Подпрограмма разработана с учетом "Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.05.2013 № 180/ГС.
За последние 5 лет жилищное строительство в Кировской области имеет положительную динамику. Объемы вводимого жилья постоянно увеличиваются. Так в 2014 году в области введено 684 тыс. кв. метров или 140% к уровню прошлого года.
Необходимо отметить, что достижению такого положительного результата способствовало несколько факторов. Это и решение задач обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", снижение административных барьеров, вовлечение в жилищное строительство федеральных земель, реализация государственных программ по увеличению доступности и комфортности жилья.
На 01.07.2015 в стадии строительства находятся 208 многоквартирных жилых домов, площадью 1501 тыс. кв. метров. Активно застраиваются микрорайоны массовой жилой застройки, на 01.01.2015 в них введено 600 тыс. кв. метров жилья, всего запланировано ввести 1799 тыс. кв. метров.
Динамика ввода жилья в Кировской области за последние 3 года приведена в таблице № 1.
Таблица № 1
Наименование показателя | Годы | ||
2012 | 2013 | 2014 | |
Ввод жилья в Кировской области (тыс. кв. метров) | 406,6 | 487,1 | 684 |
Введено в действие индивидуальными застройщиками (тыс. кв. метров) | 130,9 | 136,5 | 249 |
Удельный вес от общего ввода жилья индивидуальными застройщиками | 32,2% | 28% | 36% |
По итогам 2014 года ввод жилья на душу населения составил 0,53 кв. метра на человека, коэффициент доступности жилья составляет 3,3 года.
Несмотря на то, что в последние годы удалось достигнуть определенных положительных результатов в сфере жилищного строительства, в жилищной сфере региона по-прежнему остается немало проблем.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социальных проблем на территории Кировской области. Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести жилище удовлетворительного качества.
Муниципальные образования, учитывая высокую степень дотационности своих бюджетов, самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда также не могут. К тому же переселение граждан только за счет средств местных бюджетов, особенно в непривлекательных для инвесторов населенных пунктах, затянется на долгие годы. Следовательно, решать проблему необходимо программным методом.
Решение данных проблем в Кировской области осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и областных адресных программ, принимаемых в соответствии с требованиями закона.
В целом решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках Подпрограммы будет способствовать снижению социальной напряженности в области, улучшению демографической ситуации и развитию строительной отрасли в Кировской области.
Кроме того, в 2015 году из-за кризисных явлений в экономике страны снизились возможности строительных компаний по привлечению средств в строительство жилья. Многие строительные компании отмечают снижение объемов продаж жилых помещений. В 2015 году в 2 раза снизились объемы ипотечного жилищного кредитования.
Поэтому в сегодняшних условиях в целях поддержания отрасли жилищного строительства основные меры необходимо сосредоточить на поддержание и развитие такого сегмента рынка жилья, как жилье экономического класса по стоимости не превышающее 35 тыс. рублей за 1 кв. метр. Для увеличения доли такого жилья в общем объеме вводимого жилья на территории Кировской области в 2014 - 2017 годах реализовывается программа "Жилье для российской семьи", условия реализации которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Также стратегической задачей по-прежнему остается выполнение совместно с федеральными органам власти целей и задач, закрепленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" на 01.01.2013 разработаны и утверждены схема территориального планирования Кировской области, схемы территориального планирования 38 муниципальных районов. Схема территориального планирования Свечинского муниципального района находится в стадии согласования. Разработаны и утверждены генеральные планы 5 городских округов, а также 48 городских поселений. Оставшиеся генеральные планы городских поселений находятся в стадии разработки. По состоянию на 25.12.2015 разработаны и утверждены схема территориального планирования Кировской области, схемы территориального планирования 39 муниципальных районов. Разработаны и утверждены генеральные планы 6 городских округов, 52 городских и 66 сельских поселений.
На данном этапе стоит задача поддержания схемы территориального планирования Кировской области в актуальном состоянии, обеспечения муниципальных образований Кировской области документами территориального планирования, включая генеральные планы сельских поселений, так как в соответствии с частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.
В районах, где еще существует нехватка сформированных земельных участков под жилищное и иное строительство, необходимо продолжить выполнение работы по подготовке документации по планировке территории для строительства жилых домов для переселения из ветхого аварийного жилья, обеспечения заявок граждан земельными участками под индивидуальное жилищное строительство, комплексного освоения территории, а также для строительства объектов местного значения.