Недействующий


ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе "Здоровое
поколение" на 2008- 2011 годы

__________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области
от 06.10.2008 № 281-ЗО
__________________________________________________________________


Принят Законодательным Собранием
Кировской области 22 ноября 2007 года



Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Здоровое поколение" на 2008-2011 годы. Прилагается.

Статья 2

Объем финансирования мероприятий областной целевой программы "Здоровое поколение" на 2008-2011 годы за счет средств областного бюджета определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.



Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин


г. Киров
4 декабря 2007 года
№ 196-ЗО


УТВЕРЖДЕНА
Законом Кировской области
"Об областной целевой программе
"Здоровое поколение" на 2008-2011 годы"



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2008 - 2011 ГОДЫ


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Здоровое поколение" на 2008 - 2011 годы

Наименование Программы

Здоровое поколение

Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта)

 распоряжение Правительства Кировской области от 08.08.2007 № 332 "О концепции областной целевой программы "Здоровое поколение" на 2008-2011 годы"

Государственный заказчик Программы

департамент здравоохранения Кировской области

Разработчик Программы

департамент здравоохранения Кировской области

Цель Программы

сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей, подростков и женщин, привитие им навыков здорового образа жизни

Задачи Программы

совершенствование лечебно-диагностических и профилактических мероприятий в родовспомогательных и детских учреждениях здравоохранения;

совершенствование пренатальной диагностики врожденной и наследственной патологии плода и скринингового обследования новорожденных; внедрение

современных технологий питания детей; профилактика заболеваний репродуктивной системы у детей и подростков

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы


уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми;

уровень материнской смертности на 100 тыс. родившихся живыми;

уровень детской инвалидности на 10000 детского населения;

уровень заболеваемости беременных женщин (% от числа закончивших беременность);

число нормальных родов (% от общего числа родов);

охват профилактическими осмотрами девочек I, II и III возрастных групп

Объемы и источники финансирования Программы

всего 49 млн. рублей, в том числе планируется: федеральный бюджет - 4,5 млн. рублей, областной бюджет - 44,5 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


снижение уровня младенческой смертности на 1000 родившихся живыми до 9,5;

снижение уровня материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 25,1;

снижение уровня детской инвалидности на 10 000 детского населения до 175,0;

увеличение числа нормальных родов от общего числа родов до 40,9%;

снижение уровня заболеваемости беременных женщин (процент от числа закончивших беременность) до 68,2;

увеличение процента охвата профилактическими осмотрами девочек I возрастной группы (до 10 лет) до 9,1%;

увеличение процента охвата профилактическими осмотрами девочек II возрастной группы (от 11 до 14 лет) до 19,6%;

увеличение процента охвата профилактическими осмотрами девочек III возрастной группы (от 15 до 17 лет) до 68,2%


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Здоровье нации определяется прежде всего здоровьем лиц фертильного (детородного) возраста, тогда как будущее страны - здоровьем детей и подростков.

Охрана и укрепление здоровья детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Этот приоритет обозначен в федеральной целевой программе "Дети России" на 2007- 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172, включающей подпрограмму "Здоровое поколение". Вновь принятая федеральная целевая программа является продолжением федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы и реализует систему мероприятий, направленных на снижение показателей смертности, заболеваемости, сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах его развития.

Проблема здоровья детей социально значима для Кировской области. Население Кировской области на 01.01.2007 г. составляло 1426,9 тыс. человек, в том числе женское в возрасте от 10 лет - 686 225 человек (48,1%)" из них женщины фертильного возраста - 338 738 человек (49,3%), дети в возрасте до 17 лет - 243502 человека (их удельный вес в структуре населения сократился в течение 5 лет с 18,8 % до 17,1 %).

Демографическая ситуация в области хуже, чем по Российской Федерации в целом: сохраняется высокий уровень смертности населения (17,7 на 1000 населения), несмотря на наметившуюся тенденцию увеличения рождаемости с 8,0 на 1000 населения в 2001 году до 9,7 человек на 1000 населения в 2006 году.

Младенческая смертность является одним из основных показателей, характеризующих состояние здоровья детского населения и качество оказываемой медицинской помощи. Показатель младенческой смертности в области до 2005 года превышал общероссийский, а с 2005 года достиг общероссийского уровня и сохраняется таким до сих пор. По результатам работы в 2006 году он составил 10,2 на 1000 родившихся живыми, по Российской Федерации в 2006 году - 10,2 соответственно.

Структура причин младенческой смертности в Кировской области соответствует структуре причин по Российской Федерации в целом. Так, ведущее место занимают состояния, возникающие в перинатальном периоде (на их долю приходится 43,6%), и врожденные пороки развития (5,0%).

Удельный вес неонатальной смертности в структуре младенческой смертности составил в 2006 году 58,6%. Основными причинами гибели детей в неонатальный период (первые 28 суток после рождения) являются респираторные нарушения новорожденного, врожденные пороки развития и асфиксия. Указанные группы причин относятся к наиболее сложному направлению работы по снижению младенческой смертности, так как связаны с внедрением современных диагностических технологий, созданием службы реанимации и интенсивной терапии новорожденных, обеспечением дорогостоящим медицинским оборудованием для эффективного выхаживания недоношенных детей.

Общая заболеваемость новорожденных в 2006 году снизилась в сравнении с 2005 годом на 11,1% и составила 683,0 на 1000 родившихся. Однако показатель общей заболеваемости новорожденных в области превышает показатели по Российской Федерации (по Российской Федерации в 2006 году - 588,4 на 1000 родившихся живыми). Основными в структуре заболеваемости новорожденных являются следующие патологиии: задержка внутриутробного развития плода, перинатальная патология центральной нервной системы, гипербилирубинемии новорожденных. Данные заболевания у младенцев неразрывно связаны с состоянием здоровья женщины, в том числе в период беременности.

Общая заболеваемость детей первого года жизни составила в 2006 году 3080,1 на 1000 детей и выросла только за один год на 2,6%. За 2002 -2006 годы этот показатель увеличился на 22,6%.

Заболеваемость детей от 0 до 17 лет за 2002 - 2006 годы выросла на 19,3%, причем рост заболеваемости отмечается практически по всем классам болезней.

Распространенность заболеваний среди подростков в 2006 году составила 2476,1 на 1000 детей соответствующего возраста, что выше на 2,3% в сравнении с 2005 годом и на 11,2% в сравнении с 2004 годом.

Тревогу вызывает рост гинекологической заболеваемости у девочек на фоне увеличения общей соматической патологии. Наибольшее количество выявленных заболеваний приходится на III возрастную группу. Это создает неблагоприятный фон для реализации в дальнейшем их репродуктивной функции.

Уровень детской инвалидности в области составил в 2006 году 190,2 на 10000 детского населения, что меньше показателя 2005 года на 20, однако остается выше, чем по Российской Федерации в целом (РФ 2006 год-166,6).

Показатель материнской смертности в Кировской области за последние 5 лет отличается крайней нестабильностью и колеблется от 69,2 на 100 000 родившихся живыми в 2002 году, 7,58 в 2003 году и 43,1 в 2006 году (по Российской Федерации в 2006 году он составил 26,2).

Важной характеристикой состояния репродуктивного здоровья женщин является гинекологическая заболеваемость. Только за 2006 год она значительно выросла по всем нозологическим группам: женское бесплодие и эндометриоз - в 5 раз, расстройство менструации и эрозия шейки матки - в 2 раза.

Известно, что на состояние репродуктивного здоровья женщин существенное влияние оказывает их соматическое и психическое здоровье. В структуре этой заболеваемости ведущими остаются болезни органов кровообращения, дыхания, пищеварения. Среди женщин прогрессируют заболевания социального характера: туберкулез, психические и наркологические расстройства, хронический алкоголизм. Тревожные показатели состояния здоровья беременных женщин зависят не только от уровня оказания медицинской помощи в области, но и от экономической составляющей (низкий уровень жизни населения, социальная незащищенность "групп риска").

Заболеваемость беременных женщин сохраняется на достаточно высоком уровне в течение последних 5 лет: 2002 год - 75,1 % от числа закончивших беременность, 2006 год - 79,4 %, По-прежнему, несмотря на активно проводимую профилактику и лечение заболеваний, на первом месте в структуре заболеваемости находится анемия, на втором - гестозы, являющиеся одной из основных причин смерти женщин во время беременности и родов, на третьем - заболевания мочеполовой системы.

В Кировской области в 2003-2007 годах осуществлялась реализация областной целевой программы "Здоровый ребенок", направленной на создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и младенческой заболеваемости и смертности. В результате ее выполнения в области было достигнуто снижение уровней младенческой смертности и инвалидности детей.

Достигнутые в Кировской области положительные тенденции в показателях здоровья населения и демографических показателях, социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, обуславливают необходимость осуществления мер по снижению материнской и детской заболеваемости и смертности, детской инвалидности при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.

2. Цель, задачи Программы и сроки ее реализации

Целью Программы является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей, подростков и женщин, привитие им навыков здорового образа жизни.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

совершенствование лечебно-диагностических и профилактических мероприятий в родовспомогательных и детских учреждениях здравоохранения;

совершенствование пренатальной диагностики врожденной и наследственной патологии плода и скринингового обследования новорожденных;

внедрение современных технологий питания детей;

профилактика заболеваний репродуктивной системы у детей и подростков.

Срок реализации Программы - 2008-2011 годы.

Перечень показателей Программы, характеризующих достижение поставленных целей и задач, приведен в таблице раздела 6 "Оценка социальной эффективности Программы".

3. Перечень мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы с указанием финансовых ресурсов, необходимых для реализации, представлен в приложении к Программе.

Предусматривается совершенствование пренатальной диагностики врожденных, наследственных заболеваний, проведение скрининга новорожденных с целью раннего выявления и своевременного начала лечения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, внедрение современных технологий питания детей при оказании им неотложной медицинской помощи, совершенствование системы реабилитационной помощи в домах ребенка, детских санаториях, внедрение современных технологий при проведении профилактических медицинских осмотров, оснащение современным лечебным и диагностическим оборудованием детских лечебно-профилактических и родовспомогательных учреждений.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках реализации федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы, и областного бюджета.

Объем и источники финансирования Программы (тыс. рублей)

2008-2011 годы

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Всего

49000

11500

12200

13000

12300

Федеральный бюджет

4500

1500

1500

1500

-

Областной бюджет

44500

10000

10700

11500

12300


Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняются в рамках заключаемых соглашений.

5. Механизм реализации Программы, организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Государственным заказчиком Программы является департамент здравоохранения Кировской области, который реализует ее мероприятия в соответствии с действующим законодательством.

Департамент здравоохранения Кировской области осуществляет реализацию Программы на основе государственных контрактов, заключаемых на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Департамент здравоохранения Кировской области в установленном порядке направляет информацию о ходе выполнения Программы, эффективности использования финансовых средств в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, департамент финансов Кировской области, департамент экономического развития при Правительстве области и другим заинтересованным структурам.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Законодательное Собрание области, Контрольно-счетная палата Кировской области, Правительство области, департамент здравоохранения Кировской области в установленном порядке.

Программа прекращает свое действие по истечении срока ее действия. Она может быть продлена, приостановлена, изменена законом Кировской области.

6. Оценка социальной эффективности Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит улучшить качественные показатели здоровья женщин и детей, продолжить совершенствование государственной поддержки учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году улучшения основных индикаторов и показателей.

Социальная эффективность Программы представлена в таблице.



Социальная эффективность Программы

№ п/п

Наименование показателя

Исходный уровень (2006 год)

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1

Уровень младенческой смертности на 1000 родившихся живыми

10,2

10,0

9,9

9,8

9,7

9,5

2

Уровень материнской смертности на 100 000 родившихся живыми

43,1

30,2

29,5

27

25,5

25,1

3

Уровень детской инвалидности на 10 000 детского населения

190,2

187,0

184,0

181,0

178,0

175,0

4

Число нормальных родов (% от общего числа родов)

37

37,7

38,4

39,2

40,1

40,9

5

Уровень заболеваемости беременных женщин (% от числа закончивших беременность)

79,4

77,1

74,9

72,5

70,1

68,2

6

Охват профилактическими осмотрами девочек I возрастной группы (до 10 лет)

8,1

8,3

8,5

8,7

8,9

9,1

7

Охват профилактическими осмотрами девочек II возрастной группы (от 11 до 14 лет)

17,6

18

18,4

18,8

19,2

19,6

8

Охват профилактическими осмотрами девочек III возрастной группы (от 15 до 17 лет)

62,2

63,4

64,6

65,8

67

68,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»