АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22.10.1999 N 381
О неотложных мерах по улучшению
лекарственного обеспечения населения
Кировской области
_________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 28.11.2006 № 75/273
_________________________________________________
В последнее время ухудшилось лекарственное обеспечение лечебно - профилактических учреждений и населения Кировской области. Из запланированных 62,3 млн. руб. в бюджетах всех уровней на приобретение медикаментов в 1998 году профинансировано лишь 30,4 млн. руб., что составляет 48,8 % от плана (всего от общего объема финансирования по отрасли здравоохранения на медикаменты направлено 7,6 %).
Крайне неудовлетворительно финансируется приобретение медикаментов в 1999 году. В консолидированном бюджете здравоохранения области статья "Медикаменты" уменьшена на сумму более 10 млн. руб. по сравнению с прошлым годом (в целом по области за семь месяцев текущего года на данные цели направлено 5,6 % от общего финансирования здравоохранения).
Особое беспокойство вызывает льготное обеспечение медикаментами. На эти цели должно направляться не менее 30 % от расходов по статье "Медикаменты". В 1999 году в областном бюджете на эти цели должно быть направлено 18,6 млн. рублей, выделено - 4,6 млн. рублей, что составляет 14,8 % от расходов на медикаменты.
В связи с недостаточным бюджетным финансированием, наличием значительных долгов за прошлые годы государственная аптечная сеть не в состоянии качественно обеспечивать весь объем возложенных на нее задач.
Неэффективно используются возможности государственного областного оптового звена. В связи с изначальным отсутствием оборотных средств и высокой кредиторской задолженностью меры, принимаемые КОГУП "Аптечный склад" для смягчения последствий реорганизации аптечной службы области, не могут радикально изменить ситуацию.
Интенсивно развивается коммерческий сектор фармацевтического рынка. На 01.09.99 в области насчитывается 467 аптечных учреждений различных форм собственности, из них - 163 коммерческих, что составляет 34,9 %. Однако многосубъектность фармацевтического рынка и предполагавшиеся конкурентные отношения не обеспечили ни большей доступности и безопасности лекарственной помощи, ни существенного снижения цен на медикаменты.
Резко активизировалась деятельность иногородних компаний и фирм, имеющих федеральные лицензии, что способствует оттоку значительной части денежных средств, в том числе и бюджетных ассигнований, за пределы области.
Возникает насущная необходимость выработки единой политики в сфере лекарственной помощи населению области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом "О лекарственных средствах" от 22.06.98 N 86-ФЗ, Уставом (Основным законом) Кировской области, постановляю:
1. Указать главам администраций районов: Верхнекамского (Татаринов М.Ю.), Кирово-Чепецкого (Васильев В.А.), Котельничского (Крутихин С.А.), Вятскополянского (Холманских В.В.) и города Кирова (Киселев В.А.), финансовому управлению администрации области (Помаскин А.М.), департаменту здравоохранения администрации области (Шулятьев Г.Ф.) на невыполнение в полном объеме распоряжений Губернатора области от 26.01.98 N 93 "О приобретении лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения амбулаторных и стационарных больных" и от 20.04.99 N 447 "Об улучшении обеспечения лечебно - профилактических учреждений населения области лекарственными средствами".
2. Обратить внимание глав администраций районов и городов области:
2.1. На безусловное выполнение указанных распоряжений под персональную ответственность.
2.2. На внесение поправок в местные бюджеты с выделением отдельной строкой средств на бесплатное и льготное обеспечение населения медикаментами.
Информацию представить в контрольное управление администрации области к 01.11.99.
3. Финансовому управлению администрации области (Помаскин А.М.) ввести в практику уменьшение размеров дотаций районам из областного бюджета на сумму недофинансирования ими статьи "Медикаменты".
4. Рекомендовать главам администраций районов и городов области при принятии решений об открытии новых аптечных учреждений руководствоваться социальными нормативами и нормами, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р. Прилагаются.
5. Определить Кировское областное государственное унитарное предприятие "Аптечный склад" ведущим поставщиком по централизованному снабжению основными жизненно необходимыми лекарственными препаратами государственной аптечной сети и лечебно - профилактических учреждений области.
6. Департаменту экономики администрации области (Куимова Л.Н.), финансовому управлению администрации области (Помаскин А.М.) обеспечить выполнение постановления Губернатора области от 01.09.98 N 374 "О Программе неотложных мер по финансовому оздоровлению Кировского областного государственного унитарного предприятия "Аптечный склад".
Финансовому управлению администрации области в срок до 01.11.99 решить вопрос о выделении КОГУП "Аптечный склад" в порядке пополнения оборотных средств целевого займа в сумме 4,5 млн. руб. для расчетов с кредиторами и прекращения в отношении него исполнительного производства.
7. Департаменту здравоохранения администрации области (Шулятьев Г.Ф.), областной комиссии по лицензированию и сертификации (аккредитации) медицинской и фармацевтической деятельности департамента здравоохранения администрации области (Седелков В.Е.), управлению внутренних дел Кировской области (Розуван А.М.), управлению Министерства РФ по налогам и сборам по Кировской области (Бакин В.Г.), комитету ценовой политики администрации области (Гаряев Н.Н.) обеспечить контроль за работой фармацевтических организаций всех форм собственности, в том числе за деятельностью иногородних фармацевтических фирм, имеющих федеральную лицензию на территории области, особенно в части реализации сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и ценообразования.
8. Департаменту здравоохранения администрации области (Шулятьев Г.Ф.) провести реорганизацию государственного учреждения здравоохранения "Кировская областная контрольно - аналитическая лаборатория" путем преобразования в ГУЗ "Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Кировской области", оснастить его необходимыми приборами и оборудованием, обеспечить его аккредитацию в Министерстве здравоохранения РФ до 01.11.99.
9. Рекомендовать региональной энергетической комиссии (Торсунов В.Ю.) в установленном порядке решить вопрос о предоставлении скидок по тарифу на электрическую энергию для аптек и аптечного склада, занимающихся изготовлением лекарственных средств и хранением областного запаса иммунологических препаратов, согласно приложению.
10. Главам администраций районов и городов области, комитету по управлению государственным имуществом Кировской области (Пентегов Г.А.), департаменту строительства и жилищно - коммунального хозяйства администрации области (Логинов В.И.) рассмотреть вопрос о предоставлении производственным аптекам и аптечному складу льгот по оплате за коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
11. Управлению внутренних дел Кировской области (Розуван А.М.) рассмотреть вопрос о предоставлении аптекам и аптечному складу, лечебно - профилактическим учреждениям, осуществляющим хранение наркотических и психотропных веществ, льгот по оплате услуг вневедомственной охраны.
12. Департаменту здравоохранения администрации области (Шулятьев Г.Ф.):
12.1. В срок до 01.11.99 войти в Кировскую областную Думу, Кировскую городскую Думу с предложениями о предоставлении налоговых льгот производственным аптекам и аптечному складу.
12.2. В срок до 01.01.2000 внести на рассмотрение Кировской областной Думы проект закона "О лекарственном обеспечении".
13. Утвердить программу "Организация лекарственной помощи населению Кировской области". Прилагается.
14. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Покручину А.А.
Губернатор
Кировской области
В.Н.СЕРГЕЕНКОВ
ВЫПИСКА
ИЗ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 03.07.96 N 1063-Р "СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И НОРМЫ"
(РАЗДЕЛ "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. НОРМАТИВ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ АПТЕКАМИ")
Наименование | Единица измерения | Количественная |
В сельской местности | учреждений | 1 на 6,2 тыс. жителей |
В городах с числом | учреждений | 1 на 10 тыс. жителей |
В городах с числом | учреждений | 1 на 12 тыс. жителей |
В городах с числом | учреждений | 1 на 13 тыс. жителей |
В городах с числом | учреждений | 1 на 15 тыс. жителей |
В городах с числом | учреждений | 1 на 20 тыс. жителей |
Приложение
к постановлению
Губернатора области
от 22 октября 1999 г. N 381
ПЕРЕЧЕНЬ АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
г. Киров | Область | |||
Занимающихся изготовлением | лекарственных средств | |||
| ||||
Осуществляющих хранение областного запаса | ||||
иммунобиологических препаратов | ||||
Аптечный склад |
Утверждено
постановлением
Губернатора области
от 22 октября 1999 г. N 381
ПРОГРАММА
"ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Содержание проблемы
Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения гарантированного качества и по доступным ценам является одной из важнейших социальных задач, решение которой во многом зависит от эффективного государственного регулирования фармацевтического рынка.
Любой отрасли экономики рыночной саморегуляции изначально присущи стихийные процессы. В связи с этим, тем более в условиях переходной экономики, углубляющегося системного кризиса, необходимы правильные пропорции, сбалансированность рыночного саморегулирования и государственного управления, сочетание административных мер и экономических рычагов в этой важнейшей социально - экономической сфере. Подобная концепция получила нормативное закрепление в постановлении Правительства России от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".
В сложившейся социально - экономической ситуации задача обеспечить законодательно установленные гарантии лекарственной помощи населению области, ее доступность и безопасность требует координации деятельности субъектов фармацевтического рынка независимо от их организационно - правовых форм, предельно эффективного использования средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, надлежащей организации поставок в область лекарственных средств и изделий медицинского назначения, их рационального использования.
Фармацевтическую деятельность на областном рынке лекарственных средств осуществляют государственные аптечные предприятия (65,1 %), фармацевтические организации негосударственной формы собственности (34,9 %). Самостоятельную закупку лекарственных средств от оптовых поставщиков - посредников осуществляют лечебно - профилактические учреждения, управление здравоохранения г. Кирова.
Такая инфраструктура рынка привела к заметному расширению ассортимента лекарственных средств. Однако это не обеспечило большей доступности и безопасности лекарств для амбулаторных и стационарных больных. Появление на рынке большого числа посреднических предприятий при кажущемся изобилии лекарственных средств не позволило обеспечить полную потребность населения в лекарствах, особенно группы жизненно важных. При этом число действующих аптечных предприятий значительно превышает установленный норматив развития сети аптек, обслуживающих население.
Реорганизация единой государственной аптечной службы области 1995 - 1997 годов, проведенная без учета финансового состояния аптек, перспектив бюджетного финансирования, оценки предпринимательского потенциала фармацевтических кадров, не создала ожидаемых условий для действия конкурентных механизмов на фармацевтическом рынке, снижения цен на лекарства. Более того, реформирование аптечного хозяйства привело к финансовой несостоятельности заметного числа государственных аптечных предприятий, потере конкурентоспособности, устранению ряда из них с фармацевтического рынка, росту цен на медикаменты, диспропорциям в номенклатуре лекарственных средств путем "вымывания" ассортимента медикаментов, используемого в условиях стационарного лечения больных.
В соответствии с рядом нормативно - правовых актов Российской Федерации до 60 % общего объема лекарственных средств должны отпускаться населению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования (Фонд обязательного медицинского страхования). Препараты таких специфических групп, как противоопухолевые, противодиабетические, противоастматические и другие, должны в полном объеме отпускаться больным бесплатно. Законодательно определен Перечень категорий заболеваний и групп населения, пользующихся правом льготного получения лекарств. В настоящее время право на льготное лекарственное обеспечение имеют около 500 тысяч жителей Кировской области. Еще более возросла категория этих больных с выходом Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.95 N 5-ФЗ. Бесплатная лекарственная помощь должна оказываться всем стационарным больным.
Разработан, но по настоящее время не утвержден как неподкрепленный финансовыми ресурсами территориальный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для оказания лекарственной помощи населению в рамках программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью. Указанное обстоятельство не позволяет создать гарантированный запас таких медикаментов, надлежащим образом организовать их поставку в регион с учетом состояния и перспектив финансирования отрасли, приступить к стандартизации медицинских услуг. В области не создан неснижаемый запас препаратов неотложной помощи, иммунобиологических препаратов, оперативный резерв жизненно важных лекарственных средств. Одновременно с этим имеет место и нерациональное использование лекарств в лечебных учреждениях, необоснованное их назначение льготным категориям амбулаторных больных, включая медикаменты вспомогательного и симптоматического действия, дорогостоящие импортные при наличии более дешевых отечественных аналогов, полипрагмазия.
Фактическое финансирование льготного отпуска лекарств значительно ниже действительных объемов отпуска этих лекарств аптеками. При этом расчетный объем бюджетного финансирования на эти цели составляет не менее 235,5 млн. руб. в год.
Вследствие этого до более одного года задерживаются расчеты бюджетов с аптеками за препараты, отпущенные льготным категориям больных, что приводит к отвлечению из их оборота денежных средств, росту кредиторской задолженности поставщикам, снижению ассортимента медпрепаратов в аптеках, несвоевременному обеспечению населения жизненно важными препаратами, отказами в отпуске препаратов больным, имеющим льготы. К тем же последствиям приводит и длительно непогашаемая задолженность лечебных учреждений за препараты, отпущенные аптеками для лечения стационарных больных.
Вследствие недостаточного бюджетного финансирования лечебных учреждений стационарные больные вынуждены зачастую приобретать лекарственные средства за плату.
Несовершенна система организации снабжения стационаров лекарственными средствами. Отсутствует дифференциация в ценах на лекарства, отпускаемые из аптек лечебным учреждениям и населению. Это приводит к отпуску лекарств в стационары по розничным ценам, то есть неоправданному расходованию бюджетных средств и значительному удорожанию лечения стационарных больных. В силу незнания конъюнктуры рынка и отсутствия входного контроля качества самостоятельная закупка лечебными учреждениями лекарственных средств приводит к удорожанию медикаментов, применению лекарств ненадлежащего качества.
Неупорядоченность в источниках поставок лекарств группы жизненно необходимых и порядке обеспечения ими лечебных учреждений приводит к существенным различиям в стоимости этих медикаментов в районах области, а нередко и в пределах одного района (города).
Несмотря на социальную значимость задач, решаемых государственными аптечными предприятиями, не решен вопрос их льготного налогообложения, установления льготных ставок арендной платы и тарифов на различные услуги.
Серьезной проблемой остается обеспечение безопасности ввозимых в область лекарств.
Неэффективно используются возможности специализированного складского комплекса, находящегося в областной государственной собственности.
Изложенные обстоятельства не позволяют комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и делают необходимым государственную поддержку для ее решения, вызывают необходимость разработки, принятия и реализации настоящей Программы.
2. Правовые основы разработки и реализации Программы
Правовой основой для разработки Программы являются "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", федеральные законы "О лекарственных средствах" от 22.06.98 N 86-ФЗ, "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.98 N 157-ФЗ, постановления Правительства России от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", от 11.09.98 N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью", от 29.03.99 N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", от 08.04.99 N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", принятые в соответствии с ними нормативные акты Министерства здравоохранения России.