ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 21.10.2010 № 74/530
Об областной целевой программе "Развитие систем стационарного
социального и медицинского обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов в Кировской области" на 2011 - 2015 годы
(с изменениями на 3 марта 2014 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 16.04.2014 № 258/259
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2011 № 109/256
постановлением Паравительства Кировской области от 11.08.2011 № 116/361
постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2011 № 124/533
постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2011 № 134/718
постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2012 № 156/349
постановлением Правительства Кировской области от 29.08.2012 № 168/507
постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/843
постановлением Правительства Кировской области от 03.07.2013 № 215/386
постановлением Правительства Кировской области от 03.03.2014 № 251/164
___________________________________________________________________________
В соответствии с распоряжением Правительства области от 21.09.2010 № 353 "О концепции областной целевой программы "Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области" на 2011 - 2015 годы" и в целях повышения доступности и качества стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы департамент социального развития Кировской области, государственными заказчиками - департамент социального развития Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области.
(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/843)
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Матвеева Д.А.
(п. 3 с изменениями, внесенными постановлением Паравительства Кировской области от 11.08.2011 № 116/361, от 28.12.2012 № 189/843)
Губернатор - Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Кировской области
от 21.10.2010 № 74/530 (с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области
от 28.12.2012 № 189/843)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие систем стационарного социального и медицинского
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
в Кировской области" на 2011 - 2015 годы
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Развитие систем стационарного социального и медицинского
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
в Кировской области" на 2011 - 2015 годы
(с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области от 03.07.2013 № 215/386,
от 03.03.2014 № 251/164)
Наименование Программы | "Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области" | |||
Основание для принятия решения о разработке Программы | распоряжение Правительства Кировской области от 21.09.2010 № 353 "О концепции областной целевой программы "Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области" на 2011 - 2015 годы" | |||
Государственный заказчик-координатор Программы | департамент социального развития Кировской области | |||
Государственные заказчики Программы | департамент социального развития Кировской области; департамент строительства и архитектуры Кировской области | |||
Основной разработчик Программы | департамент социального развития Кировской области | |||
Цель Программы | повышение качества стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов | |||
Задачи Программы | укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов; внедрение стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" | |||
Важнейшие показатели эффективности Программы | количество граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, которым улучшены условия проживания в рамках реализации Программы; доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях); количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" в рамках Программы | |||
Срок реализации Программы | 2011 - 2015 годы | |||
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования за счет средств областного бюджета - 86367,1 тыс. рублей | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | в 2012 году предполагается улучшить условия проживания 462 гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в психоневрологических интернатах; к 2015 году предполагается: увеличить долю граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), до 50%; увеличить количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов", до 60 человек |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Согласно статье 20 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в России, Приволжском федеральном округе, в том числе в Кировской области, является увеличение доли старших возрастных групп в структуре населения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, на 01.01.2010 доля пожилых людей в области составляла 22,6% (по России - 21,5%). При этом, если рассматривать абсолютные цифры, то за последние три года на фоне общего сокращения населения области на 1,7% (с 1420,1 тыс. человек в 2007 году до 1396,2 тыс. человек в 2009 году) количество жителей старше 55 лет, наоборот, возросло на 2% (с 355 865 человек в 2007 году до 362 906 человек в 2009 году). Масштабный характер приобрели негативные изменения физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста, ухудшается показатель физического состояния здоровья. Количество инвалидов постоянно увеличивается. За последние годы число инвалидов среди населения области выросло на 5,5% (с 143 980 человек в 2007 году до 151 930 человек в 2010 году). При этом число граждан, признанных инвалидами вследствие психического заболевания, за период с 2007 по 2010 год составило более 8 тыс. человек. В области отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности как среди взрослого, так и среди детского населения, которое происходит на фоне уменьшения численности населения в целом и увеличения показателей заболеваемости.
В ряде интернатов состояние спальных корпусов и коммунальной инфраструктуры не соответствует требованиям надзорных органов. Для решения этой проблемы в рамках Программы планируется проведение капитального ремонта спальных корпусов и строительство очистных сооружений, а также проектирование и строительство новых спальных корпусов и реконструкция существующих зданий в ряде интернатов.
В стационарных учреждениях (отделениях) имеется недостаточный уровень комфорта жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе и по причине отсутствия достаточного количества технических средств ухода за немобильными и маломобильными гражданами. Например, в психоневрологических интернатах только 20% находящихся на постельном режиме граждан обеспечено прикроватными столиками, только 15% маломобильных граждан обеспечено роллерами-ходунками. Во всех интернатах полностью отсутствуют механизированные подъемники для помывки граждан, находящихся на постельном режиме, и т.д.
Для решения проблемы недостаточного качества обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов планируется обеспечить стационарные учреждения (отделения) достаточным количеством технических средств ухода за немобильными и маломобильными гражданами.
В рамках Программы будут реализованы мероприятия, направленные на мотивирование семей, не связанных родством с гражданами пожилого возраста и инвалидами, самостоятельно осуществлять за ними уход в семье. Данное направление ориентировано на снижение фактического спроса на стационарное социальное обслуживание. Предполагается, что выплаты семьям, не связанных родством с гражданами пожилого возраста и инвалидами, которые осуществляют за ними уход в семье, будут осуществляться со второго полугодия 2011 года после подготовки и принятия необходимой нормативно-правовой базы для применения стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" и проведения подготовительной работы. При разработке и реализации данной технологии планируется использовать уже имеющийся опыт других регионов Российской Федерации по уходу за данной категорией граждан в семье. Представляется целесообразным развивать это направление в целях экономии бюджетных средств, так как расходы областного бюджета на содержание одного человека в интернате значительно превышают размер месячной выплаты приемной семье.
Благодаря реализации данной Программы положение пожилых людей и инвалидов должно быть коренным образом улучшено на основе развития стационарных учреждений социального обслуживания и создания условий, обеспечивающих качество предоставляемых услуг. Программа направлена на решение проблемы, которая заключается в несоответствии существующих возможностей региональных систем социального обслуживания потребностям пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в стационарном социальном и медицинском обслуживании.
Необходимость решения указанных проблем нашла отражение в Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432), одной из задач которой является укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, включая строительство новых объектов и реконструкцию действующих, оснащение их оборудованием, обеспечивающим доступность и качество предоставленных услуг.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации, показатели эффективности, характеризующие достижение поставленных целей и решение задач Программы
Основной целью Программы является повышение качества стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;
внедрение стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов".
Показателями эффективности, позволяющими оценить ход реализации Программы, являются:
количество граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, которым улучшены условия проживания в рамках реализации Программы, человек;
доля граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), находящихся на постельном режиме, обслуживание которых производится с использованием технических средств ухода, от общего количества нуждающихся в данных технических средствах ухода, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях), процентов;
количество граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих социальное обслуживание по стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов", в рамках Программы, человек.
Реализация Программы рассчитана на 5 лет - с 2011 по 2015 год.
Разбивка на этапы не предусматривается.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении.
Объем затрат на приобретение оборудования определен расчетным путем на основе сбора информации о потребности стационарных учреждений в технических средствах ухода за немобильными клиентами и информации о стоимости оборудования по прайс-листам фирм-поставщиков.
Предполагается, что выплаты семьям, не связанным родством с гражданами пожилого возраста и инвалидами, которые осуществляют за ними уход в семье, будут осуществляться со второго полугодия 2011 года после подготовки и принятия необходимой нормативно-правовой базы для применения стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" и проведения подготовительной работы. Расчетное число обслуживаемых граждан в семьях в 2011 году составляет 20 человек, в 2012 году - 48 человек, в 2013 году - 60 человек, в 2014 году - 60 человек, в 2015 году - 60 человек. Размер ежемесячного вознаграждения для применения стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" определяется Правительством Кировской области.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования составляет 86367,1 тыс. рублей, источник финансирования мероприятий Программы - областной бюджет.
Объем финансирования Программы по основным направлениям финансирования приведен в таблице 1.
Таблица 1
Объем финансирования Программы
по основным направлениям финансирования
Основные направления финансирования Программы | Объемы финансирования в 2011 - 2015 годах | |||||
всего | в том числе | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Капитальные вложения | 68849,8 | 20588 | 33245 | 12644,3 | 1172,5 | 1200 |
Прочие расходы | 17517,3 | 783 | 3132 | 4697,2 | 4207,1 | 4698 |
Итого | 86367,1 | 21371 | 36377 | 17341,5 | 5379,6 | 5898". |
Объем финансирования мероприятий Программы может измениться в зависимости от возможностей бюджета и результатов оценки эффективности реализации Программы.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
(раздел 4 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 03.07.2013 № 215/386, от 03.03.2014 № 251/164)
5. Механизм реализации Программы, включающий механизм управления Программой и взаимодействие государственных заказчиков