ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 01.06.2010 № 174
О концепции областной целевой программы "Снижение
рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Кировской области"
на 2011-2013 годы
В целях снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения защищенности населения, критически важных объектов и территорий Кировской области от угроз природного и техногенного характера, обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения области и устойчивого социально-экономического развития области, в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области", решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 11.05.2010 № 2):
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области" на 2011-2013 годы (далее - Концепция). Прилагается.
2. Управлению защиты населения и территорий администрации Правительства Кировской области в целях реализации Концепции разработать проект областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа).
3. Установить предельный объем финансирования Программы из областного бюджета в размере 108, 015 млн. рублей.
4. Определить государственным заказчиком-координатором Программы администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.).
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на управление защиты населения и территорий администрации Правительства Кировской области (Феофанов В.В.).
Губернатор
Кировской области Н.Ю.Белых
ОДОБРЕНА УТВЕРЖДЕНА
решением консультативного совета распоряжением Правительства
по инвестиционной политике при Кировской области
Правительстве Кировской области от 01.06.2010 № 174
от 11.05.2010 № 2
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Кировской области" на 2011-2013 годы
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы
и целей Программы приоритетным задачам социально-
экономического развития Кировской области
В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития области одним из важных элементов обеспечения безопасности Кировской области является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий федерального центра и Кировской области.
Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения области, минимизация материального ущерба и снижение гибели людей вследствие чрезвычайных ситуаций являются важнейшими факторами для сохранения экономического потенциала области и повышения качества жизни населения.
Несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, существуют предпосылки, способствующие сохранению высокого уровня рисков возникновения чрезвычайных ситуаций:
наличие потенциально опасных и экологически опасных объектов;
высокая степень износа основных фондов в промышленности, электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве;
застройка санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов;
рост проявлений террористической деятельности;
низкое качество автомобильных дорог;
высокая доля аварийного жилья в жилищном фонде.
Происшествия, кризисные и чрезвычайные ситуации могут нанести области значительный экономический ущерб и оказать негативное влияние на жизнедеятельность населения.
Основными направлениями деятельности по обеспечению требуемого уровня безопасности населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера являются:
оптимизация материальных и финансовых ресурсов, направляемых на решение приоритетных задач в области обеспечения комплексной безопасности населения и территорий области;
обеспечение координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления при решении вопросов обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
последовательное снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
минимизация негативных последствий происшествий, кризисных и чрезвычайных ситуаций;
обеспечение экологической комфортности среды обитания.
Решение проблемы обеспечения защиты населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера относится к одной из приоритетных задач развития области.
Масштабность планируемых программных мероприятий заключается в том, что они направлены на обеспечение безопасности всех жителей области.
Концепция подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Кировской области от 09.11.2009 № 443-ЗО "О защите населения и территорий Кировской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства области от 16.01.2007 № 81/11 "О создании областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории Кировской области".
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов Кировской области и федерального центра.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их техническое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов (природных и техногенных).
С 2008 по 2010 годы решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций на территории Кировской области осуществлялось в соответствии с краткосрочными областными целевыми программами "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области", реализуемыми в рамках концепции областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области до 2010 года", утвержденной распоряжением Правительства области от 19.02.2007 № 66 "О концепции областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Кировской области до 2010 года".
На проведение мероприятий по обеспечению требуемого уровня безопасности населения и территорий Кировской области в рамках областных целевых программ с 2008 по 2010 годы из бюджета области было направлено 27,6 млн. рублей.
В рамках областных целевых программ:
разработана проектно-сметная документация на реконструкцию территориальной системы централизованного оповещения Кировской области (далее - ТСЦО);
создан информационный центр Правительства Кировской области, проведено его оснащение высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением;
приобретен передвижной дизель-генератор для обеспечения автономным электроснабжением любого объекта на территории области в кратчайшие сроки, обеспечения проведения аварийно-спасательных работ в месте возникновения происшествий, кризисных и чрезвычайных ситуаций. Проведены проектные, монтажные и пусконаладочные работы по подключению передвижного дизель-генератора для обеспечения бесперебойного электроснабжения информационного центра Правительства Кировской области;
приобретены аварийно-спасательное оборудование и снаряжение для оснащения аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, средства индивидуальной защиты населения;
созданы запасы материалов и оборудования для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах жизнеобеспечения области, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания помощи пострадавшему населению при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Предварительные итоги реализации областных целевых программ свидетельствуют о том, что не весь их потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:
изменением структуры потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;
недостатком финансовых ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач Программы;
недостаточной эффективностью методов, применяемых для решения ключевых задач областных целевых программ в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределения функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);
отсутствием эффективных механизмов стимулирования и привлечения дополнительных ресурсов, в том числе средств внебюджетных источников;
отсутствием эффективной практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам, возникающим вследствие чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре.
Несмотря на указанные недостатки, реализация программных мероприятий позволила усовершенствовать систему реагирования на возникающие угрозы чрезвычайных ситуаций и повысить защищенность населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера.
В современных условиях изменения структуры угроз и масштабов действия опасных факторов (потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций) для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении проблемы обеспечения требуемого уровня комплексной безопасности необходимо наличие долговременной стратегии и применение организационно-финансовых механизмов взаимодействия.
Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов, а также комплексный подход к решению задач по данной проблеме может быть достигнут только при использовании программно-целевого метода.
Кроме того, в условиях ограниченности бюджетных средств применение программно-целевого метода позволяет обеспечить максимальную результативность ресурсов, привлекаемых на цели снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения защиты населения и территорий области, а также использовать метод бюджетирования, ориентированного на результат.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых вопросов, дальнейшее формирование и развитие эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации, а также обеспечить переход к единой системе целевого управления в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций на базе единых методических подходов.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
использования программно-целевого метода
Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей средой. Пожары, аварии и чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера в последние годы оказали существенное влияние на жизнедеятельность населения области.
В настоящее время на территории Кировской области функционирует 19 химически опасных объектов, 14 взрывоопасных объектов, 21 пожароопасный объект и 11 потенциально опасных гидротехнических сооружений, а также хранилища опасных биологических и промышленных отходов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения. Зоны возможного химического заражения при авариях на химически опасных объектах в Кировской области могут составить общую площадь около 1200 кв. километров, на которой проживает 543,8 тыс. человек.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации и аварии, возникающие на объектах жилищно-коммунального хозяйства. За период отопительного сезона 2009/2010 года произошло 16 аварий в системах теплоснабжения населения, в зону отключения попали 24 социальных объекта и объекта экономики. Особую озабоченность вызывают аварии на системах водоснабжения. За 2009 год произошло 23 случая отключения от водоснабжения населения.
Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в сложившихся социально-экономических условиях повышается, так как сохраняется тенденция к ухудшению материально-технического обеспечения производства, снижению качества профилактических работ, увеличивается износ основного технологического оборудования, что приводит к неудовлетворительному состоянию основных фондов в целом.
Территория Кировской области подвержена воздействию неблагоприятных природных факторов, из которых наибольшую опасность представляют весенние и осенние паводки, природные пожары, опасные биогенные процессы.
При прохождении половодья возможны подтопления в 19 районах области (49 населенных пунктов с населением от 9 до 15 тыс. человек). Ежегодно при подъеме уровня воды в период паводка регистрируются случаи отрыва понтонных переправ, повреждения автодорожных мостов и размыва дорожного полотна, что, в свою очередь, приводит к нарушению жизнеобеспечения ряда населенных пунктов и требует значительных финансовых затрат на проведение ремонтных работ.
Статистика природных пожаров за последние годы свидетельствует о том, что их количество сохраняется на уровне 150-200 пожаров в год. За пожароопасный период 2009 года на территории Кировской области зарегистрировано 166 лесных пожаров на общей площади 443,76 га. Ущерб от лесных пожаров в 2009 году с учетом затрат на тушение составил 6,157 млн. рублей.
Ежегодно на территории области образуется свыше 3935 тонн биологических отходов, которые подвергаются уничтожению путем помещения в биотермические ямы (скотомогильники). В настоящее время на территории области имеется 603 скотомогильника, из них 391 действующий и 212 закрытых (в том числе 67 сибиреязвенных). Более половины существующих скотомогильников не соответствует требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации биологических отходов и создаёт угрозу возникновения и распространения особо опасных карантинных болезней человека и животных.
Сохраняющаяся тенденция ежегодного повышения количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые пути решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обязывает предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Основными недостатками подхода к обеспечению условий безопасной жизнедеятельности без использования программно-целевого метода будут являться:
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при разработке мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера, и смягчение социально-экономических последствий от чрезвычайных ситуаций;
отсутствие механизмов координации и контроля мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также последовательности их реализации;
отсутствие системного планирования действий и существующих ресурсов.
Решение проблемы обеспечения требуемого уровня безопасности населения и территорий области традиционными методами без использования методов целевого планирования приведет к увеличению сроков достижения необходимых результатов и объемов финансирования.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы