местного значения.
На сегодняшний день основной проблемой, сдерживающей увеличение предложения жилья на первичном рынке, является отсутствие подготовленных для жилой застройки земельных участков, имеющих полное инфраструктурное обеспечение.
Кроме того, на развитие жилищного строительства в регионе влияет покупательская и инвестиционная активность в строительстве, доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан, вопросы, связанные с прозрачностью тарифов на подключение к инженерным сетям.
Все эти проблемы следует решать в комплексе.
В настоящее время в России в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача развития рынка доступного жилья через создание условий для сбалансированного увеличения платежеспособного спроса населения на жилье, в том числе с помощью развития ипотечного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства.
На 01.01.2012 стоимость одного квадратного метра жилья в Кировской области, по данным статистики, в среднем составляла 40,4 тыс. рублей. В итоге стоимость стандартной квартиры 54 кв. метра составляла 2181,6 тыс. рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц на 01.01.2013, по данным статистики, составили 16,7 тыс. рублей. Соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек, составляет 3,63 года. Молодые семьи, как правило, не могут приобрести жилье за счет текущих доходов или накоплений.
Учитывая вышеизложенное, решить проблему доступности жилья возможно путем повышения уровня доходов населения либо создания механизмов, позволяющих приобретать жилье при существующих доходах.
Одним из таких механизмов в большинстве стран мира является приобретение жилья в кредит. Этот механизм служит не только основной формой решения жилищной проблемы для населения, но и базовой сферой экономической деятельности, ключевую роль в которой играют банковские и другие финансовые структуры, обеспечивающие необходимый прилив капиталов в эту сферу.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социальных проблем на территории Кировской области. Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести жилище удовлетворительного качества.
Муниципальные образования, учитывая высокую степень дотационности своих бюджетов, самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда не могут. К тому же переселение граждан только за счет средств муниципалитетов, особенно в непривлекательных для инвесторов населенных пунктах, затянется на долгие годы. Следовательно, решать проблему необходимо программным методом.
Решение данных проблем в Кировской области осуществляется в рамках Федерального а от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и областных адресных программ, принимаемых в соответствии с требованиями закона.
В целом решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках Государственной программы будет способствовать снижению социальной напряженности в области, улучшению демографической ситуации и развитию строительной отрасли в Кировской области.
В результате реализации Государственной программы будут созданы условия для устойчивого развития строительного комплекса. Реализация запланированных мероприятий Государственной программы позволит увеличить объем жилищного строительства, доступность жилья и улучшить условия проживания граждан в Кировской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, описание ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы
В соответствии с приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Федеральным от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦП "Жилище"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432), основной задачей государственной политики в жилищной сфере является наращивание объемов строительства жилья и увеличение его доступности для граждан.
Учитывая это, основной целью Государственной программы является увеличение объемов жилищного строительства, формирование рынка доступного и комфортного жилья, обеспечение комфортных условий проживания граждан Российской Федерации.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
стимулирование развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
вовлечение в оборот новых земельных участков в целях строительства жилья экономкласса;
содействие реализации инвестиционных проектов по комплексному освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства;
стимулирование спроса на рынке жилищного строительства;
создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса;
предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия;
обеспечение муниципальных образований Кировской области градостроительной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
переселение граждан из аварийного жилого фонда;
предоставление земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
Срок реализации Государственной программы - 2013 - 2020 годы. Разделение реализации Государственной программы на этапы не предусматривается.
Целевыми показателями оценки хода реализации Государственной программы являются:
общий объем ввода жилья;
объем ввода малоэтажного жилья;