ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 20.07.2010 № 59/345


Об областной целевой программе "Развитие физической
культуры и спорта в Кировской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 24 декабря 2013 года)

________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 25.04.2011 № 101/153
постановлением Правительства Кировской области от 22.08.2011 № 117/393
постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2011 № 124/537
постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2011 № 133/679
постановлением Правительства Кировской области от 13.02.2011 № 139/64
постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/764
постановлением Правительства Кировской области от 10.07.2013 № 216/410
постановлением Правительства Кировской области от 02.12.2013 № 238/799
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/888

________________________________________________________________________________


На основании статьи 6 Закона Кировской области от 30.07.2009 № 405-ЗО "О физической культуре и спорте в Кировской области", в соответствии с распоряжением Правительства области от 15.06.2010 № 191 "О концепции областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Кировской области" на 2011-2013 годы", в целях создания условий для занятий физической культурой и спортом в Кировской области Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Кировской области" на 2011 -2013 годы (далее -Программа). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы управление по физической культуре и спорту Кировской области, государственными заказчиками - департамент строительства и архитектуры Кировской области, управление по физической культуре и спорту Кировской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области обеспечить выполнение условий предоставления субсидий местным бюджетам на строительство и реконструкцию муниципальных спортивных объектов согласно Программе.

4. Управлению по физической культуре и спорту Кировской области (Медведева С.В.) в срок до 01.12.2010 разработать и представить на утверждение Правительства области проект порядка отбора муниципальных образований для предоставления субсидий на строительство и реконструкцию объектов спортивной инфраструктуры.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В.

Губернатор -Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 20.07.2010 № 59/345

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие физической культуры и спорта
в Кировской области" на 2011-2013 годы

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие физической культуры
и спорта в Кировской области" на 2011-2013 годы
(с изменениями,
внесенными постановлением Правительства Кировской области
от 25.04.2011 № 101/153, от 22.08.2011 № 117/393, от 24.10.2011 № 124/537

от 20.12.2011 № 133/679, от 13.02.2011 № 139/64, от 17.12.2012 № 186/764,

от 02.12.2013 № 238/799, от 24.12.2013 № 241/888)

Наименование Программы

"Развитие физической культуры и спорта в Кировской области"

Основание принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства области от 15.06.2010 № 191 "О концепции областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Кировской области" на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик-координатор Программы

управление по физической культуре и спорту Кировской области

Государственные заказчики Программы

департамент строительства и архитектуры Кировской области, управление по физической культуре и спорту Кировской области

Основные разработчики Программы

общество с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консультационная компания "Биз-нес-информ", управление по физической культуре и спорту Кировской области

Цели Программы

развитие физической культуры и спорта для обеспечения гарантий доступности жителям области развитой спортивной инфраструктуры, развитие видов спорта, направленных на формирование гармоничной личности, физически и духовно здорового молодого поколения, а также повышение конкурентоспособности спортсменов Кировской области на всероссийском и международном уровне

Задачи Программы

модернизация системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта;

развитие инфраструктуры физической культуры и спорта;

создание условий для развития массового спорта;

совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса

Важнейшие показатели эффективности Программы

количество спортивных объектов, реконструированных и построенных за год; удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта; количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта международного класса; обеспеченность спортивными залами; обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями; обеспеченность плавательными бассейнами

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования - 1 671 392 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 316 115 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 619 563 тыс. рублей;

средства местного бюджета - 115 714 тыс. рублей (по согласованию);

средства внебюджетных источников - 620 000 тыс. рублей (по согласованию).

"Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы

к 2013 году предполагается:

построить 12 спортивных объектов;

увеличить удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 20%;

увеличить долю обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 37,5%;

увеличить количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта, до 20 человек ежегодно;

увеличить количество спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта международного класса, до 2 человек ежегодно;

осуществить рост обеспеченности спортивными залами до 2,11 тыс. кв. метров на 10,0 тыс. населения, плоскостными спортивными сооружениями - до 12,33 тыс. кв. метров на 10,0 тыс. населения, плавательными бассейнами - до 37,44 кв. метра зеркала воды на 10,0 тыс. населения

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Основным направлением государственной политики в сфере развития спорта согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", является создание условий для повышения качества жизни населения, включая развитие человеческого потенциала через системные преобразования, улучшающие качество социальной среды и условия жизни людей.

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.

Данная цель будет достигнута благодаря развитию системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания и повышению конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

Стратегической целью развития Кировской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), одобренной постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально - экономического развития Кировской области на период до 2020; года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 06.12.2009 № 33/432), является повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.

Приоритетными целями Стратегии являются развитие физической культуры и спорта для обеспечения жителям области гарантий доступности к развитой спортивной инфраструктуре, развитие новых видов спорта, направленных на формирование гармоничной личности, физически и духовно здорового молодого поколения, а также повышение конкурентоспособности спортсменов Кировской области на всероссийском и международном уровне.

При этом реализация государственной политики в сфере спорта должна осуществляться с учетом задач, закрепленных в Стратегии. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта должно осуществляться из необходимости решения задач социальной сферы Кировской области.

В настоящее время в сфере физической культуры и спорта Кировской области сложилась непростая ситуация, характеризующаяся рядом проблем, в том числе системных, которые составляют основу для разработки задач и мероприятий.

Общее количество спортивных сооружений с 2002 по 2009 год сократилось на 1,7% (до 2511 единиц). При этом высочайшая степень морального и физического износа спортивных сооружений статистикой не учитывается. По оценкам специалистов управления по физической культуре и спорту Кировской области, до 90% спортивных сооружений на сегодняшний день значительно изношены и не соответствуют современным требованиям к оснащенности объектов спортивным инвентарем и проведению соревнований. На протяжении долгого времени отсутствовало соответствующее финансирование, что привело к необходимости проведения реконструкции и капитального ремонта существующих объектов спортивной инфраструктуры таких, как здания № 1 и № 2 муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа г. Белая Холуница.

Поэтому, несмотря на возросшие к 2009 году на 9,6% относительно уровня 2002 года общие цифры пропускной способности (65185 человек), реальный уровень оказания социальных услуг в сфере физической культуры и спорта постоянно снижается.

Эти проблемы вызваны недостаточным финансированием сферы физической культуры и спорта. Несмотря на тенденцию к увеличению бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем бюджетных расходов на сегодняшний день далеки от оптимальных.

Средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на одного жителя Кировской области в год, за последние два года возросла более чем в четыре раза и составила в 2009 году 297,0 рублей. Однако эти показатели минимум в три раза ниже, чем у регионов-лидеров Приволжского федерального округа (далее - ПФО), и более чем в 2,5 раза ниже среднероссийского уровня. Так, согласно информационно-аналитическому бюллетеню состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации на 01.01.2009 расходы в Республике Татарстан на физическую культуру и спорт составляли 970,7 рубля на человека, в Нижегородской области - 910,9 рубля на человека, а в Республике Марий Эл - 1721,7 рубля на человека. В среднем по России финансирование физической культуры и спорта на одного жителя составляет 820,6 рубля.

Важным является вопрос повышения квалификации кадров в сфере физической культуры и спорта. С учетом снижения численности населения Кировской области снижение показателей обеспеченности населения кадрами некритично. Так, количество штатных физкультурных работников снизилось с 2592 до 2404 человек с 2002 по 2009 год (снижение на 7,2%). При этом на сегодняшний день системная работа по развитию методологии спорта и кадрового потенциала практически не осуществляется, а существующий размер оплаты труда не мотивирует работников на достижение высоких результатов.

81,9% физкультурных работников имеют высшее и среднее специальное физкультурное образование. Свою квалификацию они повышают в государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и на курсах повышения квалификации в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Вятский государственный гуманитарный университет". В связи с недостаточным финансированием учреждений физкультурные работники не имеют возможности повышать свою квалификацию на факультетах подготовки и переподготовки кадров высших учебных заведений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, что не позволяет своевременно изучать, осваивать современные спортивные методики подготовки спортсменов на разных этапах спортивной подготовки.

Во многом проблема развития кадрового потенциала связана с несовершенством существующей системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта и низким размером заработной платы.

Указанные проблемы приводят к неудовлетворительным результатам подготовки спортсменов в Кировской области. В частности, с 2002 по 2005 год в среднем в области нормативы мастера спорта сдавали по 50 человек в год. В 2009 году их количество сократилось почти в три раза (18 человек).

Соответствующее количество мастеров спорта международного класса за аналогичный период сократилось ещё значительней - в пять раз. В 2009 году мастером спорта международного класса стал лишь один спортсмен.

Одной из наиболее серьезных проблем, препятствующих развитию спорта в Кировской области, является несовершенство действующей системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта.

Реализация единой государственной политики невозможна в связи с разорванностью вертикальных и горизонтальных связей между управлением по физической культуре и спорту Кировской области, общественными организациями в сфере спорта, учебными заведениями, подведомственными департаменту образования Кировской области, а также органами власти на местном уровне.

На начало 2010 года в Кировской области спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми, подростками и молодежью осуществляют 57 спортивных школ и детско-юношеских клубов по физической подготовке, при этом 52 учреждения подведомственны департаменту образования Кировской области и лишь 5 - управлению по физической культуре и спорту Кировской области, что создает сложности в реализации единой политики в сфере спорта.

Не разработаны нормативы обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем для объектов спортивной инфраструктуры.

Не ведется системная работа по сотрудничеству с общественными организациями, политическими партиями в вопросах развития физической культуры и спорта.

На сегодняшний день не внедрена необходимая для управления отраслью система мониторинга и контроля деятельности муниципалитетов и подведомственных учреждений в сфере физической культуры и спорта. Финансирование видов спорта на сегодняшний день не находится в строгом соответствии с массовостью и результативностью проводимых мероприятий.

Работа по привлечению частных инвестиций в сферу физической культуры и спорта, так же как и работа по взаимодействию с бизнесом для популяризации спорта, на сегодняшний день осуществляется несистемно.

Одним из ключевых моментов решения указанных проблем должно стать внедрение системы показателей для оценки эффективности деятельности ведомственных и других спортивных организаций, а также спортивных федераций по развитию физической культуры и спорта и использованию спортивных объектов.

Остро стоит проблема низкой информатизации сферы физической культуры и спорта. На сегодняшний день практически не используются компьютерные базы данных для изучения динамики развития спортсменов, отсутствует система электронного документооборота, нет компьютеров и модемов для работы с электронной почтой, мессенджерами и VoIP технологий (Skype). Степень использования информационных технологий близка к нулю, что отрицательно влияет на оперативность управления.

Другой важной проблемой является низкое число занимающихся спортом в области. Статистика свидетельствует, что в настоящее время Кировская область значительно отстает даже от менее развитых субъектов Российской Федерации. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в области, не превосходит 17%, тогда как в Республике Башкортостан этот показатель равен 30,6%, в Республике Марий Эл - 28,8%, в Чувашской Республике - 23,9%.

При этом рост показателя в последние годы не должен вводить в заблуждение, он достигается исключительно за счет сильной убыли населения и уменьшения общего количества жителей в Кировской области.

В 2009 году лишь половина (51,6%) учащихся общеобразовательных школ была охвачена спортивными секциями и группами оздоровительной направленности, созданными в школах и клубах по месту жительства.

В высших учебных заведениях ситуация аналогична - всего треть (33,9%) студентов высших учебных заведений занимаются в спортивных секциях и группах. Постоянно сокращается число занимающихся в клубах по месту жительства, с 2004 по 2009 год их количество уменьшилось на 32,6% (до 17852 человек).

Одной из причин того, что спортом занимается малое количество людей, является то, что традиционные виды спорта (лыжные гонки, легкая атлетика) не являются привлекательными для молодежи в силу моды на более современные виды спорта: сноуборд, скейтинг, би-эм-икс, артистик-слалом, спид-скейтинг. Однако в области полностью отсутствует соответствующая инфраструктура.

Популяризация занятий физической культурой и спортом также сегодня сталкивается с инфраструктурными ограничениями: в области практически нет спортивных сооружений современного уровня, в большинстве сооружений отсутствует возможность размещения зрителей.

На сегодняшний день в Кировской области есть муниципальные районы, в которых отсутствуют современные плоскостные спортивные сооружения для организации занятий физической культурой. Пожилые люди, дети-сироты и дети из малообеспеченных семей не имеют возможности посещать платные спортивные секции и частные спортивные сооружения, что в отсутствие бесплатной альтернативы фактически лишает их возможности заниматься физической культурой и спортом.

Среди проблем развития спорта высших достижений сегодня можно выделить уже обозначенную ранее проблему нехватки спортивной инфраструктуры соответствующего уровня, отсутствие современной методологической базы и современного медицинского обслуживания, неразвитость системы отбора и подготовки спортивного резерва, а также несовершенство системы проведения областных соревнований, которые сегодня, как правило, проводятся не в виде регулярных чемпионатов, а в виде разовых мероприятий.

Развитие массового спорта, в свою очередь, требует решения проблемы низкого количества занимающихся спортом, отсутствия массовых программ физкультурно-оздоровительных занятий для граждан старшего возраста, недостаточной популярности среди молодежи идеи о необходимости занятий физической культурой и спортом и ведения здорового образа жизни, а также отстраненности государственной политики от современных популярных у молодежи экстремальных видов спорта.

Так, в 2009 году было проведено 220 спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе 165 чемпионатов и первенств области по 49 видам спорта, однако количество зрителей и болельщиков было недостаточным для решения задачи популяризации. Необходимо значительно повышать уровень и зрелищность проводимых мероприятий, чтобы они стали инструментом пропаганды спорта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»