Подпрограмма определяет меры по обеспечению временной занятости ищущих работу граждан.
1.1. Основными задачами организации общественных работ являются:
1.1.1. Создание условий для временного трудоустройства безработных и незанятых граждан, а также занятых граждан в свободное от работы время.
1.1.2. Предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка.
1.1.3. Снижение социальной напряженности на территории муниципальных образований.
1.1.4. Обеспечение предприятий Кировской области кадрами для выполнения социально значимых работ, носящих временный или сезонный характер.
При ее разработке использованы Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 № 1032-1 (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.97 № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.99 № 1247), постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.99 № 659 «О мерах по поддержанию занятости населения», а также материалы по результатам работы службы занятости Кировской области.
Динамика трудоустройства на общественные работы
Показатели | 1996 год | 1997 год | 1997 | 1998 год | 1998 | 1999 год | 1999 | 2000 год (оценка) | 2000 1999 (%) |
Приняло участие в общественных работах - всего (человек): | 5898 | 11615 | 200 | 18945 | 160 | 20762 | 110 | 19000 | 92 |
в том числе: женщины | 3214 | 5703 | 180 | 9949 | 170 | 11354 | 110 | 9120 | 80 |
молодежь | 1912 | 3542 | 190 | 5906 | 170 | 6555 | 110 | 6270 | 95 |
граждане предпенсионного возраста | 207 | 437 | 210 | 666 | 150 | 426 | 60 | 350 | 80 |
граждане, имеющие длительный перерыв в работе | 972 | 2614 | 270 | 4743 | 180 | 5145 | 110 | 5680 | 110 |
граждане, не имеющие статуса безработных | 92 | 310 | 340 | 438 | 140 | 504 | 120 | 600 | 120 |
Количество рабочих мест, созданных для участия в общественных работах (единиц) | 4828 | 8510 | 180 | 13785 | 160 | 17494 | 130 | 10500 | 60 |
Ситуация в экономике и сфере занятости населения Кировской области в 2000 году характеризуется следующими явлениями:
на крупных и средних предприятиях отмечено превышение численности принятых на работу над уволенными;
уменьшились объемы высвобождения работников в связи с сокращением персонала и ликвидацией рабочих мест;
уменьшились объемы скрытой безработицы, обозначилась тенденция к снижению уровня общей безработицы.
Кроме того, увеличились объемы привлечения безработных и незанятых граждан на временные и общественные работы. Как следствие, значительно сократилась численность официально зарегистрированных безработных. По состоянию на 01.01.2000 на учете в службе занятости их было 28,1 тыс. человек, или 3,6% экономически активного населения, а на 01.10.2000 - 23,2 тыс. человек, или 2,8% экономически активного населения. Вместе с тем безработица по-прежнему остается достаточно острой социально-экономической проблемой Кировской области:
30 % всех безработных состоит на учете 8 и более месяцев, 6,5 месяцев составляет средняя продолжительность регистрируемой незанятости;
более 63 % от общего числа безработных составляют женщины;
пятая часть из состоящих на учете имеют длительный (более года) перерыв в работе, а около 8 % не имеют профессии (специальности).
В экономике области сохраняется достаточно большое количество социально значимых работ, имеющих временный характер (работы в жилищно-коммунальном комплексе, сельском хозяйстве, социальной сфере и т.д.), большая часть из которых практически не требует специальной подготовки работников.
Организация общественных работ позволит не только обеспечивать временное трудоустройство граждан, имеющих достаточно низкий уровень квалификации, но и возможность предоставления гражданам, имеющим работу, материальной поддержки в виде временного заработка, а также удовлетворять потребности предприятий в кадрах для выполнения работ, носящих временный и сезонный характер.
В связи с этим в новых экономических условиях развитие и расширение масштабов общественных работ становится одним из ключевых направлений деятельности службы занятости по реализации активной политики занятости на рынке труда области.
Реализация Подпрограммы позволит закрыть текущую потребность муниципальных образований в выполнении социально значимых видов работ, поддержать уровень жизни граждан, и прежде всего особо нуждающихся в социальной защите.