ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11.09.2007 № 394
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 № 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 20.06.2007 № 98/266) и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 17.07.2007 № 10):
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Кировской области" на 2008-2010 годы (далее- Концепция). Прилагается.
2. Департаменту строительства и архитектуры Кировской области (Гребенкин В.П.) в целях реализации Концепции ежегодно разрабатывать и представлять Правительству области в установленном порядке проект областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Кировской области" (далее - Программа) со сроком реализации 1 год.
3. Установить предельный объем финансирования Программы на 2008-2010 годы из средств областного бюджета в размере 237,41 млн. рублей.
4. Определить государственным заказчиком Программы департамент строительства и архитектуры Кировской области (Гребенкин В.П.).
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Носкова Э.А.
Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы
"Развитие жилищного строительства
в Кировской области" на 2008 - 2010 годы
В бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" к основным приоритетам бюджетных расходов отнесен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Главной задачей приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является увеличение объемов жилищного строительства.
Регионам Российской Федерации, как и органам местного самоуправления, отводится ведущая роль в процессе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России".
Необходимость обеспечения населения доступным (с точки зрения стоимости и срока возможного приобретения) и комфортным (с точки зрения условий проживания) жильем является одной из важнейших проблем социально-экономического развития для Кировской области. Достаточно привести цифры. В очереди на улучшение жилищных условий состоит около 35 тыс.семей, из них -14,9 тыс. семей в г.Кирове. Только для обеспечения потребностей очередников областному центру необходимо более 1 млн.кв. метров жилья.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства в 2006 году составила 94 %, из них индивидуальными застройщиками -31,3%.
В среднем на начало 2007 года на одного жителя области приходилось 21,1 кв. метра площади жилья.
Кировская область по вводу в действие жилых домов в Приволжском федеральном округе занимает 12 место, а в расчете на тысячу человек населения занимает 14 место.
Правительству области удается, начиная с 2004 года, сохранять положительную тенденцию по вводу жилья, о чем свидетельствуют данные в приведенной таблице 1.
Таблица 1
Ввод в действие жилья в 1999-2006 годах
Наименование показателя | Годы | |||||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Тыс.кв. метров | 242 | 221 | 219 | 190 | 161,1 | 230,4 | 257,4 | 308,5 |
Квартир | 3660 | 3140 | 3261 | 2514 | 2332 | 3375 | 3737 | 4710 |
Необходимо отметить, как положительный момент, рост ввода в действие индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью государственного кредита. В 2006 году такого жилья введено 115 тыс.кв.метров с ростом на 27% к уровню 2005 года. В основном строительство этих домов ведется в районах области. Удельный вес индивидуальных жилых домов в общем вводе жилья составил 37,2% при среднероссийском - 39,5 %.
Вместе с тем эти объемы не соответствуют потребностям жителей области. Спрос намного превышает предложение.
По причине недостаточного ввода жилья наблюдается неоправданный рост цен на жилищном рынке. Разрыв между стоимостью строительства и рыночной стоимостью жилья достигает 72%. Средняя цена жилья в городе Кирове вплотную приблизилась к 32 тыс. рублей за 1 кв. метр.
Формирование рынка доступного и комфортного жилья требует реализации комплексной государственной политики, направленной на повышение платежеспособного спроса населения на жилье через развитие различных форм жилищного кредитования, в первую очередь, ипотечного жилищного кредитования; адекватное увеличение объемов предложения жилья через развитие жилищного строительства, а также повышение качества жилищных и коммунальных услуг.
Непосредственно жилищное строительство должно осуществляться на условиях конкуренции среди застройщиков и подрядчиков.
С 2010 года запрещается строительство объектов без разработки предусмотренной законодательством градостроительной документации. В области из 442 муниципальных образований генеральные планы имеются в 391 городском и сельском поселении. Около 50 % генеральных планов требуют корректировки. Имеющиеся схемы территориальной планировки во всех 39 районах области устарели, не соответствуют требованиям законодательства, их необходимо разрабатывать вновь.
Только в десяти процентах муниципальных образований подготовлены и утверждены правила землепользования и застройки. В ближайшее время необходимо спланировать и последовательно осуществлять разработку этой обязательной документации и нормативно-правовых актов, используя все возможности муниципальных бюджетов.
С целью обеспечения жилищного строительства документами территориального планирования (генеральными планами), градостроительного зонирования (правилами землепользования застройки), документацией по планировке территории (проектами планировки с проектами межевания) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в рамках Программы необходимо разработать мероприятия по подготовке градостроительной документации о территориальном планировании развития Кировской области.
Серьезной проблемой для нашей области, как и для всей страны, является то, что при существовании спроса на жилье, при наличии свободных площадей, строить негде. Во всех районах области имеются свободные территории под жилищное строительство в количестве более 600 гектаров. На этих площадях можно возвести 837 тыс.кв.метров индивидуального жилья и более 950 тыс.кв.метров многоквартирного жилья. Но все эти свободные территории не обеспечены инженерной инфраструктурой. Из-за отсутствия необходимых средств органы местного самоуправления области медленно осуществляют подготовку и формирование участков к аукционам. В результате чего в 2006 году с торгов было предоставлено порядка двадцати земельных участков для жилищного строительства площадью 4,3 гектара, в том числе три из них в городе Кирове, площадью 0,3 гектара. А обращений от физических и юридических лиц в администрацию города Кирова на предоставление земельных участков поступило более четырех тысяч.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для эффективного функционирования рынка жилья;
носят межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;
носят комплексный характер, и их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства;
входят в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы с подпрограммами, являющимися организационно-финансовым механизмом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на решении самых важных конкретных задач в целях значительного подъема жилищного строительства и предотвратить их распыление.
В связи с этим целесообразно решать поставленные задачи в рамках областной целевой программы с использованием программно-целевого бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение
системных проблем за счет реализации комплекса мероприятий, увязанным по задачам, ресурсам и срокам.
Отказ от применения программно-целевого метода будет означать, что реализация каждого мероприятия потребует отдельных решений Правительства области. Кроме того, не будет достигнута основная цель -увеличение объемов жилищного строительства, поставленная в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" и послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007, где также особое внимание обращается на расширение государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства. Без применения программно-целевого метода, темпы жилищного строительства по-прежнему не будут удовлетворять существующий в области спрос на рынке жилья.
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", основным направлением реформирования бюджетного процесса провозглашен переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, предусматривающего смещение акцентов от управления расходами на управление результатами.
Расчеты государственного унитарного предприятия "Татинвестгражданпроект", анализ накопленного опыта решения проблемы с использованием федеральных и областных целевых программ, текущей ситуации в области и возможной динамикой её развития показывает, что Программа может развиваться по двум вариантам решения проблемы, которые приведут к показателям, указанным в таблице 2.
Вариант № 1 (оптимистичный) предполагает в областном центре г.Кирове освоение земельных участков жилых районов "Урванцево" и "Чистые пруды" для массовой жилищной застройки. При выделении достаточных средств на обеспечение данных участков инженерной инфраструктурой реализация этих двух проектов позволит построить жилья более 1 млн.кв. метров общей площади.
В районах области предусматривается создание условий для увеличения объемов строительства индивидуальных жилых домов путем своевременной градостроительной и инженерной подготовки территорий под малоэтажное жилищное строительство, внедрение технологий быстровозводимого малоэтажного жилищного строительства, таких как каркасные и каркасно-панельные конструкции, технологии на основе конструкционных теплоизоляционных панелей. В настоящее время имеется градопланировочная документация в районах и городах области на земельные участки под малоэтажное жилищное строительство площадью свыше 900 гектаров, на которых можно построить более 1 млн. кв. метров общей площади жилья.
Вариант № 2 (пессимистичный) предусматривает лишь "точечную" застройку в г.Кирове и начало освоения земельного участка жилого района "Урванцево".
Помимо этого, в данном варианте финансирование обустройства земельных участков инженерной инфраструктурой для комплексной малоэтажной застройки предполагается в ограниченных размерах, сложившихся в настоящее время.
Таблица 2
Сравнение вариантов решения проблемы
Оценочные параметры | Значение параметра по годам | |||||||
2006 год | 2007 год (оценка) | 2008 год | 2009 год | 2010 | год | |||
1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | |||
Общий годовой объем ввода жилья (тыс.кв. метров) | 308,5 | 345 | 415 | 375,1 | 500 | 429,58 | 600 | 469,49 |
Ввод жилья на душу населения (кв.метров/человек) | 0,21 | 0,24 | 0,29 | 0,27 | 0,36 | 0,31 | 0,43 | 0,34 |
Уровень обеспеченности населения жильем (кв. метр на человека) | 21,1 | 21,25 | 21,6 | 21,52 | 21,86 | 21,83 | 22,61 | 22,26 |
Коэффициент доступности жилья (отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.метров к среднему совокупному доходу семьи из трех человек), лет | 6,7 | 6,6 | 6,2 | 6,5 | 5,6 | 6,3 | 5,0 | 6,0 |
Доля муниципальных образований, принявших правила землепользования и застройки (%) | 10 | 15 | 50 | 40 | 100 | 80 | 100 | 100 |
Наиболее предпочтительным является вариант №1, позволяющий наиболее полно решить к 2010 году задачу удвоения объемов жилищного строительства.
Риски, возникающие при реализации любого из вариантов, связаны с отсутствием или с сокращением необходимой бюджетной поддержки и невыполнением плана мероприятий, определенного Программой.
Сроки реализации Программы - 2008-2010 годы. Разделение реализации Программы на этапы не предусматривается.
Основной целью Программы является реализация на территории Кировской области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", организационной основой которого стала новая редакция федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи: