ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15.05.2007 № 205
В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 № 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области", и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 06.04.2007 № 5):
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года". Прилагается.
2. Разработать проект закона Кировской области "Об областной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года" и представить его на рассмотрение Законодательного Собрания области в срок до 01.09.2007.
3. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года" департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области (Котлячков А. А.).
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области, главу департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области Котлячкова А.А.
И.о. Председателя Правительства
Кировской области В.В. Крепостнов
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 15.05.2007 № 205
ОДОБРЕНА
решением консультативного совета
по инвестиционной политике при
Правительстве Кировской области
от 06.04.2007 № 5
1.1. Основные понятия и термины, принятые в концепции
Концепция - определенный способ понимания, трактовки, основная точка зрения на направления развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) Кировской области в перспективе, руководящая идея для реализации направлений; ведущий замысел, конструктивный принцип, закладываемый в разрабатываемую областную целевую программу.
Целевая программа - увязанная по ресурсам, срокам и исполнителям система мероприятий целенаправленного развития АПК Кировской области в обозначенной перспективе, обеспечивающая решение накопившихся проблем и изменение сложившихся негативных тенденций.
Сценарий развития - система предположений о развитии АПК Кировской области, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов целевой программы.
Кластер - группа соседствующих, функционирующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности взаимодополняющих друг друга взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает сумму составных частей кластера.
Агрохолдинг - совокупность юридических лиц (участников), связанных между собой договорными или имущественными отношениями по управлению головной компанией деятельностью других участников на основе ее права определять решения, принимаемые другими участниками.
1.2. Актуальность разработки концепции и целевой программы
Концепция областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года" (далее - концепция) разработана в целях мобилизации ресурсного и административного потенциала Кировской области на реализацию одного из основных национальных приоритетов социально-экономической политики государства на ближайшее десятилетие. Сельское хозяйство отнесено в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10.05.2006 к той сфере, "которая прямо определяет качество жизни граждан". В Послании Губернатора Кировской области Н.И.Шаклеина депутатам Законодательного Собрания Кировской области 20.04.2006 (далее - Послание Губернатора области) реализация мер по национальному проекту развития АПК определена как "особо значимая для экономики области". Концепция разработана в соответствии с техническим заданием на выполнение Государственного контракта №07-10/1 от 09.10.2006 и требованиями постановления Правительства области от 30.06.2005 №37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области".
АПК Кировской области, включающий в себя совокупность взаимосвязанных отраслей сельского хозяйства, его материально-технического обеспечения и обслуживания и перерабатывающей промышленности, занимает одно из центральных мест в экономике области по вкладу в производство валового регионального продукта (далее - ВРП), обеспечению занятости населения, инвестициям в основной капитал. Продукция АПК является основой для формирования регионального продовольственного рынка, снабжения населения Кировской области качественными продуктами питания местного производства. АПК гарантирует продовольственную безопасность Кировской области, страхует риски, связанные с конъюнктурой внешнеэкономических отношений и последствиями неблагоприятных погодных условий внутри страны. Сельское хозяйство - ядро АПК - обеспечивает устойчивое развитие сельских территорий, занятость сельского населения, сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. Организации АПК могут внести существенный вклад в формирование привлекательного инвестиционного климата в Кировской области.
Вместе с тем разрушительные действия по освоению либеральной модели в экономике Российской Федерации в 1991-1998 годах, последствия которых проявляются до сих пор, существенно подорвали базисные основы функционирования и развития АПК Кировской области. Нарушен воспроизводственный процесс, утратили свой потенциал ремонтно-технические организации АПК, происходит дифференциация финансово-экономического состояния организаций, приводящая к банкротству многих из них, формируются депрессивные сельские территории, проявляются и другие негативные последствия.
Исходя из анализа и научной оценки проблемной ситуации в концепции сформулированы цель, задачи, целевые показатели, необходимые объемы и источники финансирования областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года" (далее - Программа). Перспективные параметры для АПК Кировской области определены исходя из инерционного и мобилизационного сценариев развития АПК.
Вследствие освоения в российской экономике либеральной модели в АПК Кировской области сложился суженный тип воспроизводства производственно-ресурсного потенциала, что предопределило негативные тенденции сокращения объемов производства большинства видов продукции сельского хозяйства, банкротство сельскохозяйственных организаций, образование депрессивных территорий, снижение уровня жизни сельского населения, постепенную утрату позиции регионального АПК в общероссийском разделении труда.
Исходя из обозначенной проблемной ситуации целью Программы является обеспечение реализации мероприятий, направленных на восстановление процесса расширенного воспроизводства в АПК и обеспечение на этой основе существенного укрепления экономики аграрного сектора, повышения занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивого развития сельских территорий, достижения темпов развития АПК области, превышающих общероссийские показатели, закрепления Кировской области в числе субъектов Российской Федерации с высокоразвитым АПК, поставляющим продукцию за пределы региона.
В Послании Губернатора области отмечается, что "одно из центральных мест в усилиях всех ветвей власти и органов управления в текущий и предстоящий периоды займет реализация приоритетных национальных проектов. Наша задача - эффективно использовать их потенциал для повышения качества жизни кировчан".
Среди проблем АПК, требующих первоочередного решения, в Послании Губернатора области обозначены неэффективная структура производства, устаревшие технологии, изношенные фонды, отсутствие грамотных современных управленцев. Концепция в этой связи предусматривает:
укрепление межотраслевых связей и совершенствование межотраслевых пропорций в АПК, направленных на усиление роли перерабатывающих организаций в формировании сырьевых зон, технологической и технической модернизации сельскохозяйственных организаций, находящихся в сфере их влияния;
структурную перестройку в сельском хозяйстве в направлении ускоренного развития мясного птицеводства и свиноводства, обеспечивающих ускоренное наращивание объемов рентабельного производства мяса; мясного скотоводства как стратегически перспективной отрасли животноводства в области;
развитие зернового хозяйства как основы устойчивого развития животноводства посредством создания страховых запасов кормового зерна и вследствие этого снижение рисков в ведении отрасли;
освоение новых технологий, в том числе в сфере заготовки и хранения кормов, кормления и содержания животных;
повышение уровня менеджмента предприятий агропромышленного комплекса посредством поглощения неэффективных организаций эффективными, включения их в состав вертикально интегрированных систем, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий.
В качестве политики в отношении субъектов АПК в Послании Губернатора области определено стимулирование создания вертикально интегрированных холдингов, позволяющих наиболее эффективно организовать производство, переработку и реализацию продукции с учетом потребностей внутреннего и внешнего продовольственного рынка. Ставка в реализации проектов развития АПК в концепции делается на активное привлечение частных, корпоративных и портфельных (в том числе зарубежных) инвесторов, на обеспечение дальнейшего совершенствования механизмов регулирования инвестиционных процессов с учетом опыта других стран и других субъектов Российской Федерации, что соответствует подходам к решению приоритетных задач социально-экономического развития Кировской области.
Концепция в этом направлении предусматривает:
преимущественную разработку и реализацию инвестиционных проектов по созданию не отдельно взятых объектов (ферм, комплексов, хранилищ), а их групп в виде кластеров, которые включают в себя взаимообусловленные и взаимодополняющие друг друга сельскохозяйственные, перерабатывающие и обслуживающие организации АПК на основе построения технологических и экономических цепочек горизонтальных и вертикальных связей;
мобилизацию административного ресурса Кировской области на привлечение крупных инвестиций в основной капитал из-за ее пределов, а также использование областного вектора потенциальных инвесторов;
формирование на основе спроектированных кластеров вертикально интегрированных холдингов посредством диверсификации капитала одного или нескольких инвесторов;
включение проектируемых кластеров в уже существующие вертикально интегрированные холдинги, в том числе в крупные холдинговые формирования, снабжающие население г. Москвы и других мегаполисов продовольствием;
ориентацию холдинговых формирований и крупных перерабатывающих организаций Кировской области на реализацию своей продукции на внерегиональных рынках;
создание бренда продовольственных товаров Кировской области и продвижение его за пределы региона.
Реализация Программы будет стимулировать формирование областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, рост уровня занятости, доходов и повышения качества жизни населения, что, в конечном счете, является основной задачей социально-экономического развития Кировской области.
Кировская область, выделяясь в России в качестве региона, специализирующегося на производстве продукции АПК, тем не менее эти позиции постепенно теряет по большинству ее видов. Исключение составляет производство яиц, цельномолочной продукции, сыра и брынзы, в отношении которых проявляется обратная тенденция (табл. 1).
Удельный вес Кировской области в объемах
производства продукции АПК Российской Федерации
(%) | |||||||
Показатель | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
Производство продукции сельского хозяйства, все категории хозяйств | |||||||
Валовая продукция сельского хозяйства | 1,52 | 1,46 | 1,37 | 1,34 | 1,32 | 1,31 | 1,33 |
Зерновые и зернобобовые культуры - всего | 1,19 | 1,22 | 0,82 | 1,10 | 0,78 | 0,85 | 0,73 |
в том числе рожь | 4,89 | 4,73 | 3,53 | 4,06 | 4,45 | 4,36 | - |
Лен-долгунец | 2,34 | 2,93 | 0,80 | 2,64 | 1,50 | 1,77 | 0,94 |
Картофель | 1,89 | 1,73 | 1,44 | 1,36 | 1,48 | 1,17 | 1,35 |
Овощи | 2,87 | 2,61 | 2,19 | 2,00 | 2,01 | 1,68 | 1,67 |
Скот и птица (на убой) | 1,92 | 1,87 | 1,79 | 1,69 | 1,48 | 1,43 | 1,34 |
Молоко | 2,09 | 2,09 | 2,06 | 1,95 | 1,93 | 1,95 | 1,91 |
Яйца | 1,25 | 1,24 | 1,25 | 1,30 | 1,39 | 1,42 | 1,40 |
Производство продукции перерабатывающей промышленности | |||||||
Мясо и субпродукты I категории | 1,76 | 1,67 | 1,61 | 1,52 | 1,31 | 1,13 | 1,11 |
Колбасные изделия | 1,21 | 1,03 | 0,92 | 1,12 | 1,03 | 0,84 | 0,87 |
Масло животное | 2,96 | 2,74 | 2,69 | 2,28 | 1,98 | 2,12 | 1,96 |
Цельномолочная продукция | 1,97 | 1,95 | 2,56 | 2,29 | 2,45 | 2,38 | 2,29 |
Сыр и брынза | 1,22 | 1,25 | 1,23 | 1,34 | 1,44 | 1,24 | 1,29 |
В АПК области сложилась непростая ситуация. Несмотря на существенные качественные изменения, в последние годы в молочном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве сельскохозяйственных организаций, в молоко- и мясоперерабатывающей промышленности не преодолена тенденция спада объемов производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий. Продолжается сокращение поголовья скота (особенно в личных подсобных хозяйствах), почти половина сельскохозяйственных организаций области либо находится в сложном финансовом положении, либо фактически является банкротами. Не найдено пока практическое решение по ликвидации убыточности производства мяса КРС, исчезает из АПК области отрасль льноводства, неустойчивым является положение в зерновом хозяйстве и кормопроизводстве, существуют проблемы в сфере реализации продукции АПК за пределами региона.
Складывающаяся ситуация связана с тем, что темпы развития аграрного сектора экономики в Кировской области ниже, чем в ряде субъектов Российской Федерации, которые предопределяют общероссийскую динамику (табл. 2).
Индексы физического объема продукции сельского хозяйства во
всех категориях хозяйств в фактически действовавших ценах
( в % к 2000 году) | |||||||
Наименование субъекта, показателя | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
Российская Федерация | 100,0 | 124,1 | 132,9 | 149,1 | 173,7 | 191,1 | 208,9 |
Кировская область | 100,0 | 119,3 | 120,3 | 131,8 | 150,6 | 166,5 | 183,0 |
Отклонение области от Российской Федерации, % | 0,0 | -4,8 | -12,6 | -17,3 | -23,1 | -24,6 | -25,9 |