Действующий

Об областной целевой программе "Развитие образования Кировской области" на 2010 год (с изменениями на 29 ноября 2010 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 № 28/194 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия).

Главной целью развития системы образования области является обеспечение возможности каждому жителю получить вне зависимости от места проживания качественное и доступное образование на любом уровне, которое даст возможность устроиться по профессии и достойно реализовать себя.

На современном этапе эта цель будет достижима, если принять предупредительные меры по поддержке инновационных механизмов развития отрасли образования, перераспределению ресурсов с учетом демографической ситуации и перспектив развития области, привлечению дополнительных средств.

В настоящее время система образования Кировской области насчитывает свыше 1,5 тыс. учреждений всех типов и видов, в которых обучается и воспитывается около 240 тыс. человек.

По результатам исследования, проведенного социологической лабораторией государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный гуманитарный университет" в 2009 году, уровень удовлетворенности населения области качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере дошкольного образования составляет 78,2%, общего образования - 77,6%, дополнительного - 81%.

Благодаря мерам, принятым в 2006-2008 годах в рамках реализации областных и ведомственных программ и проектов в сфере образования, а также приоритетного национального проекта "Образование", созданы условия для решения задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии области.

Вместе с тем анализ образовательной ситуации выявил четыре группы проблем, решение которых позволит предупредить развитие негативных явлений в отрасли и создать условия для ее позитивного развития.

Первая группа проблем связана с необходимостью обеспечения доступности и качества дошкольного образования.

Существующая сеть 511 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которые посещает 57931 ребенок дошкольного возраста, не в полной мере удовлетворяет потребности граждан в получении дошкольного образования.

Несмотря на то, что охват детей дошкольного возраста дошкольными образовательными учреждениями составляет 72,4% от численности детей от 2 месяцев до 7 лет, что выше российских показателей, тенденция увеличения рождаемости детей обостряет проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в городской местности. Численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, составляет более 10 тысяч, из них около 8 тысяч в возрасте от 1,5 до 3 лет.

   Особенно остро проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях стоит в Афанасьевском, Вятскополянском, Лузском, Омутнинском, Оричевском, Санчурском, Советском, Уржумском районах, городах Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны и Слободской. В данных муниципальных образованиях области проживает 62,63% детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, от общего числа нуждающихся в их устройстве.

Для частичного решения проблемы, связанной с дефицитом мест, запланирована реконструкция муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

В целях снижения очередности в детские сады будет проведен эксперимент по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее -пособия). Выплаты пособий планируется проводить за счет средств областного и местных бюджетов.

В 2010 году эксперимент планируется провести в Советском муниципальном районе и городе Кирове.

Дефицит финансовых ресурсов негативно влияет на условия содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях (организация питания детей, оснащение образовательного процесса, отсутствие современной предметно-развивающей среды), что, в свою очередь, способствует снижению качества предоставляемых образовательных услуг.

В целях улучшения условий содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечения доступности качественных образовательных услуг планируется реализация мероприятия "Развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста" в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) за счет средств областного и муниципальных бюджетов. Будут выделены средства на реализацию муниципальных программ развития образования детей дошкольного возраста. Это будет способствовать внедрению инновационных форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, центров ранней помощи детям, нуждающимся в коррекции физического и психического развития, созданных при дошкольных образовательных учреждениях).

Таким образом, предлагаемые меры будут способствовать обеспечению доступности и качества дошкольного образования на территории области.

Вторая группа проблем связана с необходимостью развития сети учреждений общего образования и созданием в них условий, отвечающих современным требованиям.

В Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 05.11.2008 отмечается, что основной акцент должен быть сделан на развитии школьного образования, так как именно оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека и является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Ориентиры для осуществления системных изменений заложены в проекте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В ближайшие годы органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, необходимо сосредоточить усилия на создании условий перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

Одна из главных проблем, существующих в системе общего образования Кировской области, заключается в наличии большого количества "малочисленных" общеобразовательных учреждений. В 725 областных государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях обучается 122,8 тысячи школьников. Численность учащихся по области, приходящихся на 1 работающего в общеобразовательном учреждении, составляет 4,52; на 1 учителя (без совместителей) - 9,27. Значения этих показателей ниже, чем в Приволжском федеральном округе и в целом по России. Анализ демографической ситуации показывает, что в ближайшие 5 лет произойдет дальнейшее снижение количества обучающихся, и это приведет к еще меньшей наполняемости классов, в том числе на старшей ступени. В условиях существующей сети при нормативном финансировании образовательных учреждений и снижающемся количестве учащихся невозможно обеспечить необходимым учебным оборудованием все школы области и создать в них условия, соответствующие современным требованиям к условиям организации образовательного процесса. Поэтому необходима новая сеть общеобразовательных учреждений, отвечающая демографической ситуации в области и позволяющая ускорить создание современных условий в школах.Для обеспечения условий, отвечающих современным требованиям, будет проведена реконструкция здания государственного автономного общеобразовательного учреждения "Кировский экономико-правовой лицей", расположенного по адресу: ул. Свободы, 53а, г. Киров.

С целью оптимизации сети планируется создать 17 областных государственных общеобразовательных учреждений (далее - государственные школы) с учетом Стратегии в городах Вятские Поляны, Зуевка, Киров, Кирово-Чепецк, Луза, Омутнинск, Советск, Уржум, Яранск, пгт Юрья, а также в городе Белая Холуница, пгт Оричи, ст. Просница Кирово-Чепецкого района на базе имеющихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Государственные общеобразовательные учреждения станут центрами по реализации образовательной политики области в сфере общего образования. За счет средств областного бюджета в данных учреждениях будут частично созданы условия, отвечающие современным требованиям к осуществлению образовательного процесса. В каждом учреждении планируется оборудовать кабинет физики с подводкой высоковольтного электропитания к партам учащихся, кабинет химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся, приобрести необходимые лабораторные комплекты по каждому из разделов физики, химии и биологии, а также карты (или лицензионное демонстрационное компьютерное программное обеспечение) по каждому из разделов географии и истории, оборудовать медицинские кабинеты и так далее. Концентрация ресурсов в государственных школах позволит обеспечить переход на федеральные государственные образовательные стандарты.

С целью стимулирования развития сети (сокращения и укрупнения) муниципальных общеобразовательных учреждений департаментом образования Кировской области будет рекомендовано муниципальным образованиям проводить комплектование 1-х, 5-х, 10-х классов наполняемостью 25 человек в городах Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны, Котельнич, Слободской, Омутнинск, Уржум, Луза, Яранск, Зуевка, Советск, Белая Холуница, Нолинск, Орлов, Мураши, Малмыж и поселках городского типа Кикнур, Оричи, Суна, Юрья; наполняемостью не менее 20 человек - в поселках городского типа Опарино, Нагорск, Подосиновец, Афанасьево, Даровской, Ленинское, Свеча, Арбаж, Богородское, Уни, Верхошижемье, Нема, Лебяжье, Пижанка, Санчурск, Кильмезь, Фаленки.В рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" предусмотрены расходы за счет средств федерального и областного бюджета на реализацию мероприятия "Приобретение и установка необходимого компьютерного и сетевого оборудования, а также программного обеспечения для обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет в части создания типовых решений для предоставления государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде в Кировской области.

Для создания в общеобразовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в Программе предусмотрено их оснащение учебными пособиями и техническими средствами обучения.

Для осуществления сетевого дистанционного взаимодействия областных государственных и муниципальных образовательных учреждений запланировано приобретение аппаратно-программных средств для общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.

Транспортная доступность будет решаться за счет приобретения школьных автобусов. Планируется закупить 16 транспортных средств для организации подвоза учащихся, проживающих в отдаленных населенных пунктах, к общеобразовательным учреждениям. Транспортные средства муниципальным образованиям будут предоставляться с учетом проведения оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Кроме того, в рамках Программы запланировано дооборудование части школьных автобусов, приобретенных в 2004-2006 годах, до требований ГОСТ Р51160-98.

Принятые меры позволят повысить доступность качественных образовательных услуг учащимся сельских школ, увеличить разнообразие образовательных услуг, предоставляемых учащимся системой образования области.