Охрана здоровья населения, доступность и качество оказания медицинской помощи является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации (принятой народным голосованием 12.12.1993), Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2021 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 № 28/194 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2021 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2021 года), Законом Кировской области от 05.12.2012 № 227-ЗО "Об охране здоровья граждан в Кировской области", распоряжением Правительства Кировской области от 28.02.2013 № 40 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Кировской области", иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации и Кировской области.
В соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Кировской области приоритетными направлениями в сфере здравоохранения являются:
стабилизация и обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на социально справедливой основе за счет повышения объемов амбулаторно-поликлинической помощи, развития конкурентной среды путем расширения права выбора гражданами поставщиков медицинских услуг;
построение и внедрение эффективной системы управления ресурсами здравоохранения, в том числе формирование управляемого конкурентного рынка услуг и товаров здравоохранения, разработка и внедрение тарифов медицинской помощи на основе медико-экономических стандартов, переход к профессиональному менеджменту в здравоохранении на базе современной информатизации отрасли, формирование единой базы данных, позволяющей оптимизировать планирование, финансирование, оценку качества оказания медицинской помощи;
обеспечение преемственности и связей с социальными службами;
обеспечение этапности оказания медицинской помощи, в том числе организация работы межмуниципальных центров, медицинских объединений;
организация софинансирования отдельных видов медицинских услуг;
совершенствование медицинских, особенно высокотехнологичных, видов помощи, формирование научно-практических кластеров для обеспечения доминирующего положения Кировской области на рынке оказания отдельных видов медицинских услуг;
развитие донорства и службы крови для обеспечения безопасности медицинских операций, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
ужесточение контроля качества услуг здравоохранения, обеспечение защиты прав пациента, работников здравоохранения, страхование профессиональной ответственности медицинских работников;
проведение активной кадровой политики, приток в отрасль высококвалифицированных специалистов, совершенствование системы целевой подготовки и переподготовки врачебных кадров;
развитие у населения стремления к лечению заболеваний, соблюдению рекомендаций врача для повышения качества жизни, продления жизни, сохранения и восстановления трудоспособности и активного долголетия, повышение уровня знаний, информированности населения и практических навыков по ведению здорового образа жизни;
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе строительство новых объектов, реконструкция и проведение капитального ремонта действующих, оснащение их медицинским, технологическим оборудованием, мебелью и автотранспортом.
В целях развития здравоохранения Кировской области и достижения обозначенных приоритетных направлений в сфере здравоохранения разработана настоящая Государственная программа, которая определяет цели, задачи, основные мероприятия в рамках развития здравоохранения Кировской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, а также показатели их результативности.
Целью Государственной программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Достижение цели Государственной программы будет осуществляться через реализацию следующих задач:
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
обеспечение пациентов качественными и безопасными лекарственными препаратами;
информатизация системы здравоохранения;
повышение эффективности и доступности оказания медицинской помощи.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы отражены в приложении № 1.
Источником получения информации о количественных значениях показателей эффективности реализации Государственной программы является статистическая и ведомственная отчетность. В случае наличия дополнительной потребности в финансовых ресурсах на реализацию отдельных мероприятий значения соответствующих показателей приведены также по варианту, учитывающему выделение дополнительных бюджетных ассигнований.