ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07.07.2003 № 47/175
Об областной целевой программе
«Переселение граждан Кировской области
из ветхого и аварийного жилищного фонда»
на 2003-2007 годы
__________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 19.09.2007 № 106/384
__________________________________________________________
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Кировской области, а также реализации прав граждан на жилище, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 № 33 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить областную целевую программу «Переселение граждан Кировской области из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2003-2007 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Департаменту строительства при Правительстве области (Логинов В.И.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать финансирование мероприятия настоящей Программы.
3. Установить, что мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета области.
4. Департаменту экономики при Правительстве области (Куимова Л.М.) ежегодно на основании предварительных бюджетных заявок включать Программу в перечень областных целевых программ, реализуемых на территорий области.
5. Департаменту строительства при Правительстве области (Логинов В.И.) совместно с департаментом экономики при Правительстве области (Куимова Л.М.) и финансовым управлением Кировской области (Помаскин А.М.) разработать порядок и принципы предоставления муниципальным образованиям области денежных средств, выделяемых из областного бюджета для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
6. Департаменту строительства при Правительстве области
(Логинов В.И.) ежегодно направлять в Госстрой Российской Федерации бюджетную заявку на выделение средств из федерального бюджета, а в департамент экономики при Правительстве области бюджетную заявку с обоснованием объемов финансирования Программы из областного бюджета на очередной финансовый год и осуществлять контроль за их реализацией.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления области:
7.1. Разработать муниципальные программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2007 годы (далее - программы) в срок до 01.10.2003.
7.2. Создать необходимые условия для реализации программ и обеспечить их финансирование за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
7.3. Обеспечить программы проектно-сметной документацией, разработанной и утвержденной в соответствии с действующим законодательством.
7.4. Предусмотреть расходование до 7% средств федерального бюджета для первоочередного переселения ветеранов, инвалидов войн и военной службы, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.
8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Могилюка А.Л.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области В.Н. Сергеенков
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Кировской области
от 07.07.2003 №47/175
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Переселение граждан Кировской области
из ветхого я аварийного жилищного фонда»
на 2003-2007 годы
Паспорт областной целевой программы
«Переселение граждан Кировской области та ветхого и аварийного жилищного фонда»
на 2003-2007 годы
Наименование Программы | «Переселение граждан Кировской области из ветхого и аварийного жилищного фонда» |
Основание для принятия решения о разработке Программы | распоряжение Правительства области от 19.07.2002 № 263 «О подготовке проекта программы «Переселение граждан Кировской области из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2003-2010 годы» |
Государственный заказчик Программы | департамент строительства при Правительстве области |
Основной разработчик Программы | департамент жилищно-коммуналъного комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области |
Цели Программы | обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, признанном таковым на 01.01.2002, и нуждающихся в улучшении жилищных условий; ликвидация существующего ветхого и аварийного жилищного фонда |
Задачи Программы | разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи; формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития жилых районов, где сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд; формирование финансовых средств и инвестиционных ресурсов для решения проблемы переселения граждан в благоустроенные дома за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования; формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения; взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда |
Сроки и этапы реализации Программы | 2003-2007 годы: 1-й этап - 2003-2004 годы; 2-й этап - 2005-2007 годы |
Мероприятия Программы | формирование правовой базы для предоставления гражданам благоустроенного жилья; методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан; разработка механизма улучшения жилищных условий переселяемых граждан; реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда с использованием механизмов страхования жилья; финансовое обеспечение Программы; разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда |
Объем финансирования Программы | 3898,75 млн. рублей |
Источники финансирования Программы | средства федерального бюджета (по согласованию), средства областного бюджета, средства бюджетов муниципальных образований области (по согласованию), внебюджетные источники финансирования |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда в благоустроенные дома около 32 тыс. граждан (количество граждан, подлежащих переселению, составляет 82,8 тыс. человек) до 2007 года; разработка механизма привлечения внебюджетных ресурсов для решения сложных социальных проблем; выполнение государственных обязательств по переселению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из ветхого и аварийного жилищного фонда |
Исполнители мероприятий Программы | департамент строительства при Правительстве области, департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области, департамент экономики при Правительстве области, финансовое управление Кировской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Кировской области, предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе для реализации настоящей Программы, органы местного самоуправления области (по согласованию) |
Система организации контроля за исполнением Программы | департамент строительства при Правительстве области осуществляет общее руководство реализацией Программы, организует формирование правовой базы, управляет финансовыми средствами, выделяемыми из федерального и областного бюджетов. Департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области осуществляет контроль за реализацией Программы и руководствуется в своей деятельности постановлением Правительства области от 05.02.2002 № 9/28 «О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области». Государственная жилищная инспекция Кировской области осуществляет контроль очередности переселения граждан и порядка предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Органы местного самоуправления области (по согласованию) ежеквартально представляют отчеты о ходе реализации настоящей Программы нарастающим итогом с начала года в департамент строительства при Правительстве области. Департамент строительства при Правительстве области ежеквартально представляет отчеты о ходе реализации Программы нарастающим итогом с начала года в департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области, департамент экономики при Правительстве области и Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу |
1. Введение
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение выполнения обязательства государства по реализации права граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде и нуждающихся в улучшений жилищных условий.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. В настоящей Программе предусматриваются мероприятия на 2003-2007 годы, которые являются основой для полного решения проблемы до 2010 года. С учетом анализа сложившихся условий в период реализации Программы на 2003-2007 годы будет разрабатываться Программа на 2008-2010 годы.
Решение проблемы переселения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из ветхого и аварийного жилищного фонда основывается на определении общих методологических принципов, правовых основ и финансовых механизмов ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, мер государственной поддержки в решении этой сложной задачи. Непосредственная деятельность, связанная с планированием и организацией работ по переселению граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию городских территорий, где располагается ветхий и аварийный жилищный фонд, возлагается на органы местного самоуправления области.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Основная задача Программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Большинство граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие коммунальной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию мероприятий, направленных на развитие таких территорий, сдерживают как финансовые проблемы, так и правовые вопросы, касающиеся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также вопросы, касающиеся предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
В Кировской области по состоянию на 01.01.2002 имеется 1555,02 тыс. квадратных метров ветхого и аварийного жилищного фонда, в котором проживает 31,6 тыс. семей, или 82,8 тыс. человек,
3. Основные цели и задачи Программы
3.1. Основные цели Программы:
3.1.1. Обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, признанном таковым на 01.01.2002 , и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3.1.2. Ликвидация существующего ветхого и аварийного жилищного фонда.
3.2. Основные задачи Программы:
3.2.1. Разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи.
3.2.2. Формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития жилых районов, где сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд.
3.2.3. Формирование финансовых средств и инвестиционных ресурсов для решения проблемы переселения граждан в благоустроенные дома за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования.
3.2.4. Формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения.
3.2.5. Взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Предусматривается поэтапное выполнение Программы в течение 2003-2007 годов.
4.1. Основными задачами первого этапа Программы (2003-2004 годы) являются:
4.1.1. Упорядочение методологических основ оценки ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан.
4.1.2. Формирование необходимой нормативной базы для предоставления благоустроенного жилищного фонда переселяемым гражданам.
4.1.3. Установление очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям), а также переселения граждан.
4.1.4. Привлечение и аккумулирование, в том числе в целевых бюджетных фондах, финансовых ресурсов для реализации Программы.
4.1.5. Реализация обязательств собственников аварийного жилищного фонда по его восстановлению.
4.2. Основными задачами второго этапа Программы (2005-2007 годы) являются:
4.2.1. Формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу.
4.2.2. Поэтапное переселение жильцов и снос ветхого и аварийного жилищного фонда.
4.2.3. Подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.
5. Система программных мероприятий
В плане организационных мероприятий согласно приложению 1 предусмотрены следующие направления реализации Программы:
5.1. Формирование правовой базы для предоставления гражданам благоустроенного жилья
Юридические вопросы переселения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из ветхого и аварийного жилищного фонда и решаются в рамках жилищного законодательства. Реализация Программы предусматривает формирование нормативно-правовой базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
5.2. Методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан
На основании установления четких юридических правил и критериев отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, единых в масштабах Российской Федерации, составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняются объем такого жилья и численность проживающего в нем населения. С учетом показателей реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объемы финансирования с учетом региональных цен на строительную продукцию.
Исходные данные для разработки Программы приняты на основании информации органов местного самоуправления области о потребности в соответствующем жилищном фонде и объемах финансирования, необходимых для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях области, согласно приложению 2.
5.3. Разработка механизма улучшения жилищных условий переселяемых граждан
Такой механизм предполагает, что муниципалитет на условиях социального найма предоставляет гражданам жилую площадь, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
жильем, полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Критерий выбора того или иного жилья должна определить муниципальная программа.
5.4. Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда с использованием механизмов страхования жилья
Одно из основных направлений реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для постоянного проживания граждан, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантия восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.
5.5. Финансовое обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы предполагает: использование бюджетных ресурсов; использование внебюджетных ресурсов; консолидацию финансовых ресурсов.
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников, в том числе: средств федерального бюджета; средств областного бюджета;
средств бюджетов муниципальных образований, в том числе: средств, получаемых от использования муниципальных земель, средств, получаемых от использования муниципальной недвижимости, средств от конкурсной продажи или передачи в долгосрочную аренду находящихся в муниципальном образовании престижных земельных участков, на которых расположен ветхий и аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство,
средств от продажи незавершенного строительства, средств налога на имущество (доля налога на жилье) с учетом его рыночной стоимости;
внебюджетных ресурсов, в том числе:
части суммы страховых взносов граждан за жилье;
кредитов банков;
облигационных займов;
средств организаций, заинтересованных в реализации муниципальных программ;
средств населения для частичной оплаты стоимости строительства жилья;
оплаты права строительства жилья и пользования муниципальной инфраструктурой в виде квартир, передаваемых застройщиками под переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
свободных денежных средств.
5.6. Разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда