Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2012 года № 189/837


Об утверждении государственной программы Кировской
области "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2021 годы

(с изменениями на 29 июля 2019 года)
_______________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 20.12.2019 № 686-П
_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 05.03.2013 № 198/102
постановлением Правительства Кировской области от 10.07.2013 № 216/411
постановлением Правительства Кировской области от 02.10.2013 № 229/613
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/935
постановлением Правительства Кировской области от 18.02.2014 № 249/104
постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2014 № 253/204
постановлением Правительства Кировской области от 30.06.2014 № 269/448
постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2014  № 279/626
постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2014 № 16/214
постановлением Правительства Кировской области от 02.02.2015 № 23/63
постановлением Правительства Кировской области от 29.06.2015 № 46/347
постановлением Правительства Кировской области от 17.11.2015 № 70/754
постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2016 № 85/81
постановлением Правительтсва Кировской области от 18.08.2016 № 4/42
постановлением Правительтсва Кировской области от 15.11.2016 № 28/183
постановлением Правительства Кировской области от 17.02.2017 № 47/89
постановлением Правительства Кировской области от 24.08.2017 № 428-П
постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2017 № 145-П
постановлением Правительства Кировской области от 21.02.2018 № 93-П
постановлением Правительства Кировской области от 12.09.2018 № 430-П
постановлением Правительства Кировской области от 30.01.2019 № 26-П
постановлением Правительства Кировской области от 29.07.2019 № 416-П

________________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области" и распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Кировской области "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.

(п. 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 12.09.2018 № 430-П)

2. Признать утратившими силу с 01.01.2013 постановления Правительства Кировской области:

2.1. От 25.04.2011 № 101/152 "Об утверждении областной целевой программы "Защита и воспроизводство лесных ресурсов Кировской области" на 2011- 2013 годы".

2.2. От 06.09.2011 № 119/426 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.04.2011 № 101/152".

2.3. От 18.10.2011 № 123/520 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.04.2011 № 101/152".

2.4. От 13.02.2012 № 139/57 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.04.2011 № 101/152".

2.5. От 28.12.2012 № 189/872 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.04.2011 № 101/152/

(п. 2.5 введен постановлением Правительства Кировской области от 05.03.2013 № 198/102)

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Кировской области Плитко А.Г.

(п. 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2017 № 145-П, от 30.01.2019 № 26-П, от 29.07.2019 № 416-П)

4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2013.



Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 28.12.2012 № 189/837



Государственная программа Кировской области
"Развитие лесного хозяйства" на 2013
- 2021 годы


ПАСПОРТ
государственной программы Кировской области
"Развитие лесного хозяйства"
на 2013 - 2021 годы

 (с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области от 10.07.2013 № 216/411,
от 02.10.2013 № 229/613, от 18.02.2014 № 249/104,
от 17.03.2014 № 253/204, от 30.06.2014 № 269/448,
от 10.09.2014 № 279/626, от 17.12.2014 № 16/214,
от 02.02.2015 № 23/63, от 29.06.2015 № 46/347,
от 17.11.2015 № 70/754, от 16.02.2016 № 85/81,
от 18.08.2016 № 4/42, от 15.11.2016 № 28/183,
от 17.02.2017 № 47/89, от 24.08.2017 № 428-П,
от 20.12.2017 № 145-П, от 21.02.2018 № 93-П,
от 12.09.2018 № 430-П, от 30.01.2019 № 26-П,
от 29.07.2019 № 416-П)

Ответственный исполнитель

Государственной программы

министерство лесного хозяйства Кировской области

Соисполнители Государственной программы

отсутствуют

Наименование подпрограмм

отсутствуют

Программно-целевые инструменты Государственной программы

отсутствуют

Цель Государственной

программы

создание условий для комплексного и эффективного освоения лесных ресурсов

Задачи Государственной

программы

обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;

организация использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства;

обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесах и лесных ресурсах

Целевые показатели
эффективности реализации Государственной программы

объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;

соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда;

доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда

доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме

отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины

Этапы и сроки реализации Государственной программы -

2013 - 2021 годы. Разделения Государственной программы на этапы не предусматривается

Объем финансового обеспечения Государственной программы

общий объем финансирования - 24838873,39 тыс. рублей,

в том числе:

средства федерального бюджета - 3161350,88 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 464363,91 тыс. рублей;

средства иных внебюджетных источников - 21213158,60 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

обеспечение объема рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда к концу 2021 года до уровня 1,22 куб. метра древесины;

обеспечение соотношения площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда к концу 2021 года на уровне 15,2 %;

увеличение доли площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда к концу 2018 года до 52,66 %;

увеличение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда к концу 2021 года до 218,9 рубля;

увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме, к концу 2021 года до 10 %;

увеличение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины к концу 2021 года до 31,9 %

     1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз её развития


Леса Кировской области являются главным природным ресурсом, самым обширным по территориальному масштабу и экономическим возможностям, а также важнейшим фактором экономического роста области.

В настоящее время лесистость области составляет 63,5%. Лесами в области занято 8142,8 тыс.гектаров. Общий запас древесины достигает 1263,3 млн. куб. метров, что составляет 1,6% от общего запаса древесины в лесах России, а средний ежегодный прирост составляет около 22,01 млн. куб. метров. Из них 93,8%, или 1185,2 млн. куб. метров,находится на землях лесного фонда, то есть в ведении министерства лесного хозяйства Кировской области, на площади 8037,3 тыс. гектаров.

Расчетная лесосека по всем видам рубок на землях лесного фонда составляет 16,6 млн. куб. метров (по России - 576 млн. куб. метров), в том числе по хвойному хозяйству - 6,8 млн. куб. метров. По состоянию на 01.01.2012 на территории области заключено 785 договоров арендылесных участков для заготовки древесины общей площадью 4999,4 тыс. гектаров и ежегодным установленным объемом заготовки древесины 11550,6 тыс. куб. метров.

В последние годы в Кировской области отмечается рост объемов заготовки древесины. Так, в 2010 году было заготовлено 8,7 млн. куб. метров, что составило 52,4% от расчетной лесосеки, в 2011 году заготовка составила 9,5млн. куб. метров, или 57,2% от расчетной лесосеки (в среднем по России осваивается только 22%). Значительный рост освоения расчетной лесосеки в 2011 году по сравнению с 2010 годом связан прежде всего с выходом из кризисного состояния предприятий лесопромышленного комплекса, увеличением спроса на древесину и увеличением объема санитарных мероприятий, связанных с необходимостью ликвидации последствий лесных пожаров 2010-2011 годов.

При этом наблюдается неравномерное освоение расчетной лесосеки по хозяйствам: по хвойному хозяйству расчетная лесосека в 2011 году была освоена на 75%, по мягколиственному - на 45,4%. Неравномерное освоение расчетной лесосеки ведет к ухудшению состояния лесного фонда, накоплению перестойных мягколиственных насаждений, товарные качества которых утрачиваются.

Недостаточное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры лесного хозяйства (на 1 тыс. кв. км леса в Кировской области приходится 2,2 км лесных дорог круглогодового действия) приводит к наращиванию запасов спелых и перестойных насаждений в труднодоступных лесных участках, а также способствует распространению крупных лесных пожаров.

Помимо этого, процессу смены пород в значительной степени способствовало несоблюдение лесозаготовителями лесоводственных требований при проведении заготовки древесины (не всегда сохранялся подрост, не оставлялись обсеменители), а также лесные пожары. Площадь мягколиственных насаждений увеличилась на 8,9% за счет березы и осины, возобновляющихся естественным путем на вырубках из-под ели.

В результате интенсивной лесоэксплуатации площадь спелых и перестойных хвойных насаждений уменьшилась на 16,4%, а их запас - на 5,8%. В мягколиственных хозяйственных секциях площадь спелых и перестойных древостоев увеличилась на 15,2%, а их запас - на 23,9%.

Неравномерная возрастная структура насаждений в Кировской области сложилась в результате недостаточной работы по лесовосстановлению. Наибольший процент площади занимают средневозрастные насаждения (31%) и молодняки (24%). Спелые и перестойные насаждения занимают 30% лесной площади. Доля приспевающих насаждений очень низкая - всего 15%. Высокая доля молодняков и средневозрастных насаждений и низкая приспевающих обеспечивают замещение вырубаемых древостоев не ранее чем через 50 лет.

Следует отметить, что без интенсивного ухода в первые годы формирования лесонасаждений мелкий подрост и самосев хвойных пород, как и лесные культуры, будут заглушаться мелколиственными породами, и в результате будет происходить нежелательная смена породного состава молодых лесонасаждений.

Остается высокой доля гибели созданных лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте.

Низкой (около 7,0%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с ценными наследственными свойствами. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из сортовых и улучшенных семян лесных растений, не превышает 4,0% от общей площади их создания. Отсутствует специализированный лесной селекционно-семеноводческий центр по выращиванию селекционного улучшенного посадочного материала с закрытой корневой системой. При существующих методах воспроизводства лесов в восстанавливаемых насаждениях к возрасту технической спелости доля насаждений с преобладанием хвойных пород, обладающих ценными свойствами, составляет уже менее 1,0%.

Снижение качества лесовосстановления несет реальную угрозу лесосырьевому потенциалу лесов будущего, восстановлению экологической обстановки в регионах с интенсивными лесозаготовками прошлых лет, снижает возможности повышения устойчивости лесных насаждений и адаптации лесного хозяйства к неблагоприятным факторам в условиях возможного изменения климата.

Наметившиеся тенденции в лесовосстановлении в случае непринятия своевременных организационно-технических мер могут только усилиться и привести к необратимым последствиям.

Лесное хозяйство области несет большие потери от лесных пожаров, стихийных бедствий и других факторов.

Показатели горимости лесов Кировской области на протяжении последних 9 лет имеют четкую тенденцию к ухудшению.

В 2011 году сумма ущерба от лесных пожаров по сравнению с 2008 годом выросла в 43 раза до 127 млн. рублей (по России ежегодный ущерб оценивается в 3 - 3,5 млрд. рублей), а площадь лесных пожаров за тот же период выросла в 6,2 раза - до 1439,6 гектара.

Пожары 2010 - 2011 годов, распространению которых способствовали экстремально высокие летние температуры на территории Кировской области, обнажили важную проблему: существующая противопожарная инфраструктура полностью изношена, что делает невозможной эффективную борьбу с лесными пожарами и их оперативное тушение.

Другой проблемой является своевременное обнаружение лесных пожаров. Так, в 2010годуплощадьобнаружения лесного пожара составила 1,28 гектара, а средняя площадь ликвидации лесного пожара - 5,51 гектара. С момента обнаружения до момента ликвидации площадь пожара увеличилась в 4,3 раза. Обнаруженные в первые двое суток после начала возгорания пожары, как правило, являются пожарами невысокой сложности и намного легче поддаются тушению.

В настоящее время способами обнаружения лесных пожаров являются:

наземное патрулирование территории лесного фонда;

использование информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (далее - ИСДМ Рослесхоза);

авиационное патрулирование лесного фонда.

Первые два способа не позволяют своевременно обнаруживать лесные пожары, в том числе на небольших площадях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»