ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 17.12.2012 № 186/788
(с изменениями на 30 декабря 2019 года)
______________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 30.12.2019 № 756-П
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 16.04.2013 № 205/217
постановлением Правительства Кировской области от 26.07.2013 № 219/453
постановлением Правительства Кировской области от 07.10.2013 № 230/645
постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2013 № 236/746
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/881
постановлением Правительства Кировской области от 14.08.2014 № 275/553
постановлением Правительства Кировской области от 02.02.2015 № 23/44
постановлением Правительства Кировской области от 14.04.2015 № 33/185
постановлением Правительства Кировской области от 19.05.2015 № 39/262
постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2015 № 49/407
постановлением Правительства Кировской области от 13.04.2016 № 94/251
постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2016 № 106/355
постановлением Правительства Кировской области от 26.12.2016 № 35/289
постановлением Правительства Кировской области от 21.02.2017 № 48/97
постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2017 № 36-П
постановлением Правительства Кировской области от 19.01.2018 № 126-П
постановлением Правительства Кировской области от 09.08.2018 № 395-П
постановлением Правительства Кировской области от 25.01.2019 № 22-П
постановлением Правительства Кировской области от 11.04.2019 № 186-П
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 738-П
______________________________________________________________________________
В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области", постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области
постановляет:
(преамбула с измеенниями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 09.08.2018 № 395-П)
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Энергоэффективность и развитие энергетики" на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.
(п. 1 с измеенниями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 09.08.2018 № 395-П)
2. Департаменту по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Царегородцева А.Г.
(п. 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 13.04.2016 № 94/251, от 23.10.2017 № 36-П, от 19.01.2018 № 126-П, от 30.12.2019 № 738-П)
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 17.12.2012 № 186/788
ПАСПОРТ
государственной программы Кировской области
"Энергоэффективность и развитие энергетики"
на 2013 - 2021 годы
(с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области
от 16.04.2013 № 205/217, от 26.07.2013 № 219/453,
от 24.12.2013 № 241/881, от 14.08.2014 № 275/553,
от 02.02.2015 № 23/44, от 14.04.2015 № 33/185,
от 19.05.2015 № 39/262, от 21.07.2015 № 49/407,
от 13.04.2016 № 94/251, от 21.06.2016 № 106/355,
от 26.12.2016 № 35/289, от 21.02.2017 № 48/97,
от 23.10.2017 № 36-П, от 19.01.2018 № 126-П,
от 09.08.2018 № 395-П, от 25.01.2019 № 22-П,
от 11.04.2019 № 186-П, от 30.12.2019 № 738-П)
Ответственный исполнитель | министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
Соисполнители Государственной программы | министерство образования Кировской об-ласти, министерство здравоохранения Кировской области, министерство культуры Кировской области, министерство социального развития Кировской области, администрация Правительства Кировской области, министерство лесного хозяйства Кировской области, министерство юстиции Кировской области, министерство внутренней политики Кировской области, управление государственной службы занятости населения Кировской области |
Наименование подпрограммы | "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2014 - 2021 годы" |
Программно-целевые инструменты Государственной программы | областная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2010 - 2020 годы; |
Цели Государственной программы | обеспечение перевода экономики области на энергоэффективный путь развития; эффективное использование энергоресурсов; |
Задачи Государственной программы | энергосбережение и повышение энергетической эффективности; развитие системы газоснабжения области; |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы | энергоемкость валового регионального продукта; доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Кировской области; уровень газификации природным газом жилищного фонда области; количество введенных в эксплуатацию автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Кировской области |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | 2013 - 2021 годы, разделение на этапы не предусматривается |
Объем финансового обеспечения Государственной программы | общий объем финансирования - 6399446,43 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 72958,73 тыс. рублей; средства областного бюджета - 2166410,18 тыс. рублей; кредитные средства - 221780,44 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 150130,08 тыс. рублей (по соглашению); внебюджетные (инвестиционные) средства - 3788167,00 тыс. рублей (по соглашению) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | снижение энергоемкости валового регионального продукта до до 15,8 кг условного топлива/тыс. рублей к концу 2021 года; |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основной проблемой топливно-энергетического комплекса Кировской области является дефицит собственных энергоресурсов. Энергетические ресурсы формируются в основном за счёт поступлений из других регионов Российской Федерации и в очень незначительной степени за счёт местных видов топлива (торфа, дров, щепы, опила). Зависимость от цен и условий поставки внешних поставщиков снижает энергетическую эффективность и безопасность региона.
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена несовершенством системы управления энергосбережением, а также недоработанностью или отсутствием финансово-экономических механизмов, недостаточным и некомплексным их применением. Данная ситуация не стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов в полной мере снижать затраты на энергоносители.
Одной из основных причин напряженного состояния топливно-энергетического комплекса Кировской области является низкая энергетическая эффективность отраслей экономики. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового регионального продукта (далее - ВРП) значительно превышает показатель стран с развитой экономикой, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляют финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления.
По уровню энергоемкости ВРП Кировская область занимает 56 место в Российской Федерации и 10 место в Приволжском федеральном округе.
Кроме этого, реализация мероприятий по энергоэффективности является альтернативой обеспечению экономики региона в энергомощностях, поскольку инвестиции в энергосберегающие проекты до 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей.
В связи с этим перевод экономики и социальной сферы на энергоэффективный и энергосберегающий путь развития является одним из основных приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432).
Газотранспортная система области на сегодняшний день включает в себя 894 км газопроводов-отводов, 21 газораспределительную станцию, 4235 км межпоселковых и внутрипоселковых распределительных газопроводов, 966 газорегуляторных пунктов.
Природный газ поступает в населенные пункты 13 районов области из 39, а также в 3 городских округа из 6 (города Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны). Объем потребления регионом природного газа составляет 3,4 млрд. куб. м в год.
Тем не менее уровень газификации жилищного фонда Кировской области природным газом остается самым низким в Приволжском федеральном округе и на 01.01.2012 составляет 35,89% (в среднем по Приволжскому федеральному округу - 77%, по Российской Федерации - 63,1%). В 2004 году было заключено Соглашение о сотрудничестве между Правительством Кировской области и открытым акционерным обществом "Газпром" (далее - ПАО "Газпром").
С 2005 по 2011 год ПАО "Газпром" инвестировало в развитие газотранспортной системы области 6,5 млрд. рублей. За счет этих средств были построены и введены в эксплуатацию 53 межпоселковых газопровода общей протяжённостью 715 км, а также газопровод-отвод Кирово-Чепецк - Барамзы и газораспределительная станция в д. Барамзы Слободского района.
В рамках областной целевой программы "Газификация Кировской области" в этот период было построено 1375 км распределительных газопроводов и 162 газовые котельные различной мощности.
Реализация на территории области мероприятий по развитию системы газоснабжения позволила снизить потери при транспортировке, добиться надежности поставок энергоресурсов и модернизации инженерных систем.
Природный газ остаётся одним из самых эффективных ресурсов даже с увеличением в 2012 году цен на топливо (на природный газ - на 15%; на топочный мазут - на 36,7%; на каменный уголь - на 26,6%; на печное топливо - на 27,7%; на торф - на 15,3%; на дрова - на 3,3%).
Среднеотпускной тариф для теплоснабжающих организаций малой энергетики по природному газу в 2012 году составит - 1277,6 рубля/Гкал (справочно: максимальный тариф - 3224,4 рубля/Гкал, минимальный тариф - 885,4 рубля/Гкал). Несмотря на повышение цены на газ, данный тариф на 48% ниже среднеотпускного тарифа на мазут и на 23% ниже тарифа на дрова.
В сводном балансе области сформировалась структура топливных ресурсов с преобладанием природного газа (32,6%) и сокращением удельного веса дорогостоящих и неэффективных видов топлива. За период с 2005 по 2011 год энергоэффективность топливного баланса за счёт потребления природного газа увеличилась на 14%.
Перевод на использование природного газа промышленных предприятий является важной составляющей снижения производственных издержек, получения дополнительной прибыли, завоевания большей доли рынка и решения социальных проблем на основе:
использования наиболее рентабельных производственных технологий;
разработки, освоения и внедрения новой техники и технологий, в которых энергетические ресурсы используются более эффективно;
улучшения социально-бытовой сферы предприятия и экологического климата на прилегающих территориях.
Коэффициент полезного действия (далее - КПД) котельных установок при переводе с твёрдого на газовое топливо увеличивается на 1 - 4%; на 20 -25% уменьшается количество обслуживающего персонала. Суммарное снижение расхода топлива за счёт повышения КПД и снижения расхода электроэнергии на собственные нужды составляет 6 - 7%. Сжигание газа в топках котлов малой производительности увеличивает КПД по сравнению с котлами, использующими твёрдое топливо, на 7 - 20% (в зависимости от сорта топлива) и позволяет повысить производительность на 30%.
Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности любых энергоресурсов, их влияние на развитие экономики и комфортность проживания населения требуют системной разработки и реализации программных мероприятий.
К факторам, сдерживающим развитие энергосбережения и энергоэффективности, можно отнести:
недостаточное развитие инфраструктуры и неравномерное распределение мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
низкий уровень газификации природным газом жилищного фонда области;
энергоёмкость коммунальной инфраструктуры (за 2011 год 116 теплоснабжающих предприятий, работающих на твердом топливе, допустили перерасход топлива и 108 предприятий допустили перерасход электроэнергии);
высокий уровень морального и физического износа тепловых и электросетей, который составляет от 50% до 91%;
сверхплановые потери энергоресурсов в процессе производства и транспортировки до потребителей;
недостаток мотивации (особенно населения).
Поэтому нельзя недооценивать проблему неэффективности инженерной инфраструктуры, которая особенно остро проявляет себя в отопительный период, когда аварии в системе энергоснабжения могут явиться причиной выхода из строя систем теплоснабжения - объектов жизнеобеспечения населенных пунктов. Устранение аварийных ситуаций требует вложения значительных материальных ресурсов. Тем самым работы по строительству и реконструкции объектов энергоснабжения имеют высокую социальную значимость.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области по причине дефицитности местных бюджетов сами не в состоянии полностью финансировать проведение работ по строительству и реконструкции объектов газовой и энергетической инфраструктуры.
В данной ситуации логичным является развитие системы энергоснабжения области за счёт привлечения инвестиций в строительство объектов газотранспортной инфраструктуры и газовых котельных взамен устаревших и неэффективных угольных и мазутных котельных, направленное на снижение энергоёмкости топливного баланса области путём сокращения удельного веса экспортируемых видов топлива и применения энергосберегающих технологий как в экономике, так и в социальной сфере.