ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04.10.2007 № 108/412

Об утверждении областной целевой программы
"Развитие жилищного строительства в Кировской области" на 2008 год

(с изменениями на 9 декабря 2008 года)

____________________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/224
     постановлением Правительства Кировской области от 09.12.2008 № 455/505

____________________________________________________________________________

В целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Кировской области Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Кировской области" на 2008 год (далее - Программа). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком Программы департамент строительства и архитектуры Кировской области (Гребенкин В.П.).

3.Утвердить Порядок конкурсного отбора муниципальных образований Кировской области для участия в областной целевой программе "Развитие жилищного строительства в Кировской области" на 2008 год. Прилагается.

4.Департаменту строительства и архитектуры Кировской области (Гребенкин В.П.) провести в установленном порядке конкурсный отбор муниципальных образований Кировской области для участия в Программе на 2008 год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области до 01.12.2007 разработать муниципальные комплексные программы жилищного строительства для реализации Программы на территории муниципальных образований, предусматривать в расходной части бюджетов ассигнования на реализацию программных мероприятий.

4. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) предусмотреть на 2008 год в областном бюджете средства, необходимые для реализации Программы.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Носкова Э.А.



Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 04.10.2007 № 108/412
(с изменениями, внесенными постановлениями
Правительства Кировской области
  от 16.06.2008 № 135/224, от 09.12.2008 № 455/505)



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие жилищного строительства
в Кировской области" на 2008 год


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие жилищного
строительства в Кировской области" на 2008 год

Наименование программы

"Развитие жилищного строительства в Кировской области"

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства области от 11.09.2007 № 394 "О концепции областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Кировской области" на 2008-2010 годы"

Государственный заказчик Программы

департамент строительства и архитектуры Кировской области

Разработчик Программы

департамент строительства и архитектуры Кировской области

Цель Программы

реализация на территории Кировской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

Задачи Программы

увеличение объемов строительства жилья (организационные мероприятия);

опережающее развитие коммунальной инфраструктуры на земельных участках для жилищного строительства;

разработка документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации

Важнейшие целевые индикаторы и показатели


общий годовой объем ввода жилья; ввод жилья на душу населения;

уровень обеспеченности населения жильем;

коэффициент доступности жилья;

доля муниципальных образований, принявших правила землепользования и застройки

Срок реализации Программы

2008 год

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования -110,2488 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 2,498 млн. рублей; областной бюджет - 73 млн. рублей; местные бюджеты - 34,3033 млн. рублей (привлекаются по согласованию); средства частных инвесторов и кредиторов -0,4475 млн. рублей (привлекаются по согласованию)

Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

общий годовой объем ввода жилья - 415 тыс.кв. метров;

ввод жилья на душу населения - 0,29 кв.метров на человека;

уровень обеспеченности населения жильем -21,6 кв. метра на человека;

коэффициент доступности жилья - 6,2 года; доля муниципальных образований, принявших правила землепользования и застройки -50%;


(с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/224, от 09.12.2008 № 455/505)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и срока возможного приобретения) и комфортным (с точки Зрения условий проживания) жильем является одной из важнейших проблем социально-экономического развития для Кировской области. Достаточно привести цифры. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 35 тыс.семей, из них 14,9 тыс. семей в г.Кирове. Только для обеспечения потребностей очередников областному центру необходимо более 1 млн.кв. метров жилья.

Кировская область по вводу в действие жилых домов в Приволжском федеральном округе занимает 12 место, а в расчете на тысячу человек населения занимает 14 место.

Правительству области удается, начиная с 2004 года, сохранять положительную тенденцию по вводу жилья, о чем свидетельствуют данные органов государственной статистики в приведенной ниже таблице 1.

Ввод в действие жилья в 1999-2006 годах



Таблица 1

Наименование

Годы

показателя

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

тыс.кв. метров

242

221

219

190

161,1

230,4

257,4

308,5

квартир

3660

3140

3261

2514

2332

3375

3737

4710


Вместе с тем эти объемы не соответствуют потребностям жителей области. Спрос намного превышает предложение.

По причине недостаточного ввода жилья наблюдается неоправданный рост цен на жилищном рынке. Разрыв между стоимостью строительства и рыночной стоимостью жилья достигает 72%. Средняя цена жилья в городе Кирове вплотную приблизилась к 32 тыс. руб. за 1 кв. метр.

Неудовлетворительное положение в области сложилось с разработкой градостроительной документации, что приводит к закрытости решений, несоблюдению сроков и порядка исходно-разрешительной системы землепользования, неэффективности форм предоставления прав на землю в виде покупки, аренды, пользования. По большинству городов и поселений отсутствуют перспективные планы развития на 3 года, 10 лет. Развитие городских поселений не увязано с демографическими и миграционными процессами и планами развития градообразующих факторов.

С 2010 года запрещается строительство объектов без разработки предусмотренной законодательством градостроительной документации. В области из 442 муниципальных образований генеральные планы имеются в 391 городском и сельском поселениях. Около 50 % генеральных планов

требуют корректировки. Имеющиеся схемы территориальной планировки во всех 39 районах области устарели, не соответствуют требованиям законодательства, их необходимо разрабатывать вновь.

Только в десяти процентах муниципальных образований подготовлены и утверждены правила землепользования и застройки. В ближайшее время необходимо спланировать и последовательно осуществлять разработку этой обязательной документации и нормативно-правовых актов, используя все возможности муниципальных бюджетов.

С целью обеспечения жилищного строительства документами территориального планирования (генеральными планами), градостроительного зонирования (правилами землепользования застройки), документацией по планировке территории (проектами планировки с проектами межевания) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в рамках Программы необходимо разработать мероприятия по подготовке градостроительной документации о территориальном планировании развития Кировской области.

Серьезной проблемой для нашей области, как и для всей страны, является то, что при существовании спроса на жилье, при наличии свободных площадей, строить негде. Во всех районах области имеются свободные территории под жилищное строительство в количестве более 600 гектаров. На этих площадях можно возвести 837 тыс.кв.метров индивидуального жилья и более 950 тыс.кв.метров многоквартирного жилья. Но все эти свободные территории не обеспечены инженерной инфраструктурой. Из-за отсутствия необходимых средств органы местного самоуправления области медленно осуществляют подготовку и формирование участков к аукционам. В результате чего в 2006 году с торгов было предоставлено порядка двадцати земельных участков для жилищного строительства площадью 4,3 гектара, в том числе три из них в городе Кирове, площадью 0,3 гектара. А обращений от физических и юридических лиц в администрацию города Кирова на предоставление земельных участков поступило более четырех тысяч.

Органы местного самоуправления области и застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной" застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.

Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения земельных участков для жилищного строительства основана на формировании предприятиями,

предоставляющими коммунальные услуги, в том числе и электроэнергетического сектора, монопольной платы за присоединение к их инфраструктурным системам или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных по непрозрачным и изменяющимся принципам. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных для жилищного строительства площадок.

Органы местного самоуправления области, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.

В подавляющем большинстве районов и городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" к основным приоритетам бюджетных расходов отнесен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Главной задачей приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является увеличение объемов жилищного строительства.

Регионам Российской Федерации, как и органам местного самоуправления, отводится ведущая роль в процессе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России".

В Кировской области планируется увеличить ввод жилья с 257 тыс. кв. метров в 2005 году до 415 тыс. кв. метров в 2008 году. Прогноз ввода жилых домов по муниципальным образованиям области приведен в приложении № 1 к Программе.

2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации

Основной целью Программы является реализация на территории Кировской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", организационной основой которого стала новая редакция федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

увеличение объемов строительства жилья (организационные мероприятия);

опережающее развитие коммунальной инфраструктуры на земельных участках для жилищного строительства;

разработка документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Целевыми показателями оценки хода реализации Программы являются:

общий годовой объем ввода жилья;

ввод жилья на душу населения;

уровень обеспеченности населения жильем;

коэффициент доступности жилья;

доля муниципальных образований, принявших правила землепользования и застройки.

Количественные значения показателей приведены в таблице 2 раздела 6 Оценка социально-экономической эффективности Программы.

Срок реализации Программы - 2008 год. Разделение реализации Программы на этапы не предусматривается.

3. Перечень программных мероприятий

№ п/п

Программные мероприятия

Источники финан- сирования

Объемы финанси- рования на 2008 год (млн.рублей)

Ответственные исполнители

3.1

Организационные мероприятия по увеличению объемов строительства жилья

3.1.1

Ведение реестра строящихся жилых домов, контроль за эффективным использованием земельных участков, выделенных под жилую застройку, применение экономических рычагов, обеспечивающих своевременную сдачу в эксплуатацию жилых домов, передачу "долгостроев" другим застройщикам на конкурсной основе

не требуется

органы местного самоуправления области **

3.1.2.

Обследование предоставленных ранее земельных участков под жилищное строительство, принятие мер по их освоению, при необходимости их изъятие и продажа другим застройщикам через аукцион

не требуется

органы местного самоуправления области ** департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.1.3

Распространение опыта по применению в жилищном строительстве инновационных технологий с использованием конкурентноспособных строительных материалов и изделий из местного сырья

не требуется

предприятия строительного комплекса Кировской области**, департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.1.4

Оптимизация процедур подготовки исходно-разрешительных документов на предоставление земельных участков под жилую застройку, согласований и экспертизы проектной документации на строительство жилых домов

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области, органы местного самоуправления области **

3.1.5

Мониторинг сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве на территории Кировской области

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.1.6

Ежемесячный мониторинг и оценка строительства жилых домов на территории Кировской области

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.1.7.

Проведение информационно- разъяснительной работы среди населения через печатные и электронные средства массовой информации о ходе реализации государственной жилищной политики в Кировской области

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области, департамент информационно- аналитической заботы и связей общественностью Кировской области

3.2

Опережающее развитие коммунальной инфраструктуры на земельных участках для жилищного строительства

3.2.1

Разработка методических рекомендаций и содействие в подготовке инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой,

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.2.2

Подготовка и принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

не требуется

органы местного самоуправления области **

3.2.3

Отбор инвестиционных проектов и муниципальных образований по разработке градостроительной документации и по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.2.4

Заключение соглашений с муниципальными образованиями на получение субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий программы

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.2.5

Реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство

всего

59,5731

департамент строительства и архитектуры Кировской области, департамент жилищно- коммунального

хозяйства Кировской области, органы

в том числе:

местного самоуправления

феде- ральный бюджет

2,498

области**, частные инвесторы**, кредитные

областной бюджет

28

организации**

местные бюджеты*

28,6276



средства частных инвесторов и кредиторов**

0,4475



в том числе:

3.2.5.1

Реализация муниципальными образованиями, юридическими лицами инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство

всего

54,5161

в том числе:

областной бюджет

25,8885

местные бюджеты*

28,6276

3.2.5.2

Субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение коммунальной инфраструктурой малоэтажного поселка "Родина" в г. Киров

всего

5,057

в том числе:



феде- ральный бюджет

2,498

областной бюджет

2,1115





средства частных инвесторов и кредиторов**

0,4475

3.2.5.3

Исключен постановлением Правительства Кировской области от 09.12.2008 № 455/505

3.2.6

Мониторинг и оценка реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.3

Разработка документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации

3.3.1

Утверждение нормативов градостроительного проектирования Кировской области

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.3.2

Исключен постановлением Правительства Кировской области от 16.06.2008 № 135/224

3.3.3

Обеспечение сопровождения и координация действий разработчиков Схемы территориального планирования Кировской области

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.3.4

Разработка методических рекомендаций и содействие в подготовке проектов планировки территорий для формирования пакетов документов, необходимых для проведения аукционов по предоставлению прав на земельные участки под жилищное строительство

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

3.3.5

Разработка документов территориального

всего

50,6757



планирования, градостроительного зонирования

в том числе:

 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации

областной

бюджет

45

местные бюджеты*

5,6757

3.3.6

Мониторинг и оценка разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации

не требуется

департамент строительства и архитектуры Кировской области

ИТОГО

всего

110,2488

в том числе:

федеральный бюджет

2,498

областной бюджет

73

местные бюджеты*

34,3033







средства частных инвесторов и кредиторов**

0,4475"





Кроме того:





государст- венные гарантии Российс- кой Феде- рации (в рамках ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы)

148,5







государст- венные гарантии Кировской области

148,5



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»