ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области от 08.10.2007 № 169-ЗО
_____________________________________________________
Принят Законодательным
Собранием Кировской области
28 апреля 2005 года
Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Кировской области.
1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
1) государственные природные заказники;
2) природные парки;
3) памятники природы;
4) природные микрозаповедники;
5) лечебно - оздоровительные местности и курорты;
6) дендрологические парки и ботанические сады;
7) лесопарки;
8) природные рекреационные зоны;
9) особо охраняемые водные экосистемы;
10) зеленые зоны;
11) природно-исторические комплексы;
12) охранные зоны особо охраняемых природных территорий.
Органами местного самоуправления могут устанавливаться иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции и другие).
2. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним территориях могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
3. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Кировской области и находятся в ведении органов государственной власти области.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются Правительством области. Особо охраняемые природные -территории местного значения определяются в порядке, установленном настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Кировской области.
4. К особо охраняемым природным территориям регионального значения относятся государственные природные заказники, природные парки, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, дендрологические парки и ботанические сады, природные микрозаповедники, особо охраняемые водные экосистемы, природно-исторические комплексы, охранные зоны особо охраняемых природных территорий, порядок создания, а также обеспечение охраны которых устанавливается законом области.
5. К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся лесопарки, лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные рекреационные зоны, зеленые зоны и иные категории особо охраняемых природных территорий, порядок создания, а также обеспечение охраны которых устанавливается в соответствии с настоящим законом органами местного самоуправления.
1. Развитие сети особо охраняемых природных территории в области осуществляется по научно обоснованной, перспективной схеме организации и использования разных категорий особо охраняемых природных территорий с созданием их единой функциональной системы.
2. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем охраны природы, схем землеустройства, решении вопросов по приватизации земель.
3. На основании перспективной схемы организации и использования разных категорий особо охраняемых природных территорий Правительство области принимает решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, об ограничении на них хозяйственной деятельности, исключении их из площади приватизируемых земель, запрещении их отвода под застройку, садовые участки и другие хозяйственные нужды.
4. Процедура образования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования и включает в себя следующие основные этапы в их последовательности:
разработка научного обоснования организации особо охраняемой природной территории;
подготовка решения Правительства области об организации особо охраняемой природной территории;
3) проектирование и согласование вопросов по отводу земель;
4) подготовка решения Правительства области об утверждении границы и режима особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения.
Процедура образования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования с соблюдением процедур, в том числе проведение государственной экологической экспертизы, предусмотренных для образования особо охраняемой природной территории регионального значения.
5. Для решения вопроса об отнесении особо охраняемой природной территории местного значения к особо охраняемой природной территории регионального значения орган местного самоуправления обращается с соответствующим ходатайством в специально уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования, который осуществляет организацию особо охраняемой природной территории в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
6. Реорганизации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, перевод из одной категории в другую, равно как и снятие статуса особо охраняемой природной территории, осуществляется в порядке, предусмотренном для их образования.
1. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территориях регионального значения осуществляется Правительством области, специально уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.
2. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по выявлению, обоснованию организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.
1. Государственный природный заказник - природная территория, в пределах которой решением Правительства области бессрочно или временно запрещены или ограничены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны окружающей среды, а также с целью резервирования, восстановления или сберегающего использования отдельных природных ресурсов.
2. Государственные природные заказники в зависимости от объектов охраны могут иметь различный профиль (комплексные, биологические, ботанические, палеонтологические, гидрологические, геологические).
3. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников.
4. Государственный контроль за соблюдением установленного режима охраны и природопользования н6а территории государственного природного заказника осуществляется службой охраны государственного природного заказника, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Кировской области.
1. Государственные природные заказники образуются Правительством области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы научного обоснования создания особо охраняемой природной территории.
2. При образовании государственного природного заказника с изъятием земельных участков у пользователей, владельце и собственников эти земли предоставляются в пользование государственному природному заказнику в соответствии с федеральными законами.
1. Государственные природные заказники могут создаваться в форме природоохранного учреждения.
2. Государственные природные заказники находятся в ведении специально уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования, финансируется за счет средств областного бюджета и других, не запрещенных законом, источников.
3. Для обеспечения функционирования двух и более государственных природных заказников может создаваться их дирекция со службами охраны конкретных государственных природных заказников.
4. Государственные природные заказники распоряжаются в установленном порядке следующими финансовыми средствами:
в порядке целевого финансирования из бюджета области;
в счет возмещения ущерба, причиненного физическими и юридическими лицами расположенным на территории заказника природным комплексам и объектам;
от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования.
1.На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняется вред природным комплексам и их компонентам. Режим особой охраны государственных природных заказников устанавливается Положением о них.
2.Положение о государственном природном заказнике утверждается Правительством области по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
3.Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный на территории конкретного государственного природного заказника режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законодательством ответственность.
1.Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Кировской области, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
2.Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
3.На природные парки возлагаются следующие задачи:
1) сохранение природной среды, природных ландшафтов;
2) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
3)разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
1. Решение об образовании природных парков принимает Правительство области по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
2. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением Правительства области по согласованию с Правительством Российской Федерации.
1. Природные парки являются юридическими лицами, являются некоммерческими организациями и создаются в форме природоохранного учреждения финансируемого за счет средств областного бюджета.
2. Средствами природных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие средства:
1) в порядке целевого финансирования из бюджета области;
2)в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;
3)от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков;