Инвестиционная деятельность в Кировской области осуществляется на основании федеральных законов от 25.02.99 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 09.07.99 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Закона Кировской области от 28.12.2005 № 399-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области" и иных правовых актов Российской Федерации и Кировской области.
Анализ текущего состояния инвестиционной деятельности в Кировской области позволяет сделать вывод о наличии следующих основных тенденций:
наличие достаточно высоких темпов роста инвестиционных вложений. Темпы роста инвестиций в Кировской области превосходят общероссийские. В структуре инвестиций в нефинансовые активы Кировской области в 2001-2005 годы преобладали инвестиции в основной капитал (более 99 %), объем которых увеличился почти в 3 раза (с 4426,5 млн. рублей в 2001 году до 13548,2 млн. рублей в 2005году). Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в 2005 году занимают следующие виды экономической деятельности: производство и перераспределение электроэнергии, газа и воды (10,3 %), транспорт (13,2 %), связь (7,5 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (13,5 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (10 %);
структура инвестиций по направлениям вложений носит в основном поддерживающий характер, т.е. направлена, прежде всего, на поддержку имеющегося потенциала и в гораздо меньшей степени на его развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона. Особую тревогу вызывает незначительный уровень вложений в такие направления развития как в обучение персонала (23,1 % от числа исследованных предприятий) и в инновационные технологии (17,6 %);
Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций (66,6 % от общего объема финансовых и нефинансовых вложений в 2005году). В структуре привлеченных средств в 2001 - 2005 годах значительный вес занимали бюджетные средства. В целом за этот период отмечалось снижение удельного веса собственных средств в структуре инвестиций в основной капитал (с 61,3 % в 2001 году до 57,3 % в 2005году), снижение удельного веса бюджетных средств (с 20,6 % в 2001 году до 14,18% в 2005году) и увеличение доли привлеченных средств за счет кредитов банков (с 1,7 % в 2001 году до 7,2 % в 2005 году). Обращает на себя внимание очень медленный рост доли привлеченных средств. В тоже время общая практика развития экономических отношений показывает, что большинство серьезных проектов, связанных с развитием, реализуется с участием привлеченного капитала;
в 2001 - 2005 годах в Кировской области сохранялся невысокий уровень инвестиционной активности предприятий. Прирост инвестиций в основной капитал в сопоставимой оценке (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального жилищного строительства и объемов неформальной экономики) в 2005 году по сравнению с предшествующим годом составил 7,2 %. Рост инвестиций оказал позитивное влияние на строительство и обрабатывающие производства, связанные с ним. Однако, в процессе региональных конкурсных отборов инвестиционных проектов выявлено, что главным ограничивающим фактором участия в них является инерционность мышления многих потенциальных участников, которые, не смотря на позитивные изменения условий участия в конкурсах, по-прежнему считают эти условия непрозрачными и не принимают в них участия;
на фоне низкой инвестиционной активности местных предприятий существенной проблемой становится низкий приток прямых инвестиций из-за пределов Кировской области, в том числе иностранных. По состоянию на 1 января 2005 года накопленный иностранный капитал в Кировской области составил всего 1236,6 млн. рублей. Наибольший удельный вес (36,2 %) приходился на портфельные инвестиции. Прямые инвестиции составили 25,5 % в общем объеме накопленных иностранных вложений.
Существенную позитивную роль в поддержке инвестиционной активности предприятий, в 2001 - 2005 годах играла система государственной поддержки инвестиционной деятельности частных инвесторов в Кировской области, осуществляемая на основании Закона Кировской области от 26.09.97 № 16-30 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности частных инвесторов на территории Кировской области". Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности в Кировской области явились: предоставление бюджетных кредитов, субсидирование части процентных ставок. Кроме того, субъектам инвестиционной деятельности предоставлялись налоговые льготы по следующим видам налогов: налог на имущество организаций и налог на прибыль организаций.
Принимаемые меры государственной поддержки в Кировской области оказали позитивное влияние на инвестиционную ситуацию. В 2003 - 2005 годах в конкурсных отборах для предоставления государственной поддержки, объявленных Правительством области, приняли участие около 50 субъектов инвестиционной деятельности. Один рубль государственной поддержки в среднем за 2005 год обеспечил прирост налоговых поступлений в размере 13,4 рублей.
В то же время необходимо отметить несколько моментов, ослабляющих стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности:
недостаточный уровень системности. В 2001 - 2005 годах практически не использовались следующие инструменты государственной поддержки: предоставление бюджетных инвестиций, предоставление залогового обеспечения, предоставление льготных условий пользования имуществом, находящимся в областной собственности, предоставление грантов.
В организации поддержки инвестиционного проекта наблюдаются существенные разрывы, которые приходятся на уязвимые места. Например, полностью отсутствует поддержка в прохождении согласительных процедур при выборе земельного участка под объект, слабо осуществляется поддержка мероприятий (разработка бизнес-планов) по коммерциализации инициатив;
отсутствие комплексности в решении проблемы инвестиционной привлекательности. Значительные средства, направляемые на реализацию других областных целевых программ, в основном служат только узковедомственным интересам и не решают задач инвестиционной привлекательности региона в целом.