ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 28.12.2012 № 189/845
(с изменениями на 25 декабря 2019 года)
_______________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 30.12.2019 № 747-П
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2013 № 214/378
постановлением Правительства Кировской области от 02.09.2013 № 225/560
постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/602
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/931
постановлением Правительства Кировской области от 21.05.2014 № 263/347
постановлением Правительства Кировской области от 14.08.2014 № 275/562
постановлением Правительства Киовской области от 28.08.2014 № 277/590
постановлением Правительства Кировской области от 27.11.2014 № 12/148
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2014 № 19/281
постановлением Правительства Кировской области от 29.06.2015 № 46/352
постановлением Правительства Кировской области от 21.09.2015 № 61/606
постановлением Правительства Кировской области от 08.12.2015 № 73/809
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2015 № 77/919
постановлением Правительства Кировской области от 19.07.2016 № 112/444
постановлением Правительтсва Кировской области от 24.10.2016 № 22/124
постановлением Правительства Кировской области от 08.02.2017 № 44/81
постановлением Правительства Кировской области от 06.04.2017 № 58/192
постановлением Правительства Кировской области от 08.11.2017 № 55-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.12.2017 № 147-П
постановлением Правительства Кировской области от 12.03.2018 № 116-П
постановлением Правительства Кировской области от 02.11.2018 № 516-П
постановлением Правительства Кировской области от 08.02.2019 № 55-П
постановлением Правительства Кировской области от 29.07.2019 № 417-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.12.2019 № 717-П
______________________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области", распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области
постановляет:
(преамбула с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 02.11.2018 № 516-П)
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области" на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.
(п. 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 № 227/602, от 02.11.2018 № 516-П)
2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы министерство социального развития Кировской области.
(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 21.09.2015 № 61/606)
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Курдюмова Д.А.
(п. 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 21.05.2014 № 263/347, от 24.10.2016 № 22/124, от 08.11.2017 № 55-П, от 29.07.2019 № 417-П)
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2013.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Кировской области
от 28.12.2012 № 189/845 (с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области
от 17.09.2013 № 227/602, от 24.12.2013 № 241/931)
Ответственный исполнитель Государственной программы | министерство социального развития Кировской области |
Соисполнители Государственной программы | министерство финансов Кировской области, министерство строительства Кировской области, администрация Губернатора и Правительства Кировской области, министерство образования Кировской области, министерство здравоохранения Кировской области, министерство культуры Кировской области, министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, министерство внутренней политики Кировской области, спорта и молодежной политики Кировской области, министерство транспорта Кировской области, управление государственной службы занятости населения Кировской области, министерство информационных технологий и связи Кировской области |
Наименование подпрограмм | подпрограмма "Социальная поддержка граждан"; подпрограмма "Социальное обслуживание граждан"; подпрограмма "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста"; подпрограмма "Доступная среда" |
Программно-целевые инструменты Государственной программы | отсутствуют |
Цели Государственной программы | формирование эффективной системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан, проживающих в Кировской области |
Задачи Государственной программы | обеспечение предоставления мер социальной поддержки, доплат к пенсиям и дополнительного пенсионного обеспечения отдельным категориям граждан; совершенствование организации и административных процедур предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем повышения качества и доступности предоставления государственных услуг; повышение эффективности и качества социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг; улучшение социального положения и качества жизни граждан пожилого возраста в Кировской области; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Кировской области; совершенствование единой автоматизированной информационной системы социальной защиты населения Кировской области создание эффективной межведомственной региональной модели оказания ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями, детям группы риска (далее - дети целевой группы), а также семьям, их воспитывающим, на основе межведомственного взаимодействия |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы | удельный вес граждан, получивших меры социальной поддержки, в общей численности граждан, обратившихся в учреждения социальной защиты населения и имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки; количество учреждений социальной защиты населения; количество фактов нарушений прав и свобод граждан при предоставлении мер социальной поддержки и число обоснованных жалоб на действия (бездействия) органов социальной защиты населения, поступивших в министерство социального развития Кировской области; количество клиентских служб на базе учреждений социальной защиты населения; доля граждан, получивших социальные услуги у поставщиков социальных услуг, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг к поставщикам социальных услуг; доля граждан пожилого возраста и инвалидов, которым улучшены условия проживания в стационарных организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Кировской области, в общем числе граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Кировской области; количество граждан пожилого возраста, проживающих в приемных семьях; доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Кировской области; количество рабочих мест министерства социального развития Кировской области, управлений социальной защиты населения и поставщиков социальных услуг, объединенных в единую информационную систему обработки данных, соответствующую требованиям защиты персональных данных численность детей целевой группы, получающих раннюю помощь |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | 2013 - 2021 годы. Разделение на этапы не предусматривается |
Объем финансового обеспечения Государственной программы | объем финансового обеспечения Государственной программы на 2013 - 2021 годы составит 73630097,38 тыс. рублей, из них по источникам финансирования: федеральный бюджет - 22035094,56 тыс. рублей; областной бюджет - 50539393,84 тыс. рублей; средства Пенсионного фонда Российской Федерации - 58989,55 тыс. рублей; местный бюджет - 63352,91 тыс. рублей (по согласованию); иные внебюджетные источники - 933266,52 тыс. рублей (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | к концу реализации Государственной программы предусматривается достижение следующих результатов: удельный вес граждан, получивших меры социальной поддержки, в общей численности граждан, обратившихся в учреждения социальной защиты населения и имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, составит 100%; количество учреждений социальной защиты населения (проведение реорганизационных мероприятий и создание межрайонных управлений социальной защиты населения) уменьшится до 16; количество фактов нарушений прав и свобод граждан при предоставлении мер социальной поддержки и обоснованных жалоб на действия (бездействие) органов социальной защиты населения, поступивших в министерство социального развития Кировской области, составит 0 единиц; количество клиентских служб на базе учреждений социальной защиты населения до конца 2016 года увеличится до 10; доля граждан, получивших социальные услуги у поставщиков социальных услуг, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг к поставщикам социальных услуг, составит 100%; доля граждан пожилого возраста и инвалидов, которым улучшены условия проживания в стационарных организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Кировской области, в общем числе граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Кировской области, увеличится до 90%; количество граждан пожилого возраста, проживающих в приемных семьях, увеличится до 100 человек; доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Кировской области увеличится до 56,2%; количество рабочих мест министерства социального развития Кировской области, управлений социальной защиты населения и поставщиков социальных услуг, объединенных в единую информационную систему обработки данных, соответствующую требованиям защиты персональных данных, увеличится до 658 мест; численность детей целевой группы, получающих раннюю помощь, до конца 2019 года увеличится до 3550 человек |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
По статистическим данным, на 01.01.2012 на территории Кировской области проживало 1327,9 тыс. человек, на 01.01.2013 - 1319,1 тыс. человек, каждый четвертый является получателем мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств федерального либо областного бюджетов.
Реализуя государственную политику в сфере социальной защиты населения Кировской области, министерство социального развития Кировской области организует работу подведомственных ему учреждений по двум основным направлениям:
социальная поддержка населения, которая осуществляется через систему мер социальной поддержки и иных социальных выплат;
социальное обслуживание населения, которое, в свою очередь, осуществляется через стационарную и нестационарную сеть учреждений.
Государственная политика в сфере социальной поддержки населения в Кировской области определяется с учетом проблем социально-демографической ситуации в регионе: низкий уровень рождаемости, высокая смертность, миграционный отток, в котором преобладают лица молодого трудоспособного возраста.
В 2011 году меры социальной поддержки гражданам предоставлены 637,7 тыс. получателям в полном объеме, израсходовано средств федерального и областного бюджетов на сумму 5095429,7 тыс. рублей.
В 2012 году меры социальной поддержки предоставлены 637,1 тыс. получателям в полном объеме, израсходовано средств областного и федерального бюджетов на сумму 3861900,5 тыс. рублей.
В 2011 году в области меры социальной поддержки предоставляли 38 управлений социальной защиты населения, в 2012 году - 34 управления социальной защиты населения (из них 4 межрайонных управления) с утвержденной предельной штатной численностью 488 единиц.
В целях совершенствования организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на базе управлений социальной защиты населения создано 7 клиентских служб. На 01.01.2010 на базе управления социальной защиты населения в г. Кирове созданы две клиентские службы, одна клиентская служба - на базе управления социальной защиты населения в Орловском районе; в 2010 году - на базе управления социальной защиты населения в Уржумском муниципальном районе; в 2011 году открыты клиентские службы еще на базе трех управлений социальной защиты населения: в Котельничском, Зуевском и Слободском районах; в 2012 году клиентская служба открыта в Кирово-Чепецком районе. Организация клиентских служб позволила не только создать посетителям комфортные условия ожидания, но и рассмотреть возможность более гибкого графика приема граждан.
Кроме того, в целях совершенствования административных процедур разработаны и утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг, в которых определены сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по пре-доставлению государственных услуг.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на 01.01.2013 в Кировской области осуществляют 66 учреждений социального обслуживания населения, из них 24 казенных учреждения и 42 автономных учреждения. Система учреждений социального обслуживания населения области включает в себя 15 домов-интернатов, 43 центра социального обслуживания населения, 8 специализированных учреждений социального обслуживания населения. В каждом районе области имеется государственное учреждение социального обслуживания населения, оказывающее различные социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми.
Ежегодно социальные услуги получают около 400 тыс. нуждающихся жителей области. Так, за 2011 год социальные услуги получили 395026 граждан пожилого возраста и инвалидов, что составляет 29,7% населения области, в 2012 году - 395376 человек, что составляет 29,7% населения области.
К 2013 году в сфере социального обслуживания населения сохранялся ряд проблем, в том числе системных, которые составляли основу для разработки задач и мероприятий Государственной программы.
Серьезной проблемой социального обслуживания остается организация предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам и семьям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения Кировской области увеличивается и составляет 24,4 %, причем в сельской местности этот показатель выше, чем в городской.
Еще одной из проблем является отсутствие развитой инфраструктуры для жизни инвалидов, что затрудняет доступ инвалидов к востребованным объектам социальной инфраструктуры, пользование средствами транспорта, связи и информации. Актуальность проблемы создания в Кировской области доступной среды для инвалидов определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. На 01.01.2012 в Кировской области проживали 164,9 тыс. инвалидов, что составляло 12,5% численности всего населения области.
Масштабный характер приобрели негативные изменения психического и духовного здоровья людей старшего возраста, ухудшается показатель физического состояния здоровья. При этом число граждан, признанных инвалидами вследствие психического заболевания, за период с 2007 по 2010 год составило более 8 тыс. человек. Действующая на момент разработки Государственной программы сеть учреждений социального обслуживания не закрывает существующей потребности в стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями. На 01.01.2012 очередь в психоневрологические дома-интернаты составляла 488 человек. По состоянию на 01.01.2013 - 491 человек. В стационарных учреждениях социального обслуживания возросло число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на постельном режиме. Наряду с нехваткой стационарных учреждений социального обслуживания острой является проблема низкой заработной платы работников.
С целью стимулирования труда работников областных государственных учреждений Правительством области было принято решение повысить фонд оплаты труда.
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 11.07.2012 №161/401 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 27.12.2011 № 134/758" фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений проиндексирован на 15 % с 01.07.2012 и на 6% с 01.10.2012, постановлением Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/737 "О мерах по выполнению Закона Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с 01.01.2013 фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений проиндексирован на 10%.
К 2013 году информационная система социальной защиты населения Кировской области также не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к современным информационно-коммуникационным технологиям в системе социальной защиты населения, что не позволяет на должном уровне обеспечить формирование условий повышенной комфортности и доступности государственных услуг по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан.
Вышеуказанные проблемы требуют совершенствования всей системы социального обслуживания. При такой объективной ситуации необходимо:
совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания населения, оптимизация структуры действующих учреждений, внедрение современных технологий, передовых методов в предоставлении социальных услуг, что позволит создать гражданам пожилого возраста и инвалидам необходимые условия для адаптации в обществе, повысить качество их жизни;
выполнение мероприятий, обеспечивающих равный доступ к социальным услугам как городского, так и сельского населения, создание благоприятных условий жизнедеятельности гражданам старшего поколения и инвалидам в рамках реализации областных целевых программ и отдельных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей граждан в социальных услугах, будут способствовать повышению охвата граждан пожилого возраста и инвалидов всеми формами социального обслуживания при прогнозируемом росте общего числа пенсионеров;
организация адресного подхода при оказании социальной помощи с использованием единой базы данных, создание условий для проведения мониторинга и анализа потребностей граждан, нуждающихся в получении социальной помощи и социальном обслуживании, создание системы защиты персональных данных, соответствующей требованиям Федерального от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", осуществление предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено законодательством, внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных услуг.