ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 06.07.2010 № 57/294
Об утверждении областной целевой программы
"Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Кировской области" на 2011-2013 годы
(с изменениями на 24 декабря 2013 года)
______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 02.02.2011 № 88/9
постановлением Правительства Кировской области от 30.08.2011 № 118/418
постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2011 № 134/700
постановлением Правительства Кировской области от 13.02.2012 № 139/66
постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2012 № 156/337
постановлением Правительства Кировской области от 25.10.2012 № 176/653
постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2012 № 187/845
постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/363
постановлением Правительства Кировской области от 26.11.2013 № 237/787
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/878
______________________________________________________________________
В целях снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения защищенности населения и территорий Кировской области от угроз природного и техногенного характера, обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения области и устойчивого социально-экономического развития области, в соответствии с распоряжением Правительства области от 01.06.2010 № 174 "О концепции областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области" на 2011-2013 годы" Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.).
3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) ежегодно при формировании бюджета области предусматривать выделение денежных средств на реализацию Программы.
4. Департаменту информационной работы Кировской области (Урматская Е.А.) опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на управление защиты населения и территорий администрации Правительства Кировской области (Феофанов В.В.).
Губернатор
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 06.07.2010 № 57/294
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Кировской области"
на 2011-2013 годы
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Кировской
области" на 2011-2013 годы
(с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области от 30.08.2011 № 118/418,
от 27.12.2011 № 134/700, от 13.02.2012 № 139/66,
от 18.06.2012 № 156/337, от 20.12.2012 № 187/845,
от 18.06.2013 № 213/363, от 26.11.2013 № 237/787,
от 24.12.2013 № 241/878)
Наименование Программы | "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области" |
Основание принятия решения о разработке Программы | |
Государственный заказчик-координатор Программы | администрация Правительства Кировской области |
Государственные заказчики Программы | департамент здравоохранения Кировской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, управление ветеринарии Кировской области |
Разработчик Программы | управление защиты населения и территорий администрации Правительства Кировской области |
Цели Программы | последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций; повышение защиты населения и территорий Кировской области от угроз природного и техногенного характера; обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения области |
Задачи Программы | реконструкция территориальной системы централизованного оповещения населения Кировской области (далее - РСО); совершенствование программного и технического оснащения информационного центра Правительства Кировской области; создание безопасных условий хранения материальных ресурсов, закладываемых для нужд гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание резервов материальных средств для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения необходимого уровня безопасности и оснащения населения средствами индивидуальной защиты; создание условий для обеспечения безопасной утилизации биологических отходов совершенствование системы контроля за состоянием атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецке |
Важнейшие показатели эффективности Программы | охват численности населения Кировской области РСО при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при переводе гражданской обороны на военное положение; степень технической готовности подвижного пункта управления к обеспечению своевременной доставки оперативной группы информационного центра Правительства Кировской области к месту чрезвычайной ситуации; доля отремонтированных складских помещений, предназначенных для хранения материальных ресурсов, заложенных для нужд гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в общем количестве складских помещений, требующих капитального ремонта; удельный вес созданных в целях гражданской обороны, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций резервов материально-технических, медицинских и иных средств в нормативном уровне; повышение степени безопасности утилизации биологических отходов: повышение степени оснащения территории области инсинераторами. |
Срок реализации Программы | 2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | всего - 77452 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 76187 тыс. рублей, средств местных бюджетов - 1265 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | увеличение охвата численности населения Кировской области РСО при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при переводе гражданской обороны на военное положение до 83,3 %; повышение степени технической готовности подвижного пункта управления к обеспечению своевременной доставки оперативной группы информационного центра Правительства Кировской области к месту чрезвычайной ситуации до значения коэффициента технической готовности 0,6; увеличение доли отремонтированных складских помещений, предназначенных для хранения материальных ресурсов, заложенных для нужд гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в общем количестве складских помещений, требующих капитального ремонта, до 25%; повышение процента созданных в целях предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций резервов материально-технических, медицинских и иных средств в нормативном уровне до 78%, в целях гражданской обороны - до 45,9%; повышение степени безопасности утилизации биологических отходов:повышение степени оснащения территории Кировской области инсинераторами до 15%. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития области одним из важных элементов обеспечения безопасности Кировской области является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий для безопасной жизнедеятельности и координации действий федерального центра и Кировской области.
Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения области, минимизация материального ущерба и снижение гибели людей вследствие чрезвычайных ситуаций являются важнейшими факторами для сохранения экономического потенциала области и повышения качества жизни населения.
Несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, существуют предпосылки, способствующие сохранению высокого уровня рисков возникновения чрезвычайных ситуаций:
наличие потенциально опасных и экологически опасных объектов;
высокая степень износа основных фондов в промышленности, электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве;
застройка санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов;
рост проявлений террористической деятельности;
низкое качество автомобильных дорог;
высокая доля аварийного жилья в жилищном фонде.
В настоящее время на территории Кировской области функционирует 16 химически опасных объектов, 23 взрывоопасных объекта, 20 пожароопасных объектов и 11 потенциально опасных гидротехнических сооружений, а также хранилища опасных биологических и промышленных отходов. Большая часть этих объектов не только имеет экономическую, оборонную и социальную значимость, но и представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни населения. Зоны возможного химического заражения при авариях на химически опасных объектах в Кировской области могут составить общую площадь около 1200 кв. километров, на которой проживает 543,8 тыс. человек. Наибольшую опасность для населения представляют чрезвычайные ситуации с выбросом аварийных химически опасных веществ в атмосферный воздух, которые могут произойти в ОАО "Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината им. Б.П. Константинова" (количество пострадавших среди населения может достигнуть 13500 человек). Однако существующая в настоящее время система мониторинга состояния атмосферного воздуха в г. Кирово-Чепецке не позволяет зафиксировать превышение предельно допустимой концентрации химических веществ в момент их выброса в атмосферный воздух, что затрудняет проведение в кратчайшие сроки мероприятий по защите населения.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации и аварии, возникающие на объектах жилищно-коммунального хозяйства. За период отопительного сезона 2009/2010 года произошло 16 аварий в системах теплоснабжения, без теплоснабжения оставалось около 6,7 тыс. человек, в зону отключения попали 26 социальных объектов и объектов экономики. За 2009 год произошло 23 аварии на системах водоснабжения, без водоснабжения оставалось около 137 тыс. человек (основные аварии на системах водоснабжения произошли в г. Кирове).
Особую озабоченность вызывают происшествия, связанные с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов на водных объектах. В настоящее время в области отсутствует необходимое спасательное оборудование (боновые заграждения) для проведения экстренной локализации возможных зон разлива и перемещения нефтепродуктов на водных объектах, что не позволяет в кратчайшие сроки проводить мероприятия по защите от загрязнения акватории водных объектов и создает угрозу нарушения водоснабжения населенных пунктов области из поверхностных водных источников.
Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в сложившихся социально-экономических условиях повышается, так как сохраняется тенденция ухудшения материально-технического обеспечения производства, снижения качества профилактических работ, увеличивается износ основного технологического оборудования, что приводит к неудовлетворительному состоянию основных фондов в целом.
Территория Кировской области подвержена воздействию неблагоприятных природных факторов, из которых наибольшую опасность представляют весенние и осенние паводки, природные пожары, опасные биогенные процессы.
При прохождении половодья возможны подтопления в 19 районах области (49 населенных пунктов с населением от 9 до 15 тыс. человек). Ежегодно при подъеме уровней воды в период паводка регистрируются случаи отрыва понтонных переправ, повреждения автодорожных мостов и размыва дорожного полотна, что, в свою очередь, приводит к нарушению жизнеобеспечения ряда населенных пунктов и требует значительных финансовых затрат на проведение ремонтных работ.
Статистика природных пожаров за последние годы свидетельствует о том, что их количество до 2010 года сохранялось на уровне 150 - 200 пожаров в год. В 2010 году установившаяся в июле - августе аномально жаркая сухая погода привела к значительному росту количества и площади природных пожаров. За пожароопасный период 2010 года на территории Кировской области зарегистрировано 625 природных пожаров на общей площади 5208,56 га. По сравнению с 2009 годом количество пожаров увеличилось в 3,7 раза, площадь пожаров увеличилась в 11,7 раза. Ущерб от лесных пожаров в 2010 году с учетом затрат на их тушение составил 92,0 млн. рублей (в 2009 году ущерб составил 6,157 млн. рублей). В результате природных пожаров в 2010 году сгорело 115 домов в 11 населенных пунктах области, погиб 1 человек, пострадали 188 человек.
Опыт принятия оперативных мер по тушению возникших в пожароопасный период 2010 года пожаров подтвердил необходимость создания опорных пунктов на базе существующих областных пожарных частей и увеличения объема областного резерва по пожарно-техническому вооружению и вещевому имуществу, что позволит в кратчайшие сроки оказывать необходимую помощь как при тушении пожаров в населенных пунктах, так и при тушении лесных пожаров с привлечением дополнительных сил от организаций, добровольцев и населения.
Ежегодно на территории области образуется свыше 3935 тонн биологических отходов, которые подвергаются уничтожению путем помещения в биотермические ямы (скотомогильники). В настоящее время на территории области имеется 603 скотомогильника, из них 391 - действующий и 212 закрытых (в том числе 67 сибиреязвенных). Более половины существующих скотомогильников не соответствует требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации биологических отходов и создаёт угрозу возникновения и распространения особо опасных карантинных болезней человека и животных.
Происшествия, кризисные и чрезвычайные ситуации могут нанести области значительный экономический ущерб и оказать негативное влияние на жизнедеятельность населения.
Одним из основных способов защиты населения от возможных чрезвычайных ситуаций является оповещение об угрозе или возникновении аварийных, кризисных и чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени. Существующая РСО в настоящее время выработала тройной установленный ресурс и не обеспечивает гарантированного приема и доведения сигналов оповещения, не сопрягается с существующими локальными системами оповещения. В ходе проведенных в 2009 году проверок было зафиксировано 56 отказов срабатывания различных элементов оборудования, что свидетельствует об устойчивом снижении готовности РСО к работе по предназначению. Кроме того, существующая РСО в настоящее время лишена резервной базовой станции, так как для поддержания в работоспособном состоянии центральной стойки оповещения в г. Киров в 1998 году была разукомплектована стойка оповещения на пункте управления в г. Нолинск.
Отсутствие своевременного оповещения не позволит обеспечить грамотные действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и сохранить жизни людей.
Решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций на территории Кировской области в 2008-2009 годах осуществлялось и в 2010 году продолжает осуществляться в соответствии с краткосрочными областными целевыми программами "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области", реализуемыми в рамках концепции областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области до 2010 года", утвержденной распоряжением Правительства области от 19.02.2007 № 66 "О концепции областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области до 2010 года".
В рамках областных целевых программ:
разработана проектно-сметная документация на реконструкцию РСО Кировской области;
создан информационный центр Правительства Кировской области, проведено его оснащение высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением;
приобретен передвижной дизель-генератор для обеспечения автономным электроснабжением любого объекта на территории области в кратчайшие сроки, обеспечения проведения аварийно-спасательных работ в месте возникновения происшествий, кризисных и чрезвычайных ситуаций. Проведены проектные, монтажные и пусконаладочные работы по подключению передвижного дизель-генератора для обеспечения бесперебойного электроснабжения информационного центра Правительства Кировской области;
приобретены аварийно-спасательное оборудование и снаряжение для оснащения аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, средства индивидуальной защиты населения;
созданы запасы материалов и оборудования для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах жизнеобеспечения области, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания помощи пострадавшему населению при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Предварительные итоги реализации областных целевых программ свидетельствуют о том, что не весь их потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:
изменением структуры потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;
недостатком финансовых ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач Программы;
недостаточной эффективностью методов, применяемых для решения ключевых задач областных целевых программ в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределения функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);
отсутствием эффективных механизмов стимулирования и привлечения дополнительных ресурсов, в том числе средств внебюджетных источников;
отсутствием эффективной практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам, возникающим вследствие чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре.
Несмотря на указанные недостатки, реализация программных мероприятий позволила усовершенствовать систему реагирования на возникающие угрозы чрезвычайных ситуаций и повысить защищенность населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера.