Недействующий

Об утверждении государственной программы Кировской области "Энергоэффективность и развитие энергетики" (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 756-П)

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Основной проблемой топливно-энергетического комплекса Кировской области является дефицит собственных энергоресурсов. Энергетические ресурсы формируются в основном за счёт поступлений из других регионов Российской Федерации и в очень незначительной степени за счёт местных видов топлива (торфа, дров, щепы, опила). Зависимость от цен и условий поставки внешних поставщиков снижает энергетическую эффективность и безопасность региона.

Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена несовершенством системы управления энергосбережением, а также недоработанностью или отсутствием финансово-экономических механизмов, недостаточным и некомплексным их применением. Данная ситуация не стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов в полной мере снижать затраты на энергоносители.

Одной из основных причин напряженного состояния топливно-энергетического комплекса Кировской области является низкая энергетическая эффективность отраслей экономики. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового регионального продукта (далее - ВРП) значительно превышает показатель стран с развитой экономикой, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляют финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления.

По уровню энергоемкости ВРП Кировская область занимает 56 место в Российской Федерации и 10 место в Приволжском федеральном округе.

Кроме этого, реализация мероприятий по энергоэффективности является альтернативой обеспечению экономики региона в энергомощностях, поскольку инвестиции в энергосберегающие проекты до 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей.

В связи с этим перевод экономики и социальной сферы на энергоэффективный и энергосберегающий путь развития является одним из основных приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432).

Газотранспортная система области на сегодняшний день включает в себя 894 км газопроводов-отводов, 21 газораспределительную станцию, 4235 км межпоселковых и внутрипоселковых распределительных газопроводов, 966 газорегуляторных пунктов.

Природный газ поступает в населенные пункты 13 районов области из 39, а также в 3 городских округа из 6 (города Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны). Объем потребления регионом природного газа составляет 3,4 млрд. куб. м в год.

Тем не менее уровень газификации жилищного фонда Кировской области природным газом остается самым низким в Приволжском федеральном округе и на 01.01.2012 составляет 35,89% (в среднем по Приволжскому федеральному округу - 77%, по Российской Федерации - 63,1%). В 2004 году было заключено Соглашение о сотрудничестве между Правительством Кировской области и открытым акционерным обществом "Газпром" (далее - ПАО "Газпром").

С 2005 по 2011 год ПАО "Газпром" инвестировало в развитие газотранспортной системы области 6,5 млрд. рублей. За счет этих средств были построены и введены в эксплуатацию 53 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 715 км, а также газопровод-отвод Кирово-Чепецк - Барамзы и газораспределительная станция в д. Барамзы Слободского района.

В рамках областной целевой программы "Газификация Кировской области" в этот период было построено 1375 км распределительных газопроводов и 162 газовые котельные различной мощности.

Реализация на территории области мероприятий по развитию системы газоснабжения позволила снизить потери при транспортировке, добиться надежности поставок энергоресурсов и модернизации инженерных систем.

Природный газ остаётся одним из самых эффективных ресурсов даже с увеличением в 2012 году цен на топливо (на природный газ - на 15%; на топочный мазут - на 36,7%; на каменный уголь - на 26,6%; на печное топливо - на 27,7%; на торф - на 15,3%; на дрова - на 3,3%).

Среднеотпускной тариф для теплоснабжающих организаций малой энергетики по природному газу в 2012 году составит - 1277,6 рубля/Гкал (справочно: максимальный тариф - 3224,4 рубля/Гкал, минимальный тариф - 885,4 рубля/Гкал). Несмотря на повышение цены на газ, данный тариф на 48% ниже среднеотпускного тарифа на мазут и на 23% ниже тарифа на дрова.

В сводном балансе области сформировалась структура топливных ресурсов с преобладанием природного газа (32,6%) и сокращением удельного веса дорогостоящих и неэффективных видов топлива. За период с 2005 по 2011 год энергоэффективность топливного баланса за счёт потребления природного газа увеличилась на 14%.

Перевод на использование природного газа промышленных предприятий является важной составляющей снижения производственных издержек, получения дополнительной прибыли, завоевания большей доли рынка и решения социальных проблем на основе:

использования наиболее рентабельных производственных технологий;

разработки, освоения и внедрения новой техники и технологий, в которых энергетические ресурсы используются более эффективно;

улучшения социально-бытовой сферы предприятия и экологического климата на прилегающих территориях.

Коэффициент полезного действия (далее - КПД) котельных установок при переводе с твёрдого на газовое топливо увеличивается на 1 - 4%; на 20 -25% уменьшается количество обслуживающего персонала. Суммарное снижение расхода топлива за счёт повышения КПД и снижения расхода электроэнергии на собственные нужды составляет 6 - 7%. Сжигание газа в топках котлов малой производительности увеличивает КПД по сравнению с котлами, использующими твёрдое топливо, на 7 - 20% (в зависимости от сорта топлива) и позволяет повысить производительность на 30%.

Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности любых энергоресурсов, их влияние на развитие экономики и комфортность проживания населения требуют системной разработки и реализации программных мероприятий.

К факторам, сдерживающим развитие энергосбережения и энергоэффективности, можно отнести:

недостаточное развитие инфраструктуры и неравномерное распределение мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

низкий уровень газификации природным газом жилищного фонда области;

энергоёмкость коммунальной инфраструктуры (за 2011 год 116 теплоснабжающих предприятий, работающих на твердом топливе, допустили перерасход топлива и 108 предприятий допустили перерасход электроэнергии);

высокий уровень морального и физического износа тепловых и электросетей, который составляет от 50% до 91%;

сверхплановые потери энергоресурсов в процессе производства и транспортировки до потребителей;