Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 06.12.2009 № 33/444


Об областной целевой программе "Социальное
развитие села" на 2010 - 2012 годы

(с изменениями на 24 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 05.02.2014 № 247/83
_______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2010 № 40/57
постановлением Правительства Кировской области от 13.09.2010 № 68/465
постановлением Правительства Кировской области от 30.08.2011 № 118/417
постановлением Правительства Кировской области от 31.10.2011 № 125/552
постановлением Правительства Кировской области от 13.12.2011 № 132/655
постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2012 № 155/316
постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/778
постановлением Правительства Кировской области от 06.06.2013 № 211/322
постановлением Правительства Кировской области от 14.06.2013 № 212/338
постановлением Правительствта Кировской области от 26.11.2013 № 237/789
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/906

___________________________________________________________________________


В соответствии с пунктом "а" статьи 10 Закона Кировской области от 26.07.2001 № 10-ЗО "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" Правительство Кировской области

постановляет:

1.  Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села" на 2010 - 2012 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований области:

2.1.  Разработать и принять муниципальные программы социального развития села до 2012 года.

2.2.  Предусматривать в местных бюджетах средства на реализацию указанных программ.

3. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Кировской области (Котлячков А. А.) подготовить проект закона Кировской области о признании утратившим силу Закона Кировской области от 01.07.2004 № 247-30 "Об областной целевой программе "Социальное развитие села" на 2004-2012 годы" и представить его в срок до 10.12.2009 для внесения в установленном порядке на рассмотрение Законодательного Собрания Кировской области.

4.  Департаменту информационной работы Кировской области (Урматская Е.А.) опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.

5.  Контроль за выполнением постановления возложить на главу департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области Котлячкова А.А.

6.  Настоящее постановление вступает в силу с момента признания утратившим силу Закона Кировской области от 01.07.2004 № 247-30 "Об областной целевой программе "Социальное развитие села" на 2004-2012 годы", но не ранее вступления в силу Закона Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2010 год", и распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2010,

Губернатор Кировской
области Н.Ю. Белых

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области          
от 06.12.2009 № 33/444

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальное развитие села" на 2010-2012 годы

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Социальное
развитие села" на 2010 - 2012 годы

(с изменениями, внесенными постановлением
Правительства области от 16.02.2010 № 40/57,
от 13.09.2010 № 68/465, от 30.08.2011 № 118/417,
от 31.10.2011 № 125/552, от 13.12.2011 132/655,
от 09.06.2012 № 155/316, от 17.12.2012 № 186/778,
от 06.06.2013 № 211/322, от 14.06.2013 № 212/338,
от 26.11.2013 № 237/789, от 24.12.2013 № 241/906)

Наименование Программы

"Социальное развитие села"

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства области от 29.01.2003 № 29 "О создании рабочей группы по подготовке проекта областной программы"; постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года""

Государственный

заказчик Программы

департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области

Основные разработчики Программы

департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области

Цели Программы

создание правовых и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений; повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности

Задачи Программы

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

развитие    сети    учреждений     первичной    медико-санитарной помощи в сельской местности; развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности; развитие водоснабжения в сельской местности; повышение уровня комфортности проживания в сельских населённых пунктах; повышение уровня противопожарной защиты сельского населения

Важнейшие показатели эффективности Программы

строительство (приобретение) жилья для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов;

ввод в действие объектов амбулаторно-поликлинических учреждений;

реконструкция зданий учреждений культуры;

ввод в действие локальных водопроводов;

обеспеченность сельского населения водопроводной питьевой водой;

реализация  проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских населенных пунктов

Сроки реализации Программы

2010-2012 годы

Основные мероприятия Программы

предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам;

замена ветхого и аварийного фонда зданий учреждений здравоохранения; реконструкция зданий учреждений культуры;

строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения; реализация проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских населенных пунктов;

приобретение  пожарных  автомобилей для  сельских поселений, имеющих здания пожарных депо

Объемы и источники финансирования
Программы

общий объем финансирования - 1038,113 млн. рублей,

в том числе:

средства федерального бюджета - 470,794 млн. рублей;

средства областного бюджета - 338,144 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 11,535 млн. рублей;

средства из внебюджетных источников финансирования - 217,64 млн. рублей (по согласованию).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

строительство (приобретение) жилья для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, - 40,14 тыс. кв. метров, в том числе обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов - 18,87 тыс. кв. метров;

ввод в действие объектов амбулаторно-поликлинических учреждений на 35 посещений в смену;

реконструкция зданий учреждений культуры на 300 мест;

ввод в действие 40,1 км локальных водопроводов;

ления водопроводной питьевой водой до 64%;

реализация 5 проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских населенных пунктов.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора, реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее -Государственная программа развития сельского хозяйства), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни сельского населения, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики сельских поселений.

Социальное развитие села - один из приоритетов области. Обеспечение сельского населения качественными услугами социальной сферы, комфортным и благоустроенным жильем является одной из важнейших задач, Ее решение будет способствовать социально-экономическому развитию Кировской области.

В результате реализации в 2004-2008 годах областной целевой программы "Социальное развитие села" на 2004-2012 годы, утвержденной Законом Кировской области от 01.07.2004 № 247-ЗО "Об областной целевой программе "Социальное развитие села" на 2004-2012 годы", на развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности было направлено 806,2 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета - 232,8 млн. рублей, областного бюджета - 364,6 млн. рублей, местных бюджетов -2,7 млн. рублей, из внебюджетных источников - 206,1 млн. рублей. Это позволило построить и приобрести для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, 69,9 тыс. кв. метров жилья, в том числе 20,0 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов, ввести в эксплуатацию 2 общеобразовательные школы на 234 места (с. Соколово Немского района, с. Черновское Шабалинского района), 2 амбулатории на 180 посещений в смену с лечебным корпусом на 20 коек (с. Лойно Верхнекамского района, с. Вожгалы Куменского района), 13,4 км локальных водопроводов и более 50 км разводящих газовых сетей, увеличить емкость телефонных станций общего пользования в сельской местности на 7,1 тыс. номеров.

Принимаемые меры позволили улучшить условия жизнедеятельности сельского населения. За период с 2004 года по 2008 год общее количество жилищного фонда в сельской местности, оборудованного водопроводом, увеличилось с 55% до 60%, канализацией - с 23% до 27%, горячим водоснабжением -с 9% до 10%, природным сетевым газом - с 4% до 8%.

Улучшение бытовых условий проживания в сельской местности позволило уменьшить сокращение численности сельского населения в Кировской области с 10,7 тыс. человек в 2003 году до 4,3 тыс. человек в 2008 году.

Однако существенного изменения по преодолению отставания по уровню и условиям жизнедеятельности сельского населения по сравнению с городским населением не произошло.

Существующий жилищный фонд в сельской местности в настоящее время имеет тенденцию к старению и ветшанию. В 2004 году в ветхом и аварийном жилье проживало 51,5 тыс. человек сельского населения, а на начало 2009 года уже 74,6 тыс. человек, или 19% от общей численности сельского населения. Для сравнения в городских поселениях в ветхом и аварийном жилье на начало 2009 года проживает 13,1 тыс. человек, или 1,3% от общей численности городского населения.

Сохраняется тенденция сокращения сети дошкольных и общеобразовательных учреждений в сельских населенных пунктах. На начало 2009 года в сельских населенных пунктах дошкольных образовательных учреждений осталось 188 единиц, или 63% к уровню 2003 года, а численность детей, посещающих дошкольные учреждения, составляет 47% от общей численности детей в возрасте 1-6 лет против 83% в городских поселениях.

В результате оптимизации системы образования области количество общеобразовательных учреждений за десятилетие сократилось на 140 единиц. Это произошло в основном за счет ликвидации малокомплектных общеобразовательных учреждений начального общего и основного общего образования в сельских населенных пунктах, а также за счет резкого снижения численности учащихся в сельской местности с 45,8 тыс. человек в 2003/2004 учебном году до 31,4 тыс. человек в 2007/2008 учебном году.

Крайне неудовлетворительным является состояние учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений в сельских населенных пунктах: на начало 2009 года более 40% зданий учебных учреждений нуждается в капитальном ремонте, более 7% находится в аварийном состоянии, все виды благоустройства имеют только 33% учебных учреждений (в городе - 81%).

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности в расчете на 10 тыс. жителей на начало 2009 года составляет 87,7 посещения в смену, или 68,9% к общероссийскому показателю. Материальная база действующих учреждений здравоохранения в сельских населенных пунктах изношена, не соответствует санитарным нормам и правилам. Многие объекты находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта или реконструкции.

За последнее десятилетие число организаций культуры в сельских поселениях сократилось на 25%. Не функционирует система предоставления услуг жителям отдаленных сельских населенных пунктов организациями культуры, специализирующимися на передвижном характере деятельности.

Большинство систем водоснабжения в сельских населенных пунктах не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом более 65% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10% - в полном восстановлении. В результате сложившейся ситуации основная масса населения в сельских населенных пунктах вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере и инженерном обустройстве сельских поселений препятствует формированию социально-экономических условий для их устойчивого развития.

Дальнейшее развитие негативных процессов в сельских населенных пунктах может привести к потере их как социально-экономической подсистемы, выполняющей жизненно важную функцию производителя продовольствия и сырья для промышленности, а также другие общенациональные функции: демографическую, социально-культурную, природоохранную, рекреационную.

Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в Государственной программе развития сельского хозяйства, диктует необходимость повышать требования к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров, формировать базовые условия социального комфорта, в том числе удовлетворяя первоочередную потребность в жилых помещениях.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских поселений, эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала сельского населения.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена;

остротой социально-политической проблемы и ее областным значением; необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления в сельской местности трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства;

межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления, общественных объединений граждан, проживающих в сельской местности;

необходимостью государственной поддержки развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений в приоритетном порядке.

В реализации Программы будут задействованы органы исполнительной власти области, администрации муниципальных районов и поселений, иные органы местного самоуправления, сельское население - в части улучшения жилищных условий и газификации сельских населенных пунктов, а также организации по строительству объектов социальной и инженерной инфраструктуры, отбираемые на конкурсной основе.

При разработке Программы и анализе сложившейся ситуации использовались данные государственной статистической отчетности, а также материалы специальных выборочных статистических и социологических обследований состояния социально-трудовой сферы сельских населенных пунктов за 2003 - 2007 годы, проведенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук и Центром всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села.

Программа разработана в целях реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"", Государственной программы развития сельского хозяйства.

(раздел 1 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2012 № 155/316)

2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации, показатели эффективности, характеризующие достижение поставленных целей и решение задач Программы

Основными целями Программы являются:

создание правовых и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений;

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности;

развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности;

развитие водоснабжения в сельской местности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»