1.1. Малое предпринимательство является важнейшим сектором рыночной экономики области. Развитие малого предпринимательства способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития региона.
Особую роль малого предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
малое предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, нерентабельные для крупного производства;
малое предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
становление и развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров населения, предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства;
развитие малого предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
По состоянию на 1 июля 2005 года в Кировской области зарегистрировано 5,9 тыс. малых предприятий, 35 тыс. индивидуальных предпринимателей. Всего в малом предпринимательстве занято более 200 тыс. человек, что составляет 26 % от экономически активного населения области.
Малый бизнес производит 17 % от регионального выпуска товаров и услуг, обеспечивает более 8 % налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и охватывает все сферы экономической, социальной и культурной жизни населения Кировской области.
Выручка от реализации товаров и услуг малых предприятий в 2004 году по сравнению с 2002 годом выросла в 1,6 раза (в сопоставимых ценах), инвестиции в основной капитал - на 50 %, выпуск товаров и услуг - на 45 %. За 2002-2004 годы субъектами малого предпринимательства создано 17 тыс. новых рабочих мест.
Несмотря на общую положительную тенденцию развития малого предпринимательства в Кировской области и роста экономических показателей от его деятельности, в целом, данный сектор экономики в регионе развит недостаточно. Число малых предприятий в расчете на 1000 жителей области составляет всего 3,8, тогда как в среднем по России - 6, в Москве и Санкт-Петербурге - 20, а в странах Евросоюза - не менее 30.
1.2. В 2005 году заканчивается срок действия областной целевой программы "Основные направления поддержки и развития малого предпринимательства на 2003-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 17.09.2002 № 26/321.
В результате реализации данной Программы:
разработана Концепция политики Правительства Кировской области по развитию малого предпринимательства на 2004-2010 годы;
создан и функционирует Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, а также 11 муниципальных фондов поддержки предпринимательства;
организована работа по созданию и развитию комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
проводится обучение молодежи Кировской области основам предпринимательской деятельности.
В то же время, широкий спектр вопросов, касающихся сектора малого предпринимательства, остается нерешенным, в том числе:
финансирование государственных и муниципальных программ поддержки субъектов малого предпринимательства осуществляется на крайне низком уровне;
отсутствует широко развитая инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства;
не решена проблема обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, отсутствуют механизмы самофинансирования малого бизнеса;
в большинстве муниципальных образований нет понимания того, что малый бизнес - перспектива развития муниципальной экономики;
не реализован комплекс мер отраслевой поддержки малого предпринимательства;
отсутствует системный подход к преодолению административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
(п. 1.2. с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Кировской области от 08.04.2008 № 127/113)
1.3. В настоящий момент Российская Федерация в целом и Кировская область, в том числе, находится в стадии реформ. Это реформа местного самоуправления, реформа жилищно-коммунального хозяйства, реформирование общественных финансов, подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию, а также вопросы, связанные с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации и ряд других. Общая логика всех проводимых реформ направлена на объединение усилий институтов государственной власти и бизнес-сообщества в деле развития и
укрепления государства и решения проблемы удвоения внутреннего валового продукта. В то же время при отсутствии грамотной политики в отношении развития предпринимательства реформы могут нанести существенный вред малому бизнесу, а также экономике области в целом.
Исходя из сложившейся ситуации, необходима активизация государственной политики области по поддержке малого предпринимательства. Для достижения синергетического эффекта в развитии малого предпринимательства области необходима скоординированная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений предпринимателей.
1.4. В реализации Программы примут участие: