Источниками поступления доходов от использования лесов Кировской области по прогнозу до 2018 г. будут являться следующие группы доходов от использования лесов:
- от заготовки древесины - 99,76%,
- на остальные виды пользования приходится всего лишь 0,24%, а именно предоставление участков:
- для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых,
- для переработки древесины и иных ресурсов,
- для осуществления рекреационной деятельности,
- для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В таблице 3.1.1.1. приведены данные о прогнозируемых объемах доходов до 2018 года.
Таблица 3.1.1.1.
Поступление доходов от использования лесов в 2008-2018 гг. (в ценах прогнозируемого года), тыс. руб.
Виды использования | 2007 | Прогноз | Общая сумма за период реализации Лесного плана | ||||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |||
1) Заготовка древесины | 639928 | 732152 | 1182988,4 | 1329607,3 | 1499755,1 | 166889,9 | 1881195,1 | 2144416,4 | 2412694,9 | 2735858,7 | 3019962,6 | 3474712,7 | 21345081,1 |
2)Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых | 25,1 | 82 | 107,9 | 93,1 | 98,5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 299,5 |
3) Переработка древесины и иных ресурсов | 0 | 0 | 10398,3 | 11042,4 | 11686,5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 33127,2 |
4) Осуществление рекреационной деятельности | 474,8 | 508 | 836,7 | 888,6 | 940,4 | 984,8 | 1036,6 | 1088,5 | 1140,3 | 1199,5 | 1258,8 | 1318 | 10692,2 |
5)Строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов | 0 | 284 | 649,4 | 689,7 | 729,9 | 764,4 | 804,6 | 844,8 | 885,1 | 931 | 977 | 1023 | 8298,9 |
6)Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений | 11,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого основные доходы от использования лесов | 640439,6 | 733026 | 1194980,7 | 1342321,0 | 1513210,5 | 1668639,1 | 1883036,3 | 2146349,7 | 2414720,2 | 2737989,3 | 3022198,5 | 3474053,7 | 21397499,0 |
Прочие доходы, из них: | 17308,5 | 24000,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Взысканные штрафы и иные суммы в возмещение ущерба | 14759,7 | 22000,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прочие доходы от использования лесного фонда РФ и лесов иных категорий | 2527,1 | 2000,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Перевод лесных земель в нелесные | 21,7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего доходов | 657748,1 | 757026,0 | 1194980,7 | 1342321,0 | 1513210,5 | 1668639,1 | 1883036,3 | 2146349,7 | 2414720,2 | 2737989,3 | 3022198,5 | 3474053,7 | 21397499,0 |
Общая сумма доходов от использования лесов за 2009-2018 гг. оценивается около 21,4 млрд. руб. Доходы от использования лесов в 2018 г. возрастут к уровню 2007 г. в 5,28 раза в прогнозируемых ценах соответствующих лет.
Расчет доходов проводился на основании прогнозных данных об объемах использования лесов в натуральном выражении, а также перспективного изменения соответствующих ценовых показателей за единицу ресурса.
Поскольку доход от заготовки древесины является основным текущим и перспективным источником доходов от использования лесов в Кировской области, требуется с особой тщательностью определять объемы лесопользования по основаниям отпуска и максимально адекватный прогноз ставок лесных платежей.
В период до 2018 г. в Кировской области должно произойти значительное увеличение масштабов лесопользования благодаря планируемому осуществлению ряда крупных инвестиционных проектов. В связи с этим были учтены следующие взаимосвязанные тенденции развития лесного хозяйства области: рост долгосрочного лесопользования на основе долгосрочной аренды лесных участков для инвестиционных проектов, использующих первичное древесное сырье, и сокращение отпуска древесины через аукционы, но с учетом сложившейся практики отпуска в конкретных лесничествах.
Для более точного определения доходов от использования лесов в течение планируемого периода весь объем потенциальной заготовки древесины был разделен по источникам его формирования от аренды по действующим договорам с лесопользователями и сельскохозяйственными производителями, аренды по вновь заключаемым договорам, льготной аренды для инвестиционных проектов и договоров купли продажи лесных насаждений.
Льготная аренда по Положению об инвестпроектах определена по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007 (далее - ставки платы) с понижением на 50%. Период льготной аренды с учетом предполагаемого срока окупаемости принят с 2009 по 2015 г. включительно. В оставшиеся 20162018 годы прогнозного периода арендная ставка рассчитывалась по ставкам платы. По договорам аренды с сельхозпроизводителями арендная плата определена по ставкам платы за древесину. По прочим договорам аренды и договорам купли продажи лесных насаждений она определялась по условиям договоров.
В качестве основных ценовых показателей выступают ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и единицу площади лесных участков.
Таблица 3.1.1.2.
Средняя стоимость 1 куб.м. древесины от рубок лесных
насаждений и средняя ставка платы за единицу объема древесины
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Стоимость 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений (руб/куб. м) | 78,75 | 87,76 | 97,93 | 108,10 | 121,20 | 137,31 | 153,45 | 172,85 | 189,53 | 211,78 |
Ставка платы за единицу объема древесины (руб./куб. м) | 34,75 | 38,57 | 42,85 | 47,16 | 53,39 | 61,96 | 69,54 | 79,72 | 87,21 | 96,44 |
Соотношение стоимости 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством РФ (%) | 226,6 | 227,5 | 228,5 | 229,2 | 227,0 | 221,6 | 220,7 | 216,8 | 217,3 | 219,6 |
Определение перспективных ставок производилось с помощью построения трендов. В зависимости от изменения соответствующих цен вектор тренда задавался с учетом ретроспективных изменений прогнозируемых нормативных показателей или на основе их краткосрочного прогноза. Стартовой величиной построения трендов выступали утвержденные значения нормативных показателей, а также их фактические значения в году, предшествовавшем прогнозному периоду, в данном случае 2007 г.
Изменение ставок для видов пользования определялось с учетом коэффициентов роста цены за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка.
Коэффициенты роста ставок за единицу объема древесины и за единицу площади лесного участка на 2008 - 2010 г.г. приняты в соответствии с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 -2010 годов" от 24.07.2007 № 198-ФЗ. На последующие 2011-2018 годы предусмотрен в среднем рост ставок за единицу объема древесины на 10-12% и ставок за единицу площади на 6-7%.
Принятые к расчету значения показателей, отражающие удорожание ставок платы за древесину и ставок платы за единицу площади лесного участка представлены в таблице 3.1.1.3.