ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Кировской области
"Об областной целевой программе "Повышение
инвестиционной привлекательности, привлечение
инвестиций и новых технологий
в экономику Кировской области на 2007-2009 годы"
(с изменениями на 6 октября 2008 года)
__________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Кировской области от 06.10.2008 № 286-ЗО
__________________________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Кировской области 26 июня 2008 года
Статья 1
Внести в областную целевую программу "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа), утвержденную Законом Кировской области от 27 марта 2007 года № 91-ЗО (Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, 2007, № 3 (72), ст. 3452; № 10 (79), ст. 3680), следующие изменения:
1) в паспорте Программы:
а) позицию "Государственные заказчики Программы" изложить в следующей редакции:
"администрация Правительства Кировской области, департамент финансов Кировской области, департамент лесного хозяйства Кировской области, департамент энергетики и газификации Кировской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, департамент промышленного развития Кировской области, департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, департамент государственной собственности Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области, департамент транспорта и дорожного хозяйства Кировской области, департамент культуры и искусства Кировской области, департамент образования Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области";
б) позицию "Задачи Программы" дополнить абзацем восьмым следующего содержания:
"повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований области";
в) в позиции "Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы":
абзац первый признать утратившим силу;
в абзаце четвертом слово "прямые" исключить;
абзац шестой признать утратившим силу;
г) Утратил силу в соответствии с Законом Кировской области от 06.10.2008 № 286-ЗО
д) в позиции "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности":
абзац пятый признать утратившим силу;
в абзаце шестом слова "не менее 36 млрд. рублей" заменить словами "не менее 53,4 млрд. рублей";
в абзаце седьмом слова "не менее 26 тыс. рублей" заменить словами "не менее 38 тыс. рублей";
абзац восьмой изложить в следующей редакции: "увеличение объема иностранных инвестиций до уровня 17 млн. долларов США;"
в абзаце девятом слова "до уровня 25%" заменить словами "до уровня 38%";
абзац десятый признать утратившим силу;
в абзаце одиннадцатом слова "до значения 30" заменить словами "до значения 40";
в абзаце двенадцатом слова "до 70 штук" заменить словами "до 600 штук";
абзац четырнадцатый признать утратившим силу;
в абзаце пятнадцатом слова "до 50%" заменить словами "до 65%";
2) в главе 2 "Характеристика сложившейся проблемной ситуации с позиции инвестиционной привлекательности области" раздела II "Технико-экономическое обоснование областной целевой Программы":
а) пункт 2.3. "Трудовой и интеллектуальный потенциалы" дополнить абзацами тридцатым, тридцать первым, тридцать вторым следующего содержания:
"Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальных образованиях области является одним из направлений развития трудового потенциала, поскольку непосредственным образом влияет на качество жизни населения, особенно проживающего в сельской местности, включая обеспеченность населения соответствующими бюджетными услугами и доступность услуг. Наличие объектов социальной и инженерной инфраструктуры способствует комфортным условиям проживания населения, что оказывает влияние на закрепление трудовых ресурсов в местах проживания.
Объекты социальной и инженерной инфраструктуры области имеют высокую степень физического и морального износа. Здания и сооружения построены по устаревшим типовым проектам, что увеличивает затраты на их содержание и не позволяет оказывать качественные услуги.
Глубина и острота указанных проблем была проанализирована и охарактеризована в разрезе конкретных направлений социальной системы региона.";
б) дополнить главу подпунктами 2.3.1., 2.3.2., 2.3.3., 2.3.4., 2.3.5. следующего содержания:
"2.3.1. Образование
Ввод в действие дошкольных образовательных учреждений в последние годы значительно сокращается, что в основном обусловлено демографическими проблемами. Так, в 1990 году было введено 3075 мест (48% мест введено в сельской местности от общего числа мест, введенных по области), в 2000 году - 55 мест (100% в сельской местности), в 2003 году -нет ввода, в 2006 году - 10 мест (100% в сельской местности). В результате это привело к тому, что в настоящее время обеспеченность детей в возрасте 1 -6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 732 места на 1000 детей, в том числе в городских поселениях - 770. При внешнем благополучии, которое демонстрируют усредненные показатели, имеется острая нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях в ряде территорий, особенно в крупных городских поселениях.
Аналогичная ситуация сложилась в общеобразовательных учреждениях области. В ряде районов, особенно в сельских поселениях, существующие мощности школ превышают численность школьников. Вместе с тем, в городских школах из-за недостатка учебных площадей 14,6%, или 13,5 тыс. учащихся, обучаются во вторую смену. В целом по области во вторую смену в 2006/2007 учебном году занималось 10,9% учащихся (по Российской Федерации - 14%).
По итогам 2006/2007 учебного года только 65,6% муниципальных дневных общеобразовательных учреждений области имеют все виды благоустройства (в 2003/2004 году - 55,7%). При этом 56,8% полностью благоустроенных школ расположено в сельской местности.
12,2 процента зданий школ области не оборудованы водопроводом, 29,4% - канализацией, 17,8% не имеют центрального отопления. При этом 264 школы, или 36,2%, требуют капитального ремонта (причем, если в городской местности данный показатель достигает - 92 школы, или 34,8% от числа школ, требующих ремонта, то в сельской - 172, или 65,2%, соответственно), одна школа находится в аварийном состоянии.
2.3.2. Здравоохранение
Одним из наиболее важных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является обеспеченность объектами системы здравоохранения. Это - стационары, амбулатории, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой медицинской помощи. В Кировской области несколько лучшее положение относительно России в целом по обеспеченности населения стационарными медицинскими учреждениями. В 2006 году в среднем по области на 10 тыс. населения приходилось 146,7 больничных коек (в 2003 году - 162,8), по Российской Федерации - 109,2 коек, однако размещение их по районам области крайне неравномерно (свыше 200 коек на 10 тыс. населения в Куменском и Советском районах и 97 - в Зуевском и Уржумском районах).
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в области возросла, по сравнению с 2003 годом, с 233,5 посещений в смену на 10 тыс. населения до 244,7, при этом она остается ниже среднероссийского показателя (256,4 посещений в смену).
Несмотря на то, что обеспеченность объектами системы здравоохранения в целом удовлетворительная, техническое состояние и благоустройство зданий муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения находится в неудовлетворительном состоянии. Несмотря на улучшение ситуации, по сравнению с 2003 годом, в 2006 году 101 зданию муниципальных больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, или 20,7%, требовался капитальный ремонт и реконструкция (в 2003 году - 25,3%), одно здание находится в аварийном состоянии. В 58,5% лечебно-профилактических учреждений в 2006 году отсутствует горячее водоснабжение (в 2003 году - 61,7%), в 13,5 % - водопровод (в 2003 году -6,4%), 17,4% не имеют центрального отопления (в 2003 году - 12,8%), 24,9% не оборудованы канализацией (в 2003 году - 24%).
2.3.3. Культура, физкультура и спорт
В Кировской области наибольшую потребность в строительстве учреждений культуры испытывают крупные городские и сельские поселения. Сеть учреждений культуры сокращается в малых сельских поселениях, а также в связи с проводимой реструктуризацией сети путем слияния учреждений.
Число культурно-досуговых учреждений на 100 тыс. жителей составило в 2006 году в среднем по области 58,4 учреждений, что ниже уровня 2003 года (61,6).
Обеспеченность населения библиотеками составила 62,4 библиотеки на 100 тыс. человек населения, что ниже уровня 2003 года (63,9). Охват населения библиотечным обслуживанием в последние годы составляет 50 процентов.
Число посещений музеев на 1000 человек населения по области составило 558, в то время как по Российской Федерации - 528 (2005 год).
В сельских поселениях области объекты культуры имеют более высокий уровень износа, учреждения расположены в нетиповых, приспособленных помещениях. В связи с этим возникает необходимость в строительстве новых и в реконструкции существующих зданий.
Объем и качество предоставляемых услуг культуры непосредственно проявляются в уровне образования и культуры жителей области, особенно подрастающего поколения, что в конечном итоге создает более благоприятный, достойный имидж области.
Общее число спортивных сооружений, по сравнению с 2003 годом, сократилось на 3 процента. В Кировской области охват населения, занимающегося спортом, выше среднероссийского уровня и составляет 14,4%, что выше предыдущего года на 0,4%. В настоящее время в области сложилась достаточно сложная ситуация, связанная с обеспеченностью населения спортивными залами и бассейнами. Процент обеспеченности спортивными залами в 35 муниципальных образованиях области не достигает 60% от норматива, из них в 12 муниципальных образованиях процент обеспеченности составляет от 9% до 20% норматива. Обеспеченность спортивными залами в городах Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, Котельнич не превышает 23% норматива. Плавательные бассейны имеются только в четырех поселениях области (Зуевском городском поселении, Котельничском городском поселении, Подосиновском городском поселении и Юрьянском городском поселении) и двух городах (городе Кирове и городе Кирово-Чепецке).
2.3.4. Транспортная инфраструктура
Протяженность дорог местного значения в области составляет 12053 км, из них в собственности муниципальных районов - 4579 км, собственности поселений - 6630 км, городских округов (улично-дорожная сеть) - 844 км. До настоящего времени четыре района не имеют связи с областным центром автодорогами, гарантирующими проезд в любое время года. 1753 населенных пункта области, или около 40%, не связаны дорогами с твердым покрытием. В 2007 году в рамках реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" велась работа по приему автомобильных дорог (около 400 км), обеспечивающих межмуниципальные связи, из муниципальной в областную собственность.
В связи с крайней ограниченностью средств в местных бюджетах не проводятся работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог, это в свою очередь сдерживает социально-экономическое развитие муниципальных территорий, региона в целом и межрегиональных связей. Ежегодный ущерб от недоразвития транспортной системы в области составляет от 5 до 6% ВРП, что значительно превышает ежегодные затраты на транспорт.
В области существует перспектива реализации крупных инвестиционных проектов в ряде районов области, однако их реализация сдерживается проблемами, связанными с транспортной инфраструктурой.
2.3.5. Жилищно-коммунальное хозяйство
Обеспеченность населения жилищно-коммунальными услугами в Кировской области значительно ниже среднероссийской. При этом высока дифференциация обеспечения услугами, имеется трехкратная разница в благоустройстве жилищ городских и сельских поселений. Благоустройство жилищного фонда и оснащенность социальных объектов инженерными коммуникациями не по одному из видов (водоснабжение, канализация, газоснабжение) не достигает 100%.
Средний уровень площади, оборудованной водопроводом, составляет 75,5%, канализацией - 54%, что ниже среднероссийских показателей соответственно на 7% и на 12%. В городах 83,3% жилищ имеет водоснабжение, 67,1% - канализацию. В малых поселениях водопровод имеют 57,1%, а канализацию - лишь 23,2% жилищ.
В целом по области более 17% населения не имеет систем централизованного водоснабжения, а 34% - систем водоотведения. В таких поселениях используются колодцы, скважины, отсутствует система водоподготовки и очистки стоков, канализация в основном "выгребная".
Централизованным теплоснабжением в области охвачено в городах 67%, в сельских поселениях - 22% жилищ. При этом более 80% населения в сельской местности пользуется печным отоплением. Горячим водоснабжением оборудовано в городах 61,6% жилищного фонда, в сельской местности - 9,9%.
Удельная протяженность сетей теплоснабжения в среднем по России составляет 0,8 - 1 км на 1 тыс. жителей, в целом по Кировской области этот показатель превышает среднероссийское значение почти в 3 раза. В Афанасьевском, Даровском, Кикнурском, Лебяжском, Малмыжском, Нагорском, Немском, Тужинском и Фаленском районах удельная протяженность выше в десятки раз. Это связано с низкой плотностью населения и приводит к росту затрат на содержание сетей, увеличению потерь и утечек. Количество тепловых сетей, нуждающихся в замене, превышает треть. Наиболее остро эта проблема стоит в городах Киров и Кирово-Чепецк.
Показатели износа основных фондов (65 - 70%) и аварийности (водоснабжения - 1,5 на 1 км в год, теплоснабжения - 1,3 на 1 км сетей в год при допустимых 0,3) соответствуют средним по Российской Федерации. Фактически ежегодно заменяется 1,8% инженерных сетей вместо 4 - 5%, что приводит к нарастанию износа сетей и, как следствие, к росту аварийности и снижению качества услуг.
Износ муниципальных электросетевых объектов составляет более 70 процентов. В ведении муниципальных районов и городских округов области находится около 970 км линий электропередач (далее - ЛЭП) 0,4 - 35 кВ (около 2% всех ЛЭП в области) и 300 трансформаторных подстанций (далее - ТП), из них 730 км ЛЭП и 180 ТП нуждаются в проведении ремонтно-восстановительных работ (75% от объема муниципальных ЛЭП и 1,5% от всего объема ЛЭП в области). Высокая степень износа электросетевых объектов способствует увеличению количества аварий на электрических сетях вследствие погодных явлений и явлений техногенного характера. При этом по муниципальным электрическим сетям получают электроэнергию более 80 объектов соцкультбыта, в том числе школы, детские сады, фельдшерско-акушерские пункты, объекты жилищного фонда, в которых проживает более 43 тыс. человек. Кроме того, организация и развитие новых объектов возможны только при обеспечении надежного электроснабжения.
Немаловажное значение для развития производства, инфраструктуры, комфортного проживания жителей, развития топливно-энергетического комплекса области на перспективный период имеет газификация.
Кировская область, одна из немногих в Российской Федерации, имеет уровень газификации природным газом менее 30%. Около 80% всего реализуемого в области газа поставляется по газопроводам, которые были построены в период между 1970 и 1990 годами. Доля газопроводов, срок службы которых превысил 25 лет, составляет 9%. Эти объекты требуют повышенного внимания с точки зрения безопасности и надежности поставок газа потребителям.
Имеющиеся проблемы по ряду объектов, связанные с высокой степенью физического и морального износа, сдерживают достижение одной из целей социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу - повышение уровня и качества жизни населения и непосредственным образом влияют на повышение инвестиционной привлекательности конкретного муниципального образования и области в целом.";
в) в пункте 2.4 "Производственный потенциал" абзац двадцать второй признать утратившим силу;
3) в разделе III "Основные цели и задачи настоящей Программы с указанием сроков и этапов ее реализации":
а) дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Необходимым элементом повышения инвестиционной привлекательности области является работа над повышением привлекательности ее отдельных территорий (муниципальных образований). При этом абсолютно ясно, что целый ряд моментов, связанных с развитием территорий, невозможно решить только за счет средств муниципальных бюджетов. Как следствие, возникает задача разработать с 2009 года систему финансовой поддержки развития муниципальных образований в виде предоставления местным бюджетам субсидий на реализацию муниципальных долгосрочных целевых программ по развитию социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения.
Методика расчета субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных долгосрочных целевых программ развития социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения и условия их предоставления устанавливаются приложением 6_1 к настоящей Программе.";