Недействующий

ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Социальное развитие села" на 2004-2012 годы

(с изменениями на 3 ноября 2009 года)
______________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области
от 25.12.2009 № 488-ЗО
______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
Законом Кировской области от 28.09.2006 № 42-ЗО
Законом Кировской области от 17.04.2008 № 237-ЗО
Законом Кировской области от 08.07.2012 № 260-ЗО
Законом Кировской области от 06.10.2008 № 283-ЗО
Законом Кировской области от 25.06.2009 № 390-ЗО
Законом Кировской области от 03.11.2009 № 437-ЗО

_______________________________________________________________________

     
Принят Законодательным Собранием
Кировской области 24 июня 2004 года



Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села" на 2004-2012 годы. Прилагается.

(статья 1 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 06.10.2008 № 283-ЗО)

Статья 2. Объем финансирования мероприятий областной целевой программы "Социальное развитие села" на 2004-2012 годы за счет средств областного бюджета определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

(статья 2 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 06.10.2008 № 283-ЗО)

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Кировской области
Н.И.Шаклеин


г. Киров
1 июля 2004 года
№ 247-ЗО


УТВЕРЖДЕНА
Законом Кировской области от 1 июля 2004 г. N 247-ЗО
(с изменениями, внесенными Законом Кировской области
от 28.09.2006 № 42-ЗО)

     

Областная целевая программа
"Социальное развитие села" на 2004-2012 годы"


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Социальное
развитие села" на 2004 -2012 годы

(с изменениями, внесенными Законом Кировской
области от 17.04.2008 № 237-ЗО, от 08.07.2012 № 260-ЗО,
от 06.10.2008 № 283-ЗО, от 26.06.2009 № 390-ЗО,
от 03.11.2009 № 437-ЗО)

 

Наименование программы

"Социальное развитие села" на 2004 - 2010 годы

Основание для разработки программы

Распоряжение Председателя Правительства области от 15.06.2006 № 77-пр "О создании рабочей группы"

Государственный заказчик - координатор программы

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области

Государственные заказчики программы

Департаменты Кировской области: здравоохранения, культуры, образования, строительства и архитектуры, энергетики и газификации

Основные разработчики

программы

 Департаменты Кировской области: сельского хозяйства и продовольствия, здравоохранения, культуры, образования, строительства и архитектуры, финансов, энергетики и газификации, департамент экономического развития при Правительстве Кировской области

Цели программы

Создание правовых, административных и экономических условий для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений; развитие социальной, инженерной инфраструктуры сельских поселений; повышение престижности проживания в сельских населенных пунктах

Задачи программы

Привлечение и закрепление для работы в агропромышленном комплексе, социальной сфере и других секторах экономики сельских поселений молодых специалистов, квалифицированных рабочих;

повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

обеспечение доступности и качества образования;

повышение уровня и качества водоснабжения сельских населенных пунктов;


обеспечение населения современной телефонной и телекоммуникационной связью, улучшение условий доступа населения к информационным ресурсам;

повышение уровня занятости населения, проживающего в сельских населенных пунктах, сохранение и создание новых рабочих мест; сохранение и развитие культурного потенциала сельских поселений

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Строительство (приобретение) жилья для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, - 64,3 тыс. кв. м;

строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих или изъявивших желание проживать в сельских населенных пунктах, - 41,9 тыс. кв. м;

введение в действие объектов общеобразовательных учреждений на 634 места, объектов амбулаторно-поликлинических учреждений на 215 посещений в смену;

реконструкция зданий учреждений культуры на 1680 мест;

введение в действие 64,5 км локальных водопроводов;

введение в действие емкостей телефонной сети на 3000 номеров;

реализация 4 экспериментальных проектов по комплексной компактной застройке сельских населенных пунктов;

приобретение 6 пожарных автомашин для сельских поселений.

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2012 годы:

1-й этап: 2004-2005 годы;

2-й этап: 2006-2012 годы;

Перечень программных мероприятий

 улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;


обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;

развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности;

развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности;

развитие сети автомобильных дорог в сельской местности;

реализация экспериментальных проектов комплексной компактной застройки сельских населенных пунктов;

обеспечение противопожарной защиты сельского населения    

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования программы составляет 2800,816 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 1287,327 млн. рублей (46,0%);

средства областного бюджета - 1064,730 млн. рублей (38,0%);

средства местного бюджета - 43,920 млн. рублей (1,6%);

средства внебюджетных источников - 404,839 млн. рублей (14,4%).

Ожидаемые конечные результаты Программы

Реализация программы позволит:

улучшить жилищные условия для 1600 семей, проживающих в сельских населенных пунктах, и обеспечить жильем 1000 молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельских населенных пунктах;

довести уровень обеспеченности коммунальными услугами до 45 процентов через введение в действие 64,5 км локальных водопроводов;

предоставить возможность жителям 74 сельских населенных пунктов получить качественное образование в образовательных учреждениях;

повысить доступность и качество первичной медико-санитарной помощи в 73 сельских населенных пунктах;

расширить культурно-досуговую деятельность в 7 населенных пунктах;

повысить уровень обеспеченности сельского населения телефонной и телекоммуникационной связью;

реализовать 4 экспериментальных проекта комплексной компактной застройки сельских населенных пунктов;

повысить уровень противопожарной защиты сельского населения;

повысить уровень занятости населения в сельских населенных пунктах путем сохранения и создания рабочих мест.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни населения в сельских населенных пунктах (далее также - сельское население), преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики сельских поселений.

За последние пятнадцать лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений произошло снижение доступности для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, образовательных, медицинских услуг и культурных благ, увеличилось отставание сельских поселений от городских по уровню и условиям жизнедеятельности. Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10-20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.

Сохраняется тенденция сокращения сети дошкольных и общеобразовательных учреждений в сельских населенных пунктах. На начало 2004 года дошкольных учреждений осталось 294 единицы, или 34,2 процента к уровню 1990 года (в городах области соответственно 53,3 процента), а численность детей, посещающих дошкольные учреждения в сельских населенных пунктах, снизилась до 26,9 процента против 50,6 процента в городских поселениях.

В результате оптимизации системы образования области количество общеобразовательных учреждений сократилось на 113 единиц к уровню 1990 года. Это произошло в основном за счет ликвидации малокомплектных общеобразовательных учреждений начального общего и основного общего образования в сельских населенных пунктах.

Крайне неудовлетворительным является состояние учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений в сельских населенных пунктах: 41,7 процента зданий учебных учреждений нуждается в капитальном ремонте, 7,6 процента находится в аварийном состоянии, все виды благоустройства имеют только 33 процента (в городе - 81 процент) учебных учреждений.

Существующая сеть общеобразовательных учреждений и ее техническое состояние не способствуют реализации конституционного права граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, на получение качественного образования, обеспечивающего конкурентоспособность молодежи при поступлении в высшие учебные заведения.

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в сельских поселениях в расчете на 10 тыс. жителей составляет 87,7 посещений в смену, или 68,9 процента к общероссийскому показателю. Материальная база действующих учреждений здравоохранения в сельских населенных пунктах изношена, не соответствует санитарным нормам и правилам. Многие объекты находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта или реконструкции.

За последнее десятилетие число организаций культуры в сельских поселениях сократилось на 25 процентов. Не функционирует система предоставления услуг жителям отдаленных сельских населенных пунктов организациями культуры, специализирующимися на передвижном характере деятельности.

Более 77 процентов учреждений культуры клубного типа (в большинстве из них размещаются и библиотеки) требуют капитального ремонта или находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оснащение организаций культуры в сельских поселениях состоит из изношенного оборудования. Практически прекращены финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов библиотек, подписка на периодические издания.

При общей тенденции к увеличению жилищного фонда в области наблюдается его снижение в сельских населенных пунктах. По сравнению с 1998 годом он уменьшился на 0,6 млн. кв. метров и на начало 2004 года составил 8,8 млн. кв. метров.

В основной части жилых помещений в сельских населенных пунктах нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 54 процента жилых помещений (в городе - 82 процента), канализацией - 21 процент (в городе - 65 процентов), горячим водоснабжением - 9 процентов (в городе - 61 процент).

Большинство жилых домов деревянные (88 процентов). Существующий жилищный фонд в настоящее время имеет тенденцию к старению и ветшанию. На начало 2005 года в области в ветхом и аварийном жилье проживают 65,4 тыс. человек, из них в сельских населенных пунктах - 51,5 тыс. человек (79 процентов).

Уровень газификации сельских населенных пунктов природным газом составляет около 4 процентов, в то время как по России - 28 процентов. Низкий уровень газификации является фактором, сдерживающим улучшение социально-экономических условий жизни населения.

Большинство систем водоснабжения в сельских населенных пунктах не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работают неэффективно, при этом более 65 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10 процентов - в полном восстановлении. В результате сложившейся ситуации основная масса населения в сельских населенных пунктах вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Телефонная сеть в сельских поселениях изношена. Основная масса населения лишена возможности пользоваться современными средствами телекоммуникационной связи или вообще находится в информационной изоляции. Этому способствует и то, что в области отсутствуют информационно-консультативные центры обслуживания граждан, проживающих в сельских населенных пунктах.

Существующая сеть автомобильных дорог общего пользования (далее также - сельские дороги) не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это сдерживает рыночные интеграционные процессы и тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов обслуживания.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере и инженерном обустройстве сельских поселений препятствует формированию социально-экономических условий для их устойчивого развития.

Как следствие стремительно ухудшается демографическая ситуация в сельских поселениях. Сокращение численности сельского населения в Кировской области увеличилось с 1,8 тыс. человек в 1992 году до 10,7 тыс. человек в 2004 году. Связано это с увеличением смертности и миграцией сельского населения.

Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация усугубляет положение с трудовыми кадрами: численность занятых в сельском хозяйстве по сравнению с началом 1992 года уменьшилась на 48,4 процента и составила на начало 2003 года 68,5 тыс. человек. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства: на начало 2005 года 19 процентов руководящего состава сельскохозяйственных организаций в области не имеет высшего или среднего профессионального образования. Аналогичная ситуация сложилась и по специалистам хозяйств.

Дальнейшее развитие негативных процессов в сельских населенных пунктах может привести к потере их как социально-экономической подсистемы, выполняющей жизненно важную функцию производителя продовольствия и сырья для промышленности, а также другие общенациональные функции: демографическую, социально-культурную, природоохранную, рекреационную.

Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте "Развитие агропромышленного комплекса", диктует необходимость повышать требования к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Для решения задачи по притоку молодых специалистов в сельские населенные пункты и закреплению их в аграрном секторе экономики необходимо формировать базовые условия социального комфорта, в том числе удовлетворяя первоочередную потребность в жилых помещениях.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских поселений и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество человеческого потенциала и активизировать его.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села" на 2004 - 2010 годы (далее - Программа) обусловлена:

остротой социально-политической проблемы и ее областным значением;

необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления в сельских поселениях трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446.

межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Кировской области, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений;

необходимостью государственной поддержки развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений в приоритетном порядке.

В реализации Программы будут задействованы органы исполнительной власти области, являющиеся государственными заказчиками разделов Программы, администрации муниципальных районов, иные органы местного самоуправления, сельское население - в части улучшения жилищных условий и газификации сельских населенных пунктов, а также организации по строительству объектов социальной и инженерной инфраструктуры, отбираемые на конкурсной основе.

При разработке Программы и анализе сложившейся ситуации использовались данные государственной статистической отчетности, а также материалы специальных выборочных статистических и социологических обследований состояния социально-трудовой сферы сельских населенных пунктов за 2003 -2004 годы, проведенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства РАСХН и Центром всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села.

Социальное развитие села - один из приоритетов области. Обеспечение сельского населения качественными услугами социальной сферы, комфортным и благоустроенным жильем является одной из важнейших задач. Ее решение будет способствовать социально-экономическому развитию Кировской области.

Программа разработана в целях реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446.

(раздел 1 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 06.10.2008 № 283-ЗО)

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

2.1. Основными целями Программы являются:

2.1.1. Создание правовых, административных и экономических условий для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений;

2.1.2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений;

(п. 2.1.2 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 17.04.2008 № 237-ЗО)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»