ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10.10.2003 г. № 53/283
Об областной целевой программе
"Поэтапный переход к системе
"Врач общей практики (семейный врач)"
в Кировской области" на 2004 - 2008 годы
_____________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 25.10.2007 № 111/438
_____________________________________________________
В целях дальнейшего совершенствования и организации укрепления амбулаторно-поликлинической помощи населению, а также поэтапного внедрения службы общей врачебной (семейной) практики Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Поэтапный переход к системе "Врач общей практики (семейный врач)" в Кировской области" на 2004 - 2008 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Определить основным заказчиком по реализации Программы департамент здравоохранения Кировской области (Шулятьев Г.Ф.).
3. Рекомендовать муниципальным образованиям области принять долевое участие в финансировании Программы.
4. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин А.М.) осуществлять финансирование Программы в 2004 - 2008 годах за счет ассигнований, предусмотренных в областном бюджете по отрасли "Здравоохранение", и предусмотреть необходимые целевые объемы финансирования на выполнение Программы в проектах областного бюджета на 2004 - 2008 годы.
5. Установить, что положения Программы являются приоритетными при оказании медицинской помощи населению.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на и.о. заместителя Председателя Правительства области Чурина А.М.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области В.Н. Сергеенков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 10.10.2003 г. № 53/283
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОЭТАПНЫЙ ПЕРЕХОД К СИСТЕМЕ "ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ)"
В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2008 ГОДЫ
Паспорт
областной целевой программы "Поэтапный переход к системе "Врач общей практики (семейный врач)" в Кировской области" на 2004 - 2008 годы
Наименование Программы | "Поэтапный переход к системе "Врач общей практики (семейный врач)" в Кировской области" |
Основание для принятия решения о разработке Программы | приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.08.92 № 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.99 № 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика"; приказ департамента здравоохранения Кировской области от 20.01.2003 № 28-л "О подготовке врачей общей практики (семейного врача) в 2003 году" |
Заказчик Программы | департамент здравоохранения Кировской области |
Цель Программы | повышение и совершенствование уровня амбулаторно-поликлинического обслуживания населения |
Задачи Программы | совершенствование правовых, нормативно-методических и финансово-экономических основ реформирования системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи; увеличение объемов медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и обеспечение доступности, комплексности, экономической эффективности медицинского обслуживания населения; развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для общей врачебной (семейной) практики; внедрение (с использованием накопленного опыта) рациональных форм и методов оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общей врачебной (семейной) практики в ее взаимосвязи со специализированными видами медицинской помощи, помощью на дому, неотложной и скорой медицинской помощью; обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепление здоровья населения |
Сроки реализации Программы | 2004 - 2008 годы |
Перечень основных направлений реализации Программы | развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики; оборудование офисов одиночной и групповой общей врачебной практики (ОВП), центров (ОВП); оснащение офисов ОВП согласно перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.11.2002 № 350 |
Основные исполнители Программы | департамент здравоохранения Кировской области, Кировская государственная медицинская академия 1), Кировский медицинский колледж, муниципальные образования области 1) |
Источники финансирования Программы | областной бюджет; внебюджетные источники; бюджеты муниципальных образований области (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | проведение структурной реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи путем усиления и развития ОВП; отработка системы и постоянная подготовка (переподготовка) кадров для ОВП; обеспечение ресурсосберегающей направленности амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения на более рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов; повышение использования экономичных стационарзамещающих видов помощи и устранение неоправданного использования ресурсоемких видов помощи (стационарной и скорой); удовлетворение спроса населения на доступную и своевременную медико-санитарную помощь и повышение ее эффективности и качества (диагностики, лечебных и реабилитационных мероприятий) на до и послегоспитальных этапах; создание предпосылки улучшения показателей состояния здоровья населения, снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, первичный выход на инвалидность у работающих, обращаемости на станции скорой медицинской помощи, сокращение уровня госпитализации и длительность госпитального этапа |
Система организации контроля за исполнением Программы | департамент здравоохранения Кировской области и иные органы исполнительной власти области осуществляют контроль за реализацией Программы в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 05.02.2002 № 9/28 "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области" |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения и демографических показателей. В 2002 году амбулаторно-поликлиническая помощь, центральное звено всего здравоохранения, в области оказывалась в 218 амбулаторно-поликлинических учреждениях, что на 10 меньше чем в 2001 году. Посещения в амбулаторно-поликлинические учреждения из года в год сокращаются. В 2002 году по сравнению с 2001 годом их стало на 206717 меньше и составило 8022 посещений на 1000 жителей. Вместе с тем укомплектованность участковыми терапевтами остается на низком уровне и составляет 79,2%. В среднем по области на 1 терапевтическом участке состоят 1790 человек, а в таких районах как Яранский, Афанасьевский, Санчурский, Лузский на приписных участках от 4700 до 5700 человек.
В связи с этим существующая амбулаторно-поликлиническая служба не в состоянии полностью обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, на этапе которого начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% всего обратившегося за медпомощью населения.
При развитии узкой специализации на догоспитальном этапе участковый врач в должном объеме не координирует лечебно-профилактическую работу на своем участке, не обеспечивает контроль за состоянием пациента и его семьи и фактически не несет ответственность за объем и качество оказываемой медицинской помощи.
Необходимость реформирования системы организации амбулаторно-поликлинической помощи стала очевидна. С переходом к системе обязательного медицинского страхования сформировался социальный заказ на введение общей врачебной (семейной ) практики. Одновременно с развитием ОВП для усиления первичного звена системы здравоохранения необходимо проведение реорганизации стационарной помощи и перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный, развертывание в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров и стационаров на дому, консультативно-диагностических комплексов, центров амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, отделений медико-социальной реабилитации и терапии. Широкое использование стационарзамещающих технологий и дневных форм пребывания пациентов в стационарах позволяет повысить расходы на внебольничную помощь с существующих 20 - 30% до 40 - 50% всех расходов здравоохранения.
В перспективе увеличение доли финансирования амбулаторно-поликлинического звена позволит увеличить соответствующую первичную медпомощь примерно в 2 раза и снизить уровень госпитализации, вызовов скорой медицинской помощи - наиболее ресурсоемкой по сравнению с другими видами помощи. Как показывает накопленный опыт в отдельных регионах страны широкое внедрение ОВП становится началом структурных преобразований в системе медицинской помощи и здравоохранения, улучшает качество, доступность и экономичность медицинской помощи.
В настоящее время существует ряд существенных факторов, сдерживающих внедрение ОВП: недостаточность ресурсов, нехватка профессиональных кадров и несовершенство их профессиональной подготовки, недостаточно разработана правовая, финансовая база и информационной поддержки, а также механизмов взаимодействия ОВП со службами здравоохранения, страхования и социальной защиты.
2. Основная цель, задачи и сроки реализации Программы
2.1. Программа ставит целью формирование основ и условий для повышения эффективности и усиления первичного звена здравоохранения области при ведущей роли в развитии первичной медико-социальной помощи общей врачебной (семейной практики).
2.2. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
2.2.1. Развитие системы комплексной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров врачей и средних медработников для ОВП на базе Кировской государственной медицинской академии и Кировского базового училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
2.2.2. Внедрение новой нормативно-правовой и организационно-методической базы для ускорения реализации реформы первичного звена здравоохранения и становления ОВП.
2.2.3. Создание материально-технической базы для функционирования индивидуальной, партнерской и групповой ОВП на базе фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, участковых больниц, поликлиник, центральных районных больниц, городских поликлиник и больниц.
2.2.4. Реализация механизмов использования потенциала ОВП и сестринского потенциала, повышение доступности, эффективности и качества медицинской помощи.
2.2.5. Внедрение опыта других регионов, рациональных методов первичной медико-санитарной помощи на базе ОВП в ее взаимосвязи со специализированными видами медицинской помощи, помощью на дому, неотложной и скорой медицинской помощью.
2.2.6. Развитие и сочетание с ОВП стационарзамещающих технологий медицинской помощи.
2.3. Сроки реализации Программы - 2004 - 2008 годы.
3. Система программных мероприятий
При реализации Программы предусматривается:
3.1. Подготовка врачей общей (семейной) практики на базе факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Кировской государственной медицинской академии и средних медицинских работников для ОВП на базе Кировского базового училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
3.2. Осуществление практического организационно-методического руководства работой ОВП со стороны департамента здравоохранения через главного внештатного специалиста департамента здравоохранения ОВП.
3.3. Создание офисов, центров и отделений ОВП в составе лечебно-профилактических учреждений области и г. Кирова, на базе существующих фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, участковых больниц, центральных районных больниц, городских поликлиник и их обеспечение необходимым оборудованием и оснащением в установленном порядке, согласно перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.11.2002 № 350.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области *, а также за счет внебюджетных источников согласно приложению.
На весь период, всего: 91520 тыс. руб.
В том числе:
областной бюджет - 36608 тыс. руб.;
бюджет муниципальных образований - 54912 тыс. руб.
Из них:
на подготовку и переподготовку кадров ОВП - всего: 4283,2 тыс. руб., в том числе:
областной бюджет - 1713,36 тыс. руб.;
бюджет муниципальных образований - 2569,84 тыс. руб.
Обеспечение оборудованием и оснащение офисов, центров и отделений ОВП, всего - 87236,8 тыс. руб.
В том числе:
областной бюджет - 34894,6 тыс. руб.;
бюджет муниципальных образований - 52342,16 тыс. руб.
5. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - департамент здравоохранения Кировской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства от 05.02.2002 № 9/28.
6. Оценка эффективности от реализации Программы
В ходе реализации Программы к 2008 году в результате мероприятий по реорганизации амбулаторно-поликлинического звена и постепенного перехода к ОВП ожидается:
укрепление системы мер, способствующих развитию относительно малозатратной медико-санитарной помощи; отработка системы последипломной и додипломной подготовки ОВП для работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях нового типа, обладающих навыками и знаниями в смежных специальностях, и способных расширить объем и номенклатуру предоставляемых медицинских услуг.
Приложение
к Программе
Финансирование областной программы
"Поэтапный переход к системе врач общей практики (семейный врач)"
2004 - 2008 гг., тыс. руб.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | Итого 2004 - 2008 годы | |||||||||||||
Обл. | Мест. 2) | Всего | Обл. | Мест. | Всего | Обл. | Мест. | Всего | Обл. | Мест. | Всего | Обл. | Мест. | Всего | Обл. | Мест. | ||
Всего | Всего | 5888 | 8832 | 14720 | 6912 | 10368 | 17280 | 9728 | 14592 | 24320 | 7168 | 10752 | 17920 | 6912 | 10368 | 17280 | 36608 | 54912 |
91520 | в том числе: | |||||||||||||||||
оборудо- | 5520 | 8280 | 13800 | 6480 | 9720 | 16200 | 9120 | 13680 | 22800 | 6720 | 10080 | 16800 | 6480 | 9720 | 16200 | 34320 | 51480 | |
85800 | медика- | 92,44 | 138,66 | 231,1 | 108,5 | 162,8 | 271,3 | 152,7 | 229,1 | 381,8 | 112,5 | 168,8 | 281,4 | 108,5 | 162,8 | 271,3 | 574,64 | 862,16 |
1436,8 | последи- | 275,56 | 413,34 | 688,9 | 323,5 | 485,2 | 808,7 | 455,3 | 682,9 | 1138,2 | 335,5 | 503,2 | 838,6 | 323,5 | 485,2 | 808,7 | 1713,36 | 2569,84 |