ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие образования Кировской области"
на 2012 - 2015 годы
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие образования
Кировской области" на 2012 - 2015 годы (с изменениями,
внесенными постановлением Правительства Кировской
области от 20.03.2012 № 144/139, от 09.06.2012 № 155/304,
от 10.12.2012 № 185/750, от 29.04.2013 № 207/248,
от 13.08.2013 № 222/486, от 08.11.2013 № 234/732,
от 30.12.2013 № 242/970)
Наименование Программы | "Развитие образования Кировской области" |
Основание принятия решения о разработке Программы | распоряжение Правительства Кировской области от 19.07.2011 № 180 "О концепции областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2012 - 2015 годы" |
Государственный заказчик - координатор Программы | департамент образования Кировской области |
Государственные заказчики Программы | департамент образования Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области |
Основной разработчик Программы | департамент образования Кировской области |
Цель Программы | обеспечение каждому жителю доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально-экономического развития области |
Задачи Программы | развитие муниципальных систем дошкольного образования; модернизация системы общего образования; совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда; развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками; создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание единой информационной системы сферы образования области; развитие кадрового потенциала системы образования области |
Важнейшие показатели эффективности Программы | охват детей дошкольными образовательными учреждениями; количество родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, получивших ежемесячное пособие; доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, в общей численности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста; количество введенных новых мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (в рамках мероприятий Программы); доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста; доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников; доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста; доля семей, имеющих возможность посещать досуговые мероприятия в образовательных учреждениях по месту жительства во внеучебное время, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста; доля выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционно или в учреждениях профессионального образования, в общей численности выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях; средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности; средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах; численность учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, приходящихся на одного учителя; удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по обязательным предметам (русскому языку и математике), от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене по обязательным предметам (русскому языку и математике); доля общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет со скоростью не ниже 256 Кбит/с; количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, в которых укреплена материально-техническая база; доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования, в общей численности занятых в экономике; доля студентов учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предос-тавление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов учреждений начального и среднего профессионального образования; доля выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам на-чального и среднего профессионального образования соответствующего года; доля укрупненных направлений подготовки и специальностей, в отношении которых внедрена система сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, в общем числе укрупненных направлений подготовки и специальностей; доля детей школьного возраста, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, в общей численности детей школьного возраста; доля учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, в общей численности учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений; доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании); количество социальных услуг, оказанных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в Кировском областном государственном казенном учреждении "Кировский областной центр усыновления, опеки и попечительства доля семей, которым предоставлена возможность в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста; доля образовательных учреждений, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой, в общем числе образовательных учреждений; количество услуг в сфере образования, предоставляемых департаментом образования Кировской области, органами местного самоуправления, областными государственными и муниципальными образовательными учреждениями и другими организациями в электронном виде; доля учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей; доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей". процент молодых учителей, получивших ипотечный кредит (займ) в текущем году, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит (займ); процент молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита в текущем году, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ в текущем году |
Срок реализации Программы | 2012 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования - 4754490,33 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1912089,43 тыс. рублей, средства областного бюджета - 2101828 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 740172,9 тыс. рублей (по соглашениям), средства внебюджетных источников - 400 тыс. рублей (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | к концу реализации Программы планируется: увеличение охвата детей дошкольными образовательными учреждениями до 73,0%; увеличение количества родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, получивших ежемесячное пособие, в 2012 году до 3494; увеличение доли семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качест-венные услуги предшкольного образования, в общей численности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста, до 99%; ввод 7000 новых мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (в рамках мероприятий Программы); увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста до 70%; увеличение доли школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников до 40%; увеличение доли детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, в общей численности детей школьного возраста до 94%; увеличение доли семей, имеющих возможность посещать досуговые мероприятия в образовательных учреждениях по месту жительства во внеучебное время, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста, до 40%; увеличение доли выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе дистанционно или в учреждениях профобразования, в общей численности выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, до 90%; увеличение средней наполняемости классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, до 23,2 человека; увеличение средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, до 8,9 человека; увеличение численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, приходящихся на одного учителя, до 12,25 человека; сохранение удельного веса лиц, сдавших единый государственный экзамен по обязательным предметам (русскому языку и математике), от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене по обязательным предметам (русскому языку и математике), на уровне 99%; увеличение доли общеобразовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет со скоростью не ниже 256 Кбит/с, до 80%; увеличение количества специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, в которых укреплена материально-техническая база, в 2012 году до 17; увеличение доли занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования, в общей численности занятых в экономике до 2,1%; увеличение доли студентов учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов учреждений начального и среднего профессионального образования до 100%; увеличение доли выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам начального и среднего профессионального образования соответствующего года до 87%; увеличение доли укрупненных направлений подготовки и специальностей, в отношении которых внедрена система сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, в общем числе укрупненных направлений подготовки и специальностей до 20%; увеличение доли детей школьного возраста, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, в общей численности детей школьного возраста до 51,6%; увеличение доли учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников, в общей численности учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений до 70,5%; увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), до 62,3%; оказание 90 социальных услуг детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в Кировском областном государственном казенном учреждении "Кировский областной центр усыновления, опеки и попечительства увеличение доли семей, которым предоставлена возможность в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в общей численности семей, имеющих детей школьного возраста, до 75%; увеличение доли образовательных учреждений, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой, в общем числе образовательных учреждений до 10%; увеличение количества услуг в сфере образования, предоставляемых департаментом образования Кировской области, органами местного самоуправления, областными государственными и муниципальными образовательными учреждениями и другими организациями в электронном виде, до 13; увеличение доли учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей до 80%; увеличение доли учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей до 50%". в 2013 - 2014 годах получат ипотечный кредит (займ) не менее 82% молодых учителей от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит (займ); в 2013 - 2014 годах улучшат жилищные условия за счет ипотечного кредита (займа) 100% молодых учителей от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432), стратегической целью является повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.
При этом отмечается, что система образования среди других отраслей социальной сферы наиболее адаптирована к требованиям изменяемой социальной среды. Это позволяет рассматривать ее как потенциальный локомотив развития социальной сферы региона, одну из точек роста в социально-экономическом развитии области.
Главная стратегическая цель, поставленная перед системой образования области, заключается в обеспечении возможности каждому жителю вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья получить качественное и доступное образование на любом уровне, которое соответствует потребностям современного общества и требованиям развития экономики.
В рамках областных и ведомственных целевых программ, приоритетного национального проекта "Образование" выработаны подходы к созданию новой модели системы образования и начаты институциональные изменения, направленные на приведение системы образования в соответствие с приоритетами социально-экономического развития региона.
Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами и поэтому уровень развития образования в Кировской области по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития области.
В сфере дошкольного образования основной проблемой является неспособность существующей сети муниципальных учреждений дошкольного образования удовлетворить растущие потребности населения в получении услуг дошкольного образования. Начиная с 2008 года очередность детей в дошкольные образовательные учреждения увеличивается. Если в 2008 году в очереди в детские сады стояло 10,3 тысячи детей, то по состоянию на 01.07.2011 - более 20 тысяч детей. Из них 55% составляют дети от 1,5 до 3 лет.
Особенно остро проблема дефицита мест стоит в Афанасьевском, Белохолуницком, Вятскополянском, Зуевском, Лузском, Малмыжском, Нолинском, Омутнинском, Оричевском, Слободском, Юрьянском, Яранском районах, Советском и Уржумском районах Кировской области, городах Кирове, Вятские Поляны, Кирово-Чепецке, Котельниче, Слободском. В данных муниципальных образованиях области проживает 65,3% детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, от общего числа нуждающихся в их устройстве.
В 2010 году в целях снижения очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, приняты определенные меры. Реконструировано 6 детских садов на 610 мест, возвращенных из аренды в действующую сеть зданий детских садов. На базе функционирующих детских садов и школ открыто 39 дошкольных групп. Для увеличения охвата детей услугами дошкольного образования введены гибкие режимы работы: 10-часовой, 12-часовой, 14-часовой, круглосуточный. Благодаря принятым мерам введено 1107 мест. В 2011 году планируется ввести не менее 1164 новых мест.
С 2010 года проводится эксперимент по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - эксперимент). В 2010 году в эксперименте участвовали город Киров и Советский район Кировской области. Доля детей, охваченных экспериментом, от общего количества детей, стоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, в городе Кирове составила 32,3%, в Советском районе Кировской области - 48,4%. Эксперимент позволил снизить социальную напряженность, предоставить возможность родителям развивать ребенка через различные формы дополнительного образования, создать условия для развития рынка образовательных услуг, предоставляемых негосударственными образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В текущем году рамки эксперимента расширены. В нем принимают участие 13 муниципальных образований области. Экспериментом запланировано охватить не менее 3494 детей.
В 2011 году на конкурсной основе 10 муниципальным образованиям Кировской области предоставлены субсидии местным бюджетам из областного бюджета на внедрение современных моделей и форм дошкольного образования (семейных групп, консультативно-диагностических пунктов, воскресных школ, групп выходного дня, предшкольных групп, групп кратковременного пребывания и др.), что позволит дополнительно ввести 509 мест.
Однако, несмотря на принимаемые меры, сократить очередность детей в детские сады не удается. Одной из основных причин сложившейся ситуации является то, что ввод новых мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляется недостаточно высокими темпами.
По прогнозной оценке департамента экономического развития при Правительстве Кировской области в 2011 году в сравнении с 2008 годом коэффициент рождаемости на 1000 человек населения увеличится на 3,5%. В связи с ростом рождаемости произойдет увеличение потребности в дошкольных образовательных учреждениях.
С целью обеспечения равного доступа населения области к качественному дошкольному образованию требуется продолжать осуществлять капитальный ремонт зданий имеющихся детских садов, а также строить новые, отвечающие современным требованиям.
В 2012 году сохранится необходимость проведения эксперимента по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Для проведения независимой оценки результатов дошкольного образования требуется разработать областную модель оценки его качества.
В сфере общего образования серьезной проблемой остается наличие большого количества "малочисленных" общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, что обусловлено низкой плотностью населения на территории области и активной миграцией сельских жителей в городскую местность. На начало 2010/2011 учебного года в 37% средних общеобразовательных школ контингент учащихся составляет не более 100 человек, в 74% основных - не более 40 человек, в 71% начальных - не более 10 человек.
В условиях существующей сети общеобразовательных учреждений при дефиците финансовых и кадровых ресурсов создать современные условия обучения для каждого школьника невозможно. Согласно ведомственной отчетности департамента образования Кировской области только 15,89% школьников предоставлена возможность учиться в соответствии с основными современными требованиями, что ниже, чем в целом по России (48%). Решение вопроса приобретает особую актуальность в связи с переходом школ области с 2011 года на новые федеральные государственные образовательные стандарты в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 04.02.2010 № Пр-271 (далее - национальная инициатива "Наша новая школа").
Именно поэтому требуется ускорить формирование новой сети общеобразовательных учреждений, когда все виды ресурсов и контингенты учащихся, особенно на старшей ступени обучения, будут сконцентрированы в отдельных школах. В этих школах необходимо создавать современные условия обучения за счет средств областного бюджета. До 2015 года такие школы планируется перевести в статус государственных общеобразовательных учреждений. В 2010 году создано 17 дневных областных государственных общеобразовательных учреждений.
Государственные школы станут ресурсными центрами в школьных округах, включающими небольшие общеобразовательные учреждения, расположенные в пределах транспортной доступности. Некоторые школы станут координаторами деятельности образовательных кластеров по гуманитарным, естественнонаучным, физико-математическим и другим дисциплинам на углубленном и профильном уровнях. Данный подход позволит повысить качество образования при эффективном использовании ресурсов.