Недействующий

Об областной целевой программе "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы (с изменениями на 27 декабря 2007 года) (утратил силу в соответствии с Законом Кировской области от 07.10.2008 № 294-ЗО)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

Современная ситуация с заболеваемостью населения туберкулезом обусловлена целым комплексом взаимосвязанных проблем, поэтому для ее изменения необходимо их целостное рассмотрение.

Право граждан на охрану здоровья гарантируется Конституцией Российской Федерации. Защита населения от туберкулеза является одним из приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья граждан. Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза установлены Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". В 2002-2006 годах осуществлялась реализация утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 № 790 федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 -2006 годы)", включавшей подпрограмму "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России".

Резкое ухудшение социально-экономической ситуации в стране и ослабление государственной поддержки противотуберкулезной работы привели к закономерному обострению эпидемической ситуации по

туберкулезу в первой половине 90-х годов XX века. Рост показателя заболеваемости туберкулезом в области начался с 1992 года, в 2005 году он достиг 77 случаев на 100 тыс. населения (рост на 102%), а число впервые взятых на учет больных составило 1117 человек. Показатель заболеваемости бациллярными формами туберкулеза увеличился за этот период в 2,7 раза. Смертность от туберкулеза в области с 1992 года по 2005 год выросла в 3 раза. Число инфицированных туберкулезом детей в этот же период увеличилось более чем в 2 раза и составило 25% от детского населения области. Особенно тяжелая ситуация сложилась в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где заболеваемость в 2005 году составила 1378 случаев на 100 тыс. подозреваемых, обвиняемых и осужденных, что превысило среднеобластной показатель в 18 раз.

В 2001 - 2006 годах в Кировской области реализовывалась областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области на 2001 - 2005 годы", утвержденная постановлением Правительства  области от 13.06.2001 № 197.

Это позволило в 2004-2005 годах переломить эпидемическую ситуацию по туберкулезу. Удалось выровнять ситуацию с заболеваемостью, в том числе с детской, смертностью, снизить распространенность туберкулеза в области. Стало более активным лечение с использованием хирургических методов. Остановилось многолетнее ухудшение всех эпидемиологических показателей. В настоящее время эпидемическая ситуация по туберкулезу в области расценивается как стабилизация неблагополучия.

Достигнутые положительные изменения эпидемиологии туберкулеза в области по-прежнему требуют объединенных усилий всех заинтересованных органов власти, управления, организаций.

В настоящее время в области сложились новые объективные условия, при которых необходимо продолжение работы по защите населения от туберкулеза. К ним относятся:

широкое распространение социально-экономических и биомедицинских факторов, повышающих риск заболевания туберкулезом различных групп населения;

неудовлетворительное материально-техническое состояние зданий учреждений здравоохранения области, оказывающих противотуберкулезную помощь;

нарастание лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, что, по меньшей мере, в два раза снижает эффективность лечения и делает его дороже в 10 и более раз;

недостаточный охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез, что приводит к позднему выявлению заболевания и росту его запущенных форм, а также к росту смертности и инвалидизации в связи с туберкулезом;

поздняя диагностика и недостаточно эффективное лечение туберкулеза, значительное число невыявленных больных, являющихся источником инфекции и представляющих опасность для окружающих;

наличие многочисленных социальных групп населения, которые слабо охвачены существующей системой противотуберкулезных мероприятий (лица без определенного места жительства, трудящиеся-мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, социально-дезадаптированные лица);

недостаточная интеграция учреждений здравоохранения, в том числе оказывающих первичную медицинскую помощь и специализированную противотуберкулезную помощь по вопросам профилактики, диагностики, лечения туберкулеза, затрудняющая своевременный доступ к качественной медицинской помощи нуждающихся в ней лиц и приводящая к отсутствию преемственности при диагностике и лечении больных туберкулезом;

деятельность медицинских учреждений, находящихся в ведении различных органов исполнительной власти, руководствующихся правовыми актами данных органов, результатом чего является разобщенность проводимых ими мероприятий по борьбе с туберкулезом;

недостаточная информированность населения области о туберкулезе как об инфекционном заболевании, представляющем опасность и требующем длительного лечения и реабилитационных мероприятий.

Все вышеизложенное определяет необходимость тщательного анализа, оценки и пересмотра существующих принципов и требований к организации противотуберкулезных мероприятий, вовлечения в их проведение органов власти и управления, учреждений здравоохранения, иных организаций. Полученные результаты будут служить основанием для создания более эффективной системы защиты населения области от туберкулеза, а подготовка и реализация основных мероприятий по ее созданию может быть сбалансирована и реализована в рамках программы.