ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 29.07.2009 № 18/213
(с изменениями на 20 июля 2010 года)
______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 22.12.2009 № 34/511
постановлением Правительства Кировской области от20.05.2010 № 52/222
постановлением Правительства Кировской области от 20.07.2010 № 59/343
постановлением Правительства Кировской области от 29.11.2010 № 79/572
______________________________________________________________________
В соответствии с концепцией областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2010-2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 14.07.2009 № 203 "О концепции областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2010-2012 годы", в целях реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Кировской области Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие образования Кировской области" на 2010 год (далее - Программа). Прилагается.
2. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) предусмотреть на 2010 год в областном бюджете средства, необходимые для реализации Программы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.
Губернатор Кировской области
Н.Ю.Белых
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие образования Кировской области"
на 2010 год
от 29.11.2010 № 79/572)
Наименование Программы | "Развитие образования Кировской области" | |||
Основание принятия решения о разработке Программы | распоряжение Правительства области от 14.07.2009 № 203 "О концепции областной целевой программы "Развитие образования Кировской области" на 2010-2012 годы" | |||
Государственный заказчик-координатор Программы | департамент образования Кировской области. | |||
Государственный заказчик Программы | департамент образования Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области | |||
Основной разработчик Программы | департамент образования Кировской области | |||
Цели Программы | обеспечение доступности и качества предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг; создание условий для перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования Кировской области | |||
Задачи Программы | создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров для экономики области; обеспечение доступности и качества дошкольного образования; развитие сети учреждений общего образования и создание в них условий, отвечающих современным требованиям; развитие кадрового потенциала системы образования | |||
Важнейшие показатели эффективности Программы | охват детей дошкольными образовательными учреждениями; доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса; средняя наполняемость классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности; средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах; удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене; численность учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, приходящихся на одного учителя; доля выпускников государственных учреждений начального профессионального образования (НПО), трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания НПО, в общей численности выпускников таких учреждений; доля выпускников государственных учреждений среднего профессионального образования (СПО), трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания СПО, в общей численности выпускников таких учреждений; удовлетворенность населения качеством образования (процент от числа опрошенных) | |||
Срок реализации Программы | 2010 год | |||
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования - 416131 тыс. рублей, | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | сохранение охвата детей дошкольными образовательными учреждениями до 72,4% увеличение средней наполняемости классов в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, до 23,5 человек; увеличение средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, до 8,56 человек; увеличение удельного веса лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, до 92,6%; увеличение численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, приходящихся на одного учителя, до 10,18 человек; сохранение доли выпускников государственных учреждений начального профессионального образования (НПО), трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания НПО, в общей численности выпускников таких учреждений, на уровне 69%; сохранение доли выпускников государственных учреждений среднего профессионального образования (СПО), трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания СПО, в общей численности выпускников таких учреждений, на уровне 55%; увеличение удовлетворенности населения качеством образования (процент от числа опрошенных) до 82%. |
В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 № 28/194 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (далее - Стратегия).
Главной целью развития системы образования области является обеспечение возможности каждому жителю получить вне зависимости от места проживания качественное и доступное образование на любом уровне, которое даст возможность устроиться по профессии и достойно реализовать себя.
На современном этапе эта цель будет достижима, если принять предупредительные меры по поддержке инновационных механизмов развития отрасли образования, перераспределению ресурсов с учетом демографической ситуации и перспектив развития области, привлечению дополнительных средств.
В настоящее время система образования Кировской области насчитывает свыше 1,5 тыс. учреждений всех типов и видов, в которых обучается и воспитывается около 240 тыс. человек.
По результатам исследования, проведенного социологической лабораторией государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Вятский государственный гуманитарный университет" в 2009 году, уровень удовлетворенности населения области качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере дошкольного образования составляет 78,2%, общего образования - 77,6%, дополнительного - 81%.
Благодаря мерам, принятым в 2006-2008 годах в рамках реализации областных и ведомственных программ и проектов в сфере образования, а также приоритетного национального проекта "Образование", созданы условия для решения задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии области.
Вместе с тем анализ образовательной ситуации выявил четыре группы проблем, решение которых позволит предупредить развитие негативных явлений в отрасли и создать условия для ее позитивного развития.
Первая группа проблем связана с необходимостью обеспечения доступности и качества дошкольного образования.
Существующая сеть 511 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которые посещает 57931 ребенок дошкольного возраста, не в полной мере удовлетворяет потребности граждан в получении дошкольного образования.
Несмотря на то, что охват детей дошкольного возраста дошкольными образовательными учреждениями составляет 72,4% от численности детей от 2 месяцев до 7 лет, что выше российских показателей, тенденция увеличения рождаемости детей обостряет проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в городской местности. Численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, составляет более 10 тысяч, из них около 8 тысяч в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Особенно остро проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях стоит в Афанасьевском, Вятскополянском, Лузском, Омутнинском, Оричевском, Санчурском, Советском, Уржумском районах, городах Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны и Слободской. В данных муниципальных образованиях области проживает 62,63% детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, от общего числа нуждающихся в их устройстве.
Для частичного решения проблемы, связанной с дефицитом мест, запланирована реконструкция муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
В целях снижения очередности в детские сады будет проведен эксперимент по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее -пособия). Выплаты пособий планируется проводить за счет средств областного и местных бюджетов.
В 2010 году эксперимент планируется провести в Советском муниципальном районе и городе Кирове.
Дефицит финансовых ресурсов негативно влияет на условия содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях (организация питания детей, оснащение образовательного процесса, отсутствие современной предметно-развивающей среды), что, в свою очередь, способствует снижению качества предоставляемых образовательных услуг.
В целях улучшения условий содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечения доступности качественных образовательных услуг планируется реализация мероприятия "Развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста" в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) за счет средств областного и муниципальных бюджетов. Будут выделены средства на реализацию муниципальных программ развития образования детей дошкольного возраста. Это будет способствовать внедрению инновационных форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, центров ранней помощи детям, нуждающимся в коррекции физического и психического развития, созданных при дошкольных образовательных учреждениях).
Таким образом, предлагаемые меры будут способствовать обеспечению доступности и качества дошкольного образования на территории области.
Вторая группа проблем связана с необходимостью развития сети учреждений общего образования и созданием в них условий, отвечающих современным требованиям.
В Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 05.11.2008 отмечается, что основной акцент должен быть сделан на развитии школьного образования, так как именно оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека и является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. Ориентиры для осуществления системных изменений заложены в проекте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
В ближайшие годы органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, необходимо сосредоточить усилия на создании условий перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Одна из главных проблем, существующих в системе общего образования Кировской области, заключается в наличии большого количества "малочисленных" общеобразовательных учреждений. В 725 областных государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях обучается 122,8 тысячи школьников. Численность учащихся по области, приходящихся на 1 работающего в общеобразовательном учреждении, составляет 4,52; на 1 учителя (без совместителей) - 9,27. Значения этих показателей ниже, чем в Приволжском федеральном округе и в целом по России. Анализ демографической ситуации показывает, что в ближайшие 5 лет произойдет дальнейшее снижение количества обучающихся, и это приведет к еще меньшей наполняемости классов, в том числе на старшей ступени. В условиях существующей сети при нормативном финансировании образовательных учреждений и снижающемся количестве учащихся невозможно обеспечить необходимым учебным оборудованием все школы области и создать в них условия, соответствующие современным требованиям к условиям организации образовательного процесса. Поэтому необходима новая сеть общеобразовательных учреждений, отвечающая демографической ситуации в области и позволяющая ускорить создание современных условий в школах.Для обеспечения условий, отвечающих современным требованиям, будет проведена реконструкция здания государственного автономного общеобразовательного учреждения "Кировский экономико-правовой лицей", расположенного по адресу: ул. Свободы, 53а, г. Киров.
С целью оптимизации сети планируется создать 17 областных государственных общеобразовательных учреждений (далее - государственные школы) с учетом Стратегии в городах Вятские Поляны, Зуевка, Киров, Кирово-Чепецк, Луза, Омутнинск, Советск, Уржум, Яранск, пгт Юрья, а также в городе Белая Холуница, пгт Оричи, ст. Просница Кирово-Чепецкого района на базе имеющихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Государственные общеобразовательные учреждения станут центрами по реализации образовательной политики области в сфере общего образования. За счет средств областного бюджета в данных учреждениях будут частично созданы условия, отвечающие современным требованиям к осуществлению образовательного процесса. В каждом учреждении планируется оборудовать кабинет физики с подводкой высоковольтного электропитания к партам учащихся, кабинет химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся, приобрести необходимые лабораторные комплекты по каждому из разделов физики, химии и биологии, а также карты (или лицензионное демонстрационное компьютерное программное обеспечение) по каждому из разделов географии и истории, оборудовать медицинские кабинеты и так далее. Концентрация ресурсов в государственных школах позволит обеспечить переход на федеральные государственные образовательные стандарты.
С целью стимулирования развития сети (сокращения и укрупнения) муниципальных общеобразовательных учреждений департаментом образования Кировской области будет рекомендовано муниципальным образованиям проводить комплектование 1-х, 5-х, 10-х классов наполняемостью 25 человек в городах Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны, Котельнич, Слободской, Омутнинск, Уржум, Луза, Яранск, Зуевка, Советск, Белая Холуница, Нолинск, Орлов, Мураши, Малмыж и поселках городского типа Кикнур, Оричи, Суна, Юрья; наполняемостью не менее 20 человек - в поселках городского типа Опарино, Нагорск, Подосиновец, Афанасьево, Даровской, Ленинское, Свеча, Арбаж, Богородское, Уни, Верхошижемье, Нема, Лебяжье, Пижанка, Санчурск, Кильмезь, Фаленки.В рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" предусмотрены расходы за счет средств федерального и областного бюджета на реализацию мероприятия "Приобретение и установка необходимого компьютерного и сетевого оборудования, а также программного обеспечения для обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет в части создания типовых решений для предоставления государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде в Кировской области.
Для создания в общеобразовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в Программе предусмотрено их оснащение учебными пособиями и техническими средствами обучения.
Для осуществления сетевого дистанционного взаимодействия областных государственных и муниципальных образовательных учреждений запланировано приобретение аппаратно-программных средств для общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
Транспортная доступность будет решаться за счет приобретения школьных автобусов. Планируется закупить 16 транспортных средств для организации подвоза учащихся, проживающих в отдаленных населенных пунктах, к общеобразовательным учреждениям. Транспортные средства муниципальным образованиям будут предоставляться с учетом проведения оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Кроме того, в рамках Программы запланировано дооборудование части школьных автобусов, приобретенных в 2004-2006 годах, до требований ГОСТ Р51160-98.
Принятые меры позволят повысить доступность качественных образовательных услуг учащимся сельских школ, увеличить разнообразие образовательных услуг, предоставляемых учащимся системой образования области.
Для организации подвоза учащихся, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, планируется приобретение школьных автобусов. Транспортные средства будут предоставляться муниципальным образованиям при условии проведения оптимизации сети общеобразовательных учреждений. В рамках Программы также запланировано дооборудование части школьных автобусов, приобретенных в 2004 - 2006 годах, в соответствии с требованиями ГОСТ Р51160-98.
В качестве пути решения проблемы сохранения здоровья школьников запланировано мероприятие по совершенствованию организации школьного питания в рамках ПНПО. Будет осуществляться внедрение современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, а также развитие сети школьно-базовых столовых и комбинатов школьного питания как наиболее эффективной системы организации школьного питания. Средства областного и местных бюджетов будут направлены на перепланировку помещений, ремонт канализации и водоснабжения, ремонт вентиляции, ремонт электрооборудования, ремонт помещений, приобретение мебели для обеденных залов, приобретение и переоборудование транспорта для перевозки пищевых продуктов, на приобретение современного оборудования для школьных пищеблоков.
Пяти областным государственным и муниципальным учреждениям дополнительного образования детей на конкурсной основе будет оказана государственная поддержка на внедрение инновационных образовательных программ туристско-спортивной направленности. Порядок и критерии конкурсного отбора утверждаются департаментом образования Кировской области.
С целью обучения школьников основам здорового питания запланирована разработка (приобретение) учебных программ по основам правильного питания.
В целях повышения доступности образовательных услуг детям-инвалидам, в том числе обучающимся на дому, планируется организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Будет произведено подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет с оплатой трафика, оснащение комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, а также проведены обучающие семинары для родителей детей-инвалидов.
Планируется формирование инфраструктуры единой образовательной информационно-коммуникационной среды, совершенствование информационного обмена, в том числе через информационно-образовательный портал, учреждений образования области.
В целях внедрения в образовательный процесс новейших достижений в области информационных технологий предусмотрены расходы на предоставление общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через сеть Интернет, оснащение (замена) компьютерным оборудованием, электронными учебниками, прикладным программным обеспечением учреждений образования.
С целью осуществления образовательными учреждениями области непрерывного образовательного процесса, соответствующего лицензионным требованиям и условиям в части наличия у учреждений на законном основании оснащенных территорий (земельных участков), необходимых для образовательной деятельности, предусмотрено мероприятие по проведению работ по межеванию и оформлению соответствующих документов на земельные участки, находящиеся в пользовании образовательных учреждений.
Третья группа проблем связана с необходимостью приведения качества подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствие с потребностями работодателей и регионального рынка труда.