ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 28.12.2012 № 189/833
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2020 на основании постановления Правительства Кировской области от 01.04.2020 N 133-П.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 31 октября 2019 года)
_____________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 05.03.2013 № 198/107
постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/354
постановлением Правительства Кировской области от 02.09.2013 № 225/563
постановлением Правительства Кировской области от 02.10.2013 № 229/615
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2013 № 242/976
постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2014 № 268/424
постановлением Правительства Кировской области от 28.08.2014 № 277/582
постановлением Правительства Кировской области от 07.05.2015 № 37/232
постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2015 № 49/403
постановлением Правительства Кировской области от 22.12.2015 № 75/852
постановлением Правительства Кировской области от 04.05.2016 № 97/282
постановлением Правительства Кировской области от 13.07.2016 № 111/421
постановлением Правительства Кировской области от 31.01.2017 № 43/66
постановлением Правительства Кировской области от 27.02.2017 № 49/111
постановлением Правительства Кировской области от 20.11.2017 № 72-П
постановлением Правительства Кировской области от 29.01.2018 № 28-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.04.2018 № 195-П
постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2018 № 545-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.02.2019 № 63-П
постановлением Правительства Кировской области от 31.10.2019 № 569-П
_____________________________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области", распоряжения Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области
постановляет:
(преамбула с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2018 № 545-П)
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Развитие транспортной системы" на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.
(п. 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2018 № 545-П)
2. Департаменту по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на министерство транспорта Кировской области.
(п. 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2015 № 49/403, от 31.01.2017 № 43/66, от 25.04.2018 № 195-П, от 31.10.2019 № 569-П)
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 28.12.2012 № 189/833
Ответственный исполнитель Государственной программы | министерство транспорта Кировской области | |||
Соисполнители Государственной программы | министерство здравоохранения Кировской области, | |||
Наименование подпрограмм | "Повышение безопасности дорожного движения в 2016 - 2021 годах" | |||
Программно-целевые инструменты Государственной программы | областная целевая "Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года"; ведомственная целевая "Управление дорожным хозяйством Кировской области" | |||
Цели Государственной программы | удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах; сохранение и развитие сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; развитие транспортной инфраструктуры с повышением уровня безопасности, доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения, интеграцией в российское транспортное пространство в соответствии со стратегическими планами социально-экономического развития региона | |||
Задачи Государственной программы | развитие дорожного хозяйства; развитие автомобильного и электрифицированного транспорта; развитие железнодорожного транспорта; создание условий для обеспечения выполнения министерством транспорта Кировской области своих полномочий; регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси | |||
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы | протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе: протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, протяженность сети автомобильных дорог общего пользования местного значения; объем ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе: автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения; прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог, в том числе: сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, сети автомобильных дорог общего пользования местного значения; доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчетного года, в том числе: автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения; реконструкция мостов на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием; число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; количество нарушений сроков рассмотрения документов, представленных для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кировской области; доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме; количество авианаправлений маршрутной сети; доля транспортной работы организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки в пригородном сообщении, от установленного плана; доля пассажирского транспорта, оснащенного современными спутниковыми навигационными системами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; доля транспортной работы, выполняемой организациями автомобильного транспорта на социальных маршрутах, от установленного плана | |||
Этапы и сроки реализации Государственной программы | 2013 - 2021 годы. Этапы реализации Государственной программы не выделяются | |||
Объем финансового обеспечения Государственной программы | общий объем финансирования Государственной программы составит 52522490,56 тыс. рублей, в том числе: | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | за период реализации Государственной программы предполагается достичь следующих результатов: |
Государственная программа разработана в целях реализации распоряжения Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области".
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития.
Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе. Ослаблены позиции гражданской авиации, что не позволяет в полной мере использовать ее конкурентные преимущества для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала страны.
Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства региона и влияет на полноту освоения ресурсов региона.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.
За период 2003 - 2012 годы при значительном росте уровня автомобилизации построено (реконструировано) 102,529 км дорог, что увеличило общую протяженность автомобильных дорог общего пользования области менее чем на 4%. Сведения об объемах ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения в период 2003 - 2012 годов указаны в приложении № 8 к Государственной программе.
Основной причиной неразвитости дорожной инфраструктуры Кировской области является недостаточность средств дорожного фонда Кировской области на реализацию полномочий Правительства области по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Как следствие, не обеспечивается нормативное содержание существующей сети автомобильных дорог, не соблюдаются предельные межремонтные сроки ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог.
В настоящее время отсутствует устойчивая автодорожная связь с Вологодской и Архангельской областями, не соединены с областным центром автомобильными дорогами с твердым покрытием два районных центра области - Подосиновский и Лузский.
Состояние сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения характеризуется высоким уровнем несоответствия нормативным требованиям - 84,9%.
Неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог является серьезным ограничением на пути перехода к инновационной модели социально-экономического развития региона.
Экономический рост сдерживается отсутствием в сфере пассажирского транспорта возможностей обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов. Так, система магистральных пассажирских перевозок воздушным транспортом не обеспечивает для большинства жителей Кировской области доступных возможностей перемещения внутри региона и за его пределами. Из-за стагнации местных и внутрирегиональных авиаперевозок, отсутствия эффективного взаимодействия региональных и магистральных авиакомпаний, неразвитости технологий, основанных на использовании узловых аэропортов (аэродромов подскока), фактически отсутствует сеть авиамаршрутов, что снижает эффективность, качество, а самое главное, доступность обслуживания граждан на транспорте.
Износ основных производственных фондов транспорта по отдельным группам достиг критических показателей. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли Кировской области.
Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими дальнейшее развитие транспортной системы Кировской области, являются:
несоответствие уровня развития транспортного комплекса текущим и стратегическим потребностям экономики и населения области. Темпы развития инфраструктурной сети не отвечают долгосрочным тенденциям роста спроса на грузовые и пассажирские перевозки;
тии в развитии транспортной инфраструктуры и уровне транспортной доступности различных территорий. Так, удаленные территории Кировской области в отличие от центральных муниципальных образований, обладающих высокой плотностью транспортных путей, отличаются слабым развитием транспортной инфраструктуры, препятствующим дальнейшему хозяйственному освоению этих районов;
несоответствие технического состояния транспортной инфраструктуры современным требованиям, высокая степень износа активной и пассивной части основных фондов, что не позволяет обеспечить необходимую пропускную способность, ограничивает скорость и не обеспечивает в должной мере безопасность движения;
недостаточный уровень развития комбинированных перевозок в силу неразвитости механизмов координации и комплексного развития видов транспорта, что ведет к снижению эффективности работы всей транспортной системы;
недостаточный уровень надежности перевозок, высокие транспортные издержки, невысокое качество транспортного обслуживания как производственной сферы, так и населения;
низкий уровень инновационной составляющей в развитии транспортной системы Кировской области;
недостаточный уровень внедрения информационных технологий в перевозочный процесс.
В транспортной системе Кировской области огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная работа - осуществление городских, пригородных, междугородных и межрегиональных перевозок населения. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50% объема перевозок пассажиров.
В настоящее время на территории Кировской области пассажирские перевозки автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения осуществляют 64 предприятия различных форм собственности, в том числе 18 предприятий муниципальной собственности, 6 открытых акционерных обществ, 20 обществ с ограниченной ответственностью и 20 индивидуальных предпринимателей.
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется по 130 маршрутам, входящим в маршрутную сеть Кировской области, в том числе по 57 пригородным и 73 межмуниципальным маршрутам.
Ежедневно на всех маршрутах Кировской области задействовано около 1500 автобусов различных марок, в том числе в городе Кирове 417 автобусов и 122 троллейбуса.
Обслуживание населения автомобильным транспортом организовано в 40 муниципальных районах области и 5 городских округах.
На большинстве автобусов установлена спутниковая система ГЛОНАСС, позволяющая контролировать соблюдение графиков движения автобусов, маршрута, устанавливать местоположение транспортного средства.
Однако срок эксплуатации автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах, составляет от 5 лет и более.
Обновление автобусного парка осуществляется за счет собственных средств предприятий, в том числе на условиях лизинга.
Полномочия органов исполнительной власти Кировской области в части организации транспортного обслуживания населения поддерживаются Правительством Кировской области при помощи механизма социальных маршрутов и возмещения недополученных доходов перевозчикам в связи с предоставлением льготного проезда для отдельных категорий граждан.
Учитывая, что тарифы на проезд автомобильным транспортом общего пользования устанавливаются ниже фактической стоимости, пассажирские перевозки являются убыточными. Возмещение недополученных доходов на маршрутах перевозчикам осуществляется с привлечением субсидий областного бюджета Кировской области и бюджетов муниципальных образований Кировской области.
Перевозка пассажиров общественным транспортом включает в себя перевозку пассажиров автобусами и троллейбусами, в том числе перевозку льготных категорий граждан, значительную долю которых составляют инвалиды, пенсионеры, студенты. Перевозка льготных категорий пассажиров составляет 30% от общего объема перевезенных пассажиров.
На долю железнодорожного транспорта приходится около 25% пассажирооборота в пригородном сообщении на территории Кировской области. Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования в регионе составляет 1098 километров.
Пригородные пассажирские перевозки занимают особое место в работе железнодорожного транспорта Кировской области. Они имеют высокое социально-экономическое значение в жизни общества, удовлетворяя потребность граждан в перемещениях к местам работы, службы, учебы и отдыха.
Спрос на перевозки формируется благодаря доступности данного вида транспорта, его ориентированности на малоимущие слои населения, значительную долю которых составляют пенсионеры, студенты, другие категории граждан, имеющие льготы федерального и регионального уровней. Учитывая социальную направленность пригородных перевозок, определение субъектами Российской Федерации стоимости проезда в электропоездах осуществляется гораздо ниже фактической себестоимости, что приводит к убыточности пригородных пассажирских перевозок.
В настоящее время на территории Кировской области услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении оказываются тремя пригородными пассажирскими компаниями (далее - ППК): открытым акционерным обществом "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания", открытым акционерным обществом "Содружество", открытым акционерным обществом "Северная пригородная пассажирская компания".
Правительство Кировской области обеспечивает на территории области компенсацию перевозчикам потерь в доходах от регулирования тарифов и предоставляет льготы по тарифам на проезд отдельным категориям граждан. В 2011 году из областного бюджета в полном объеме компенсированы потери в доходах пригородным пассажирским компаниям на сумму 116,6 млн. рублей, в том числе в связи с предоставлением льготы по тарифам на проезд 24,6 млн. рублей.
В 2011 году открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") была проведена модернизация тягового подвижного состава (пассажирских электровозов), реконструкция станции Стрижи, модернизация железнодорожного пути на участке Макуха - Луза, оборудование участка Лянгасово - Сусоловка устройствами диспетчерской централизации.
Благодаря ОАО "РЖД" в Кировской области были построены новые железнодорожные вокзалы в городах Зуевка, Юрья, Вятские Поляны. Ежегодно ОАО "РЖД" осуществляет существенные вложения в развитие железнодорожного транспорта в Кировской области.
Однако достигнутые результаты являются недостаточными.
Парки локомотивов и пассажирских вагонов крайне изношены, уровень эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта остается чрезмерно высоким, медленно осваиваются прогрессивные технологии перевозок.
Очевидно, что нахождение оптимального баланса между социальной и экономической результативностью в деятельности железнодорожного транспорта является сложнейшей управленческой задачей. Для её решения необходимы согласованные действия Правительства Российской Федерации, федеральных, региональных и местных органов власти, а также менеджмента хозяйствующих субъектов.
Воздушный транспорт играет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции географической связности регионов.
Устойчивое развитие гражданской авиации является гарантией свободного перемещения авиапассажиров и грузов, обеспечения целостности и национальной безопасности государства, модернизации экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.
В настоящее время состояние авиатранспортной инфраструктуры и гражданской авиации в Кировской области не отвечает потребностям социально-экономического развития региона. Состояние местных и региональных авиационных перевозок характеризуется как критическое.